Основные понятия сингапурского метода обучения.
ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts) - «запишите мысли» - обучающая структура, в которой
участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его
на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности,
каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся
16 листочков.
ЗУМ ИН (Zoom In) - «увеличивать» - обучающая структура, помогающая более подробно
и детально рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на
вопросы для генерирования интереса к определенной теме.
ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ (Inside-Outside Circle) - «внутренний и внешний круг» -
обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги
и делятся своими мнениями с разными партнерами.
КЛОК БАДДИС (Clock buddies) - «друзья по часам (времени)» - обучающая структура,
в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем»
время для эффективного взаимодействия.
КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ (Connect-Extend-Challenge) - «связать расширить –
продумать» - обучающая структура, помогающая РАСШИРИТЬ (углубить) знания по теме,
СВЯЗЫВАЯ их с предыдущим опытом и ПРОДУМЫВАЯ возможные ТРУДНОСТИ.
КОНЭРС (Corners) - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются
по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade) - «опроси-опроси-обменяйся карточками» -
обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по
пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.
МИКС ПЭА ШЭА (Mix Pair Share) - обучающая структура, в которой участники
СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается,
и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов)
и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).
МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) - обучающая структура, в которой участники
СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в
ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (Frayer Model) - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко
понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо
понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики,
примеры и антипримеры (то, что не может являться
примером).
МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat) - инструмент для управления классом. Табличка в центре
стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер
по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса
в командах.
ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ (Learning Structures) - техники и формы организации
обучения, выполняемые по определенному алгоритму.
ПАЙС (PIES) - английская аббревиатура заглавных букв четырех принципов,
необходимых для успешной работы в команде (Кооперативное обучение).
РАУНД РОБИН
• СИНГЛ РАУНД РОБИН (Single Round Robin или Round Robin) –
«однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают
ответы на данный вопрос по кругу один раз.
• КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (Continuous Round Robin) «продолжительный раунд
робин» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение
какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.
• ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) - «раунд робин в течение определенного
времени» - обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в
команде по кругу в течение определенного количества времени.
• ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round Robin) - «подумай-запиши-обсуди
в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ
высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди
ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.
• ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin) - «все пишут раунд робин» -
обучающая структура, в которой ученики по одному ЗАЧИТЫВАЮТ свои ответы по кругу,
а ВСЕ остальные ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листках.
РАУНД ТЭЙБЛ (Round Table) - обучающая структура, в которой учащиеся по очереди
выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.
РАФТ (RAFT) - Роль-Аудитория-Форма-Тема - более структурированный вариант
организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в
зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовится продукт), формы
выполнения и темы задания, определенные учителем.
РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) - обучающая структура, в которой два участника
поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.
РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (Rally Table) - обучающая структура, в которой два участника
поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги.
СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (Simultaneous Rally Table) –
«одновременный релли тейбл» - обучающая структура, в которой 2 ученика
одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию
одновременно передают друг другу.
СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (Simultaneous Round Table) - «одновременный раунд
тейбл» - обучающая структура, в которой 4 участника в команде одновременно
выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно
передают друг другу по кругу.
СТЁ ЗЕ КЛАСС (Stir the Class) - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой
учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше
идей участников к своему списку.
ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) - обучающая структура, в которой два участника
делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe) - «крестики-нолики» - обучающая структура, используемая
для развития критического и креативного мышления, в которой участники
составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду
по вертикали, горизонтали и диагонали.
ТИМБИЛДИНГ (Teambuilding) - совокупность структур, применяемых для
командообразования и сплочения команды из 4 человек.
ТИМ ЧИР (Team Cheer) - кричалка, девиз. ТИМ ЧИР - это короткое и веселое
упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down) - «встать - сесть» - обучающая
структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом,
двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.
ФАСИЛИТАТОР (Facilitator) - помощник; человек, который направляет,
облегчает работу.
ФО БОКС СИНЕКТИКС РЕВЬЮ (Four-Box Synectics Review) - структура,
помогающая рассмотреть какую-либо тему/концепцию с разных сторон
(не имеющих отношение к изучаемой теме) путем составления аналогий.
ХАЙ ФАИВ (High Five) - дословно «дай пять» SAM 0952 - сигнал тишины и
привлечения внимания.
