Урок математики в 3 «Д» классе на тему «Умножение суммы на число»,
проведённый учителем начальных классов
МБОУ СОШ № 11 с. Су-Псех, г-к Анапа, Краснодарского края
28 ноября 2017 года
Шкляровой Надеждой Валентиновной
Тема: Умножение суммы на число
Цели:
Формирование умения решать примеры и задачи по данной теме.
Развитие познавательного интереса к предмету, наблюдательности, внимания, памяти, математической речи.
Формирование математических способностей, коммуникативных навыков.
Воспитание познавательного интереса к предмету, любви к родному краю.
Задачи:
Познакомить с различными способами умножения суммы двух слагаемых на какое- либо число через организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся,
применять способы умножения суммы на число при решении задач и выражений,
совершенствовать вычислительные навыки;
развивать навыки самостоятельности, самоконтроля, самооценки.
На этом уроке формируются УУД учащихся
коммуникативные умения:
формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
комментировать учебное задание в рамках учебного диалога;
адекватно использовать речевые средства при выполнении учебных заданий
регулятивные умения:
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
давать оценку учебного задания.
познавательные умения:
объяснять значение выражений «компоненты действия сложения и его результат», «произведения» и использовать их в активном словаре;
определять наиболее удобный способ умножения суммы на число и обосновывать своё мнение;
использовать приобретённые умения для решения задач разными способами.
личностные умения:
Ход урока
1. Организационный момент (включение детей в деятельность, что нужно для успешной работы на уроке, пожелание удачи).
2. Актуализация знаний
Математическая разминка.
Перед вами задания устного счета
2х50 100:2 2х40 80:2 | 20х4 80: 40 100:20 20х5 | 26х2 35х2 (30+5)х2 (6+20)х2 |
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на столбики и скажите, что вы заметили?
Дети: Заметили, что в третьем столбике другие примеры, нужно найти способ их решения.
3. Постановка темы, учебной задачи.
Учитель: Если знаешь твердо таблицу умножения,
То сумму на число умножишь без сомнения.
Кто правило поможет нам узнать,
Чтоб задачи способами разными решать?
Дети: Мы сами. Сегодня на уроке мы будем умножать сумму чисел на любое число.
4. Открытие нового знания.
1) Практическая работа в группах:
(Начертить прямоугольник со сторонами 3 см, 5 см. Найти его периметр) - 1 группа (Начертить прямоугольник со сторонами 4 см, 3 см. Найти его периметр) -2 группа (Начертить прямоугольник со сторонами 6 см, 2 см. Найти его периметр) - 3 группа (Начертить прямоугольник со сторонами 4 см, 5 см. Найти его периметр) - 4 группа
Группы работают.
Учитель: Как найти периметр? Что значит, умножить сумму на число?
Дети: Умножить на 2 – это значит, взять эту сумму два раза.
Учитель: Как справились с заданием?
Дети показывают свои варианты.
Итог работы: На доске записано: P= (A+B)х2 P=A+B+A+B P=2хA+2хB
- Молодцы! Вы нашли правило умножения суммы на число.
2) Работа с учебником. Проверь себя.
Учитель: Что вы можете сказать о наших действиях?
Дети: Мы рассуждали правильно.
5. Комментирование текстовых задач, их решение, использование разных способов
Задача №1 (условие предлагает учитель)
Мама купила 6 чайных чашек по 55 рублей и 6 блюдец по 35 рублей. Сколько рублей заплатила мама за всю покупку?
Записать два способа решения задачи. (Работа в парах)
Коллективная проверка.
1 способ. 1) 55+35=90 (руб.) стоит чайная пара (чашка и блюдце)
2) 90 х 6= 540 (руб.) стоят 6 чашек и 6 блюдец
2 способ. 1) 55х6= (50+5)х6= 50х6+5х6=300+30=330 (руб.) стоят 6 чашек
2) 35х6= (30+5)х6=30х6+5х6=180+30=210 руб.) стоят 6 блюдец
3) 330+210= 540 (руб.) стоят 6 чашек и 6 блюдец.
Учитель: Какой способ на ваш взгляд рациональный? (Первый, там только два действия.)
Физкультминутка:
Учитель: Самостоятельно составьте задачу и решите её любым способом.
Дети составляют свои задачи, решают. Учитель проверяет решение и ставит отметки за самостоятельную работу.
6. Групповая работа с взаимопроверкой в классе
К доске приглашаются по 2 ученика от каждого ряда для решения данных примеров. Остальные дети решают примеры в тетрадях. После этого все проверяют и объясняют решение.
(30+2)х3= 28х5= | (40+3)х5= 54х3= | (36+2)х5= 52х4= |
7.Формирование системы знаний. Подготовительная работа для усвоения следующих тем.
Учитель: А сейчас у вас есть время для самостоятельной работы, которая поможет нам перейти к следующей теме на другом уроке. Решите эти выражения:
(28+2)х3= 6х(23+7)=
8. Рефлексия.
- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? Мы достигли её?
- Интересно ли вам было изучать новую тему? Что понравилось на уроке?
- Что было трудным? Как вы преодолевали трудности?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель: Вы молодцы. Спасибо за урок.
9. Домашнее задание:
с.78 № 258, №257*