Открытый урок математики в 4 классе
Тема: «Решение задач с величинами: Цена. Количество. Стоимость»
Цели урока:
Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачи, знакомить с новыми понятиями.
Развивать логическое мышление, воображение; развивать умение быстро принимать решения, формировать умение аргументировать свой ответ.
Воспитывать взаимоуважение, взаимопомощь.
Класс: 4 «Е» (УМК «Перспективная начальная школа»).
Оборудование: мультимедийные слайды, индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель:
Мы сегодня будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтоб урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся , дружок!
Чтобы включиться в работу, предлагаю сразу начать с мультфильма.
ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА «Муха цокотуха» К. Чуковский
-КТО ПОМНИТ автора?
Давайте наполним нашу " Корзину понятий" тем, что относится к понятию "Деньги". Итак, начинаем! (СМ. слайд)
Цена - это стоимость одного предмета.
Деньги любят счёт.
Стоимость - это количество денег, которые заплатили за товар.
Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли.
Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро.
Количество - это множество товара.
В России две группы денег: монеты и купюры.
Деньги можно хранить в банке, копилке.
Деньги можно у кого - нибудь попросить в долг.
Дружба дружбой, а денежки врозь.
В магазине дают сдачу.
Деньги воровать нельзя.
Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон.
Когда денег не было, люди обменивались товаром.
На деньги можно купить всё, кроме здоровья.
Деньги надо зарабатывать.
Деньги можно тратить.
. А что значат деньги для вас?
Где вы их используете?
А как вы к ним относитесь?
II. Самоопределение к теме урока
Вот еще вам картинки –подсказки, чтобы понять тему урока и цели.
СЛАЙД 4
-Интересно, как они могут быть связаны с уроком математики?
-Что их связывает?
-Где мы эти предметы можем видеть?
-Кто уже ходит самостоятельно?
-Как вы ведете себя?
-С какой целью ходят в магазин? Совершать покупки
-Какие ассоциации возникают у вас , когда вы слышите слово покупка?
-О чем вы думаете, когда слышите это слово?
Чтобы правильно совершать покупки, что нужно знать , уметь?
Нам нужно узнать математические понятия. И сформулировать тему урока. Для этого нам поможет устный счет, это пригодится на уроке
Решите задачу. СЛАЙД 5, 6
А я буду раздавать лотерейные билеты за правильные ответы, в конце урока разыграем выигрышные
Игра Ручеек
Алфавит |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й |
|
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
|
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Карточки
1.
8 * 3 = | | |
12 : 2 = | | |
5 * 3 = | | |
10 : 10 = | | |
6*4 = | | |
36:6 = | | |
3*5 = | | |
20:20 = | | |
24*1 = | | |
54:9 = | | |
5*2+5 = | | |
1*8-7= | | |
2.
3 * 4 = | | |
8 * 2 = | | |
13 * 1= | | |
20 : 2 = | | |
5 * 5 = | | |
18 : 3 = | | |
190:10 = | | |
10 * 2 = | | |
27 : 9 = | | |
4 * 4 = | | |
6*2 = | | |
4*4 = | | |
3.
190:10 = | | |
5*4 = | | |
2*8 = | | |
100:10 = | | |
7 х 2 = | | |
4*4 = | | |
19*1= | | |
200:10 = | | |
10 х 3 = | | |
19:1 = | | |
10*2 = | | |
160:10 = | | |
Результаты работы учеников
8 х 3 = | 24 | Ц |
12 : 2 = | 6 | Е |
5 х 3 = | 15 | Н |
10 : 10 = | 1 | А |
2.
3 х 4 = | 12 | К |
8 х 2 = | 16 | О |
13 х 1= | 13 | Л |
20 : 2 = | 10 | И |
5 х 5 = | 25 | Ч |
18 : 3 = | 6 | Е |
21 - 2 = | 19 | С |
10 х 2 = | 20 | Т |
27 : 9 = | 3 | В |
4 х 4 = | 16 | О |
3.
17 + 2 = | 19 | С |
4 + 16 = | 20 | Т |
40 – 24 = | 16 | О |
65 – 55 = | 10 | И |
7 х 2 = | 14 | М |
50 –34 = | 16 | О |
49 – 30 = | 19 | С |
13 + 7 = | 20 | Т |
10 х 3 = | 30 | Ь |
Какие понятия стали главными?
Предположите тему урока «Задачи с величинами цена, количество, стоимость»
Какие цели ставим?
-решать-
-понимать
-развивать вычислительные навыки
Пришли мы в магазин за определенным товаром. На каждом товаре представлены ценники, а на ценниках указана ЦЕНА (слайд).
- Цена – это сколько денег нужно заплатить продавцу за единицу товара: 1 штука, 1 кг, 1 десяток, 1 метр и т.д.
- Количество – это число, которое показывает сколько единиц товара хотят приобрести : 2 кг, 3 коробки, 4 литра и т.д.
- Стоимость – это сколько денег нужно отдать за всё количество товара.
СЛАЙД 7
Что такое деньги? Высказывают дети.
Деньги - это металлические или бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при покупке-продаже.
-Как вы относитесь к деньгам?
Я предлагаю устроить шоппинг (слайд 9)
III. Решение практических задач (проиграть в действительности). Работа в группах.
У нас здесь разные отделы. Каждая группа будет проигрывать решение задачи в действительности. Даны инструкции.