ЭЙ АР ГАЙД (Anticipation-Reaction Guide «Руководство предположения/реакции»)
- обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по
теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления
(видео, картинка, рассказ и т.д.)
Тема урока: Единицы времени. Календарь. Год, месяц, неделя.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: способствовать развитию умений пользоваться табелем-календарём, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжение каникул.
Планируемые результаты.
Предметные. Познакомятся с табелем-календарём. Научатся: применять знания о единицах времени при выполнении практических заданий с опорой на календарь; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Формирование УУД:
Познавательные: понимать базовые межпредметные и предметные понятия (величина).
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; использовать математические термины, символы и знаки.
Коммуникативные: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь.
Личностные: проявлять мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения математики.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме, карточки, карманные календари.
Обучающие структуры: ТЭЙК ОФ- ТАЧ ДАУН, РЕЛЛИ РОБИН, МИКС ФРИЗ ГРУП , СИНГЛ РАУНД РОБИН
Ход урока.
I. Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу. У всех хорошее настроение?
- Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща удастся решить любые задачи.
Прозвенел звонок веселый,
Наш урок пора начать.
Дружно мы в ладоши хлопнем,
Ножкой вместе все притопнем,
Поздоровайтесь друг с другом
Вижу – можно начинать.
На уроках математики вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями
(слайд1)
Слушают и выполняют движения по ходу чтения стихотворения
Итак, мы начинаем урок математики.
II. Актуализация знаний.
Слайд 1.
- Рассмотрите числа:
7м, 17см, 27кг, 37дм, 47ч.
-Что интересного в ряде чисел?
(Числа увеличиваются на 10; в разряде единиц у них – цифра 7, все числа именованные)
-Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел.
(Нельзя сложить, так как это значения разных величин).
- Единицы измерения каких величин здесь есть?
(Длины, площади, массы, времени)
-Время – это величина?
(Да, его можно измерить и результат измерения выразить числом.)
-Какие единицы измерения вы знаете?
(Час, минута, год, век, месяц, неделя)
Слайд 2.
- Расположите в порядке возрастания названия этих временных понятий.
(работа с партнёром по плечу)
-Чётные номера, выньте содержимое в конвертах.
День, неделя, месяц, год, век
(Проверка. Самооценивание.)
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, существуют помощники, которые помогают людям ориентироваться во времени. А какие они, узнаете, отгадав слово, которое спряталось за этими примерами.
Слайд 3.
7 х 9 = А 36:4 = Д
21 : 3 = Р 7х8 = Л
9х9 = К 72:9 = А
5х8 = Е 0х56 = Ь
Расположите в порядке убывания. ( Модель ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН- «встать» - «сесть»)
(Проверка. Самооценивание).
Модель Сингл Раунд Робин
- Что такое календарь? (обсуждают в команде по 1 участнику). Спрашиваю по одному участнику.
- Назовите тему урока. Наша цель.
Слайд 4.
IV. Работа по теме урока.
Слайд 6.
- А сейчас обратимся к толковому словарю Ожегова. Прочитайте что означает это слово.
Слайд 7-9.
-Измерять время людям помогали наблюдения за природой, Солнцем, Луной и звёздами. В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Этот способ был не очень удобен. Тогда был составлен календарь. Сначала был отрывной календарь. Гораздо позже был составлен табель-календарь.
Слайд 10.
- В наше время существует множество различных видов календарей: настольный, настенный, отрывной, карманный.
Но все они показывают год, месяцы, дни недели, даты.
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как устроен табель-календарь и научимся им пользоваться.
Практическая работа с табелем-календарём.
У каждого ученика карманный табель-календарь.
Работа с учебником с. 98 № 1.
(Учащиеся работают с календарем, отвечают на вопросы устно)
- Какой месяц самый короткий? (Февраль 28 дней. Но случается так, что раз в 4 года в феврале бывает 29 дней. Этот год считается високосным, например 2012 год.)
- Какой год будет следующим високосным? ( 2016)
Скажите, сколько времён года в году? ( 4)
Сколько месяцев осенью? Перечислите их.
Назовите весенние месяцы.
Сколько месяцев длятся летние каникулы? Назовите их.
На зимних месяцах хочу остановиться. Скажите какой месяц зиму начинает, а год кончает? (Декабрь)
Скажите про какой месяц говорят « Году начало – зиме середина» (Январь)
Почему одни цифры чёрные, а другие красные?
А сейчас мы свами сделаем узелок на память в виде памятки:
Единицы времени
1 век = …. лет
1 год =…. месяцев
1 год= … дней
1 месяц= …дней
1 неделя =…дней
(Проверка по эталону. Самооценивание.)
Закрепление.
- Обсудите с партнёром по лицу задания. (Модель Релли Робин)
Найди верное утверждение
1) 1 час – 50 минут
2) 1 год – 12 месяцев
3) 1 век – 90 лет
Найди ошибки
1) февраль – самый короткий месяц в году
2) декабрь – первый месяц в году
3) в январе – 31 день
Найди лишнее
Январь, май, сентябрь.
- Поблагодарите своего партнёра за ответ.
Проверка. Опросить по одному участнику. Самооценивание.
V. Физминутка. ( Модель МИКС ФРИЗ ГРУП)
( Включаю музыку, дети передвигаются по классу, когда музыка остановится, дети замирают и слушают вопрос. Ответ на вопрос будет, какое-то число.)
- Ребята, вы должны сгруппироваться, каким будет ответ. Есть условие: никто не должен озвучивать ответ! А теперь дружно встали, задвинули стулья, и под музыку передвигаемся по классу.
Сколько будет, если из числа учебных дней в неделе вычесть 1? (5)
Сколько месяцев составляет 1/3 года? (4)
Каким по счёту стоит месяц октябрь? (10)
VI. Формирование умений и навыков.
Решение задачи.
_ Давайте теперь отправимся в любимое ваше время – каникулы.
Задача на слайде№ 13.
Зимние каникулы длятся 2 недели, а летние 3 месяца. На сколько дней больше летние каникулы?
Составим краткую запись к задаче. ( 1 ученик у доски).
Зимние кан. - ? 2 недели
Летние кан. - ? 3 месяца На ?
Давайте, используя СИНГЛ РАУНД РОБИН, обсудим в команде возможные варианты решения. 1 раз по кругу каждый участник предлагает пути решения задачи, т.е мы постараемся найти ответ на вопрос задачи в течение 2-х минут. Начинает участник № 4, потом № 3, №2,№1. У каждого из вас 30 секунд времени. (Ставлю таймер). Начали, время пошло.
- А теперь открыли тетради и запишите решение задачи.
(Ученики самостоятельно решают задачу. Проверка. Самооценивание.)
-Расшифруйте запись ( задание в команде)
Q | G | Д | L | U |
F | Y | N | D | Н |
W | Е | S | Z | Q |
В | R | I | Y | h |
G | D | W | Н | I |
S | W | И | Q | U |
Z | G | N | L | К |
Дневник.
- Как вы думаете, почему я зашифровала это слово?
(дневник – это личный календарь ученика, в котором тоже указываются месяца, дни недели, даты).
- Как нужно вести дневник?
- А что мы записываем в дневнике?
Домашнее задание. Составим календарь праздников. Каждому найти праздник и красочно оформить на альбомном листе.
Рефлексия. Итог.
Наш урок подходит к концу, и я хочу сказать….
- Мне больше всего удалось…
-Я могу себя похвалить…
- Я могу похвалить одноклассника … за…
- Меня удивило…
- На мой взгляд, мне не удалось…, потому что…
Оцените свою работу на уроке.
Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.
Самоанализ урока.
Тема урока: Единицы времени. Календарь. Год, месяц, неделя.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: способствовать развитию умений пользоваться табелем-календарём, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжение каникул.
Данный урок – урок открытия новых знаний .Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Виды учебной деятельности: сочетание фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работы.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.
При проведении урока была использована презентация, как компьютерная поддержка. При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников. Урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.
Урок поставленной цели достиг.
На уроке были применены следующие обучающие структуры:
Модель ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН - на этапе актуализации знаний.
РЕЛЛИ РОБИН – на этапе закрепления ( работа с партнёром по лицу)
СИНГЛ РАУНД РОБИН – на этапе самоопределения к деятельности, на этапе формирования умений и навыков.
МИКС ФРИЗ ГРУП – физминутка.
Эти структуры были проведены для развития коммуникации и сотрудничества.