1 отдел «Игрушки »
-ЧТО МЫ ПОЖЕЛАЕМ ДРУГ ДРУГУ? (Ответы детей)
ВАМ НУЖНО совершить покупку и решить задачу, заполнив таблицу
1 группа
Задача 1
Одна игрушка стоит ___ рублей. Сколько стоят ____ таких игрушек?
- Что обозначает число 120 в задаче?
- Что обозначает число 5 в задаче?
- Что нам нужно найти?
- Как мы это сделаем?
-Заполните таблицу «Цена, количество, стоимость» и решите задачу
Напишите формулу
ЦЕНА | КОЛИЧЕСТВО | СТОИМОСТЬ |
| | |
2 группа
Задача 2
За ____ плитки шоколада Наташа заплатила _____ рублей. Сколько стоит 1 плитка шоколада?
- Что обозначает число 280 в задаче?
- Что обозначает число 3 в задаче?
- Что нам нужно найти?
- Как мы это сделаем?
-Заполните таблицу и решите задачу
Напиши формулу
ЦЕНА | КОЛИЧЕСТВО | СТОИМОСТЬ |
| | |
3 группа
Задача 3
Сколько файлов по _____ рублей может купить Дима на _______ рубля ?
- Что обозначает число 8 в задаче?
- Что обозначает число 720 в задаче?
- Что нам нужно найти?
- Как мы это сделаем?
- Заполните таблицу и решите задачу
Напиши формулу
ЦЕНА | КОЛИЧЕСТВО | СТОИМОСТЬ |
| | |
4 группа
Задача 4
У Светы ____ рубля, а у Веры -______ рублей. Сколько плиток шоколада они могут купить на все деньги, если 1 плитка шоколада стоит ______ рублей?
- Что обозначает число 750 в задаче?
- Что обозначает число 75 в задаче?
- Что нам нужно найти?
- Как мы это сделаем?
- Заполните таблицу и решите задачу
ЦЕНА | КОЛИЧЕСТВО | СТОИМОСТЬ |
| | |
5 группа
Задача 5
Мама купила ____ карандашей по ____ руб и ____ наклейки . За всю покупку она заплатила________ рублей. Сколько стоит одна наклейка?
- Что обозначает число 10 в задаче?
-Что обозначает число 7 в задаче?
- Что обозначает число 300 в задаче?
- Что нам нужно найти?
- Как мы это сделаем?
- Заполните таблицу и решите задачу
НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА | ЦЕНА | КОЛИЧЕСТВО | СТОИМОСТЬ |
| | | |
| | | |
Группа 6
Задача 6
Бабушка купила ____ словаря по ______ руб и ______ книги по ______ руб. Сколько должна заплатить бабушка за покупку?
- Что обозначает число 2 в задаче?
-- Что обозначает число 3 в задаче?
-Что обозначает число 350 в задаче?
- Что обозначает число 200 в задаче?
- Что нам нужно найти?
- Как мы это сделаем?
- Заполните таблицу и решите задачу
НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА | ЦЕНА | КОЛИЧЕСТВО | СТОИМОСТЬ |
| | | |
| | | |
ВЫВОД (слайд)
Формулы слайд 10
IV. Физминутка
А это интересно!
Давайте поразмышляем. СМ- единица чего? (длины). Кг- это единица чего?
А деньги это? Единицы товара 11 слайд
Цена, количество, стоимость? Назовите одним словом Это величины.
Деньги - средство измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами
«Функции денег» (слайд )
В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар
Средство обращения- деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки
Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.
Средство накопления – хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем
Мировые деньги- деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.
Какие валюты можно считать мировыми?
( американский доллар, евро, швейцарский франк, английский фунт стерлингов, японская иена, российский рубль)
V.Самостоятельная работа с проверкой.
Учебник с. 106
VI. Подведение итогов
-Нужна ли тема, которую мы сегодня изучили?
Пусть математика сложна,
Её до края не познать,
Откроет двери всем она,
В них только надо постучать
Слайд(откр.дверь)
-И вот нам математика открыла двери. Скажите, ребята, можем ли мы теперь применить знания о цене, стоимости и количестве в жизни? Где нам могут пригодиться эти знания? Думаю, что вам теперь не составит труда приобрести необходимое количество любого товара, учитывая его стоимость.
-КАКИЕ ВАЖНЫЕ, НУЖНЫЕ СОВЕТЫ вы дадите покупателям?
ЛОТЕРЕЯ (билетики с примерами. Нужно посчитать свой билет. Учитель называет какой-то ответ. И билет с эти ответом является счастливым. Можно вручить cувениры)
Спасибо всем за урок!
Он для вас будет впрок!
В магазин, когда придёте
Цену вы всегда найдёте,
Количество сами узнаете,
Стоимость посчитаете!
VII.РЕФЛЕКСИЯ (слайд)
Прием «Ленточка». В Древней Японии был такой обычай: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем свое занятие-путешествие, но мне бы хотелось с вами ещё встретиться. Возьмитесь за ленточку.
От тех, кто держит красную ленточку, мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня?
От тех, кто держит синюю ленточку, мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали?
От тех, кто держит жёлтую ленточку, мне бы хотелось услышать, будут ли они применять правила, с которыми сегодня познакомились?
От тех, кто держит зелёную ленточку, мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего занятия?
VIII. Домашнее задание (на выбор)
1.Совершить покупку в магазине из нескольких позиций. И посчитать стоимость.
2. Создание собственной рекламы товара с указанием цены и расчета общей стоимости покупок.