Учебные: способствовать формированию понятий «величина», «масса», «килограмм», сравнивать и определять массу предметов в килограммах.
Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, обогащать и усложнять словарный состав, развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; учить самооценке.
Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе, воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Мотивация к учебной деятел ьности (3 мин) | -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок! К нам пришли гости! Давайте их поприветствуем! Раз, два! Молодцы, присаживайтесь. – Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу. Надеюсь, вы настроились на отличную работу. Сегодня на уроке вам понадобится внимание, умение думать и работать дружно. Вспоминаем про правильную посадку на уроке (слайд 1) – Поднимите, пожалуйста, руку, для кого математика стала одним из любимых предметов в школе. – Чем нравится вам этот урок? – И сейчас, работая на уроке, я предлагаю вам стать исследователями, (2 слайд) – А кто такой исследователь? – А каким должен быть исследователь? | Присаживаются на свои места Отвечают на вопросы учителя. Исследователь – это человек, который занимается исследованиями. Ребята высказывают своё мнение. | | | Планирование учебного сотрудничества |
Актуализация опорных знаний. (2 мин) | - Откроем тетради и запишем – 15 марта. Классная работа (Слайд 3) Следующий этап – минутка чистописания. Отгадайте, какую цифру мы сегодня будем писать: (Слайд 4) Сколько пальцев на руке И копеек в пятачке, У морской звезды лучей, Клювов у пяти грачей – И сегодня, отправляясь в дорогу, мы обязательно должны взять с собой багаж знаний. Собрать его нам поможет минутка устного счёта. 1.Устный счёт. (слайд 5) а). Назовите число предшествующее числу 6? (5) б). Какое число стоит между числами 4 и 6? (5) в). Первое слагаемое - 2, второе слагаемое – 5. Найди сумму? (7) г). 7 увеличить на 2. (9) д). Назовите число следующее за числом 8 (9) . Ребята, что повторили, выполняя данное задание? | Записывают число Работа ведется устно | Проверка результатов вычислений Исправление собственных ошибок Оценивание собственных успехов | | Выслушивать партнёра |
Целеполагание. (5 мин) | Работа с задачами. -Внимание на доску (Слайд 6 - 9) - Какие величины мы сравнивали в задачах? - В чем измеряли температуру? (В градусах) -В чем мы измеряли длину? (в сантиметрах) - В чем измеряли количество ягод? (В стаканах) - В чем измеряли массу овощей? (В килограммах) | Дети слушают задачу, читают на слайде. Выбирают нужную карточку. Сравнивают | Проверять результаты вычислений | Сопоставлять схемы и условия текстовых задач. Построение логической цепи рассуждения | Полное, точное выражение своих мыслей. Учёт разных мнений. |
Открытие новых знаний (7 мин) | У учителя 2 коробочки с соком. Посмотрите, что стоит у меня на подносе? – Рассмотрите и сравните их. Что общего у них? То есть по внешним признакам они абсолютно одинаковые. – Но я уверяю вас, что эти коробочки разные. В чём может состоять отличие? (обсуждение в парах) – Есть свойство, которое мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить его предметы надо взять в руки. – Что теперь можно сказать? – Одна коробочка легче, а другая тяжелее. Как называется такое свойство предметов? На доске табличка " МАССА" (слайд 10) – Внимательно посмотрите на это слово. Что интересного заметили в его написании? – Что вы знаете об этом понятии? – Что хотите узнать? (например, является ли масса предмета величиной?) - Что такое величина? Величина – это то, что можно измерить, и результат измерения выразить числом. - Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое свойство предметов как масса. (На доске карточка со словом «масса») - Вместо слов «предмет легче» в математике принято говорить «масса предмета меньше», а вместо слов «предмет тяжелее» – «масса предмета больше» (слайд 11) - О чем пойдет речь сегодня на уроке? (слайд 12) - Чему будем учиться? (слайд 13) Сегодня на уроке вы должны научиться сравнивать предметы по массе, находить неизвестную массу, учиться дружно работать с одноклассниками, грамотно формулировать свои ответы. | – Есть сходство по цвету, форме и размеру. – Он богат витаминами и полезен детям. – Цвет, форма, размер одинаковые. Работа в парах, выдвижение гипотез. Учитель предлагает нескольким ребятам взять коробочки в руки и поделиться своими ощущениями. – Масса предмета. – Орфограмма "удвоенная согласная" | | Сравнение, анализ, обобщение. Подведение под понятие «масса» | Учёт разных мнений, формулирование, аргументация. |
Построение проекта выхода из затруднения. (5 мин) | Возьмите в одну руку учебник, в другую – тетрадь. Что тяжелее? – Что легче? Как же узнать, какой предмет легче, какой тяжелее? – Может ли нам в этом помочь линейка? Почему? – Какой прибор служит для измерения массы предметов? Демонстрация весов (Слайд 14 - 17) | Несколько детей рассказывают о видах весов. | | Сравнение, анализ | Учёт разных мнений |
Физминутка (1 мин) | Предлагаю вам игру «Весы». И.п. – ноги на ширине плеч. Руки вытянули в стороны. Это весы. На правую чашу весов поставили груз массой - 5 кг, а на левую – 7 кг. Покажите, какая чаша весов будет тяжелее? На левую чашу весов положили груз массой - 4 кг, а на правую – 9 кг. На какой чаше груза больше? На правую чашу положили 1 кг. железа. А на левую – один кг. пуха. Покажите, какая чаша весов будет тяжелее? | Дети с помощью наклонов влево, вправо показывают весы. | | | |
Первичное закрепление нового материала. (6 мин) | Учитель предлагает вниманию детей один пакет с мукой, другой с сахаром. - Теперь я предлагаю вам сравнить массу муки и массу сахара. (Дети высказывают предположения о том, масса чего больше.) - Запишите на доске неравенство. (Дети испытывают затруднение. Мы не можем записать неравенство, т. к не знаем массу муки и массу сахара.) - Как нам определить эти массы? (надо их измерить) - С помощью чего измеряется масса? (весами) - Сегодня вы познакомитесь с единицей, которой измеряется масса – это Килограмм (записывают в тетрадь) (слайд 18) На доске открывается второе слово темы КИЛОГРАММ. Учитель говорит учащимся о том, что в математике слово «килограмм» принято писать с о к р а щ е н н о: кг. Например: 1 кг, 2 кг, 3 кг и т. д. – Прочитайте з а п и с и: 3 кг, 4 кг, 6 кг, 7 кг. С помощью весов измеряют массу муки и сахара и записывают неравенство. Запись на доске Работа у доски: 4 кг 9 кг 8 кг Работа в паре. У вас на столе лежат карточки 1. Предлагаю поработать в паре (слайд 19) | Знакомство с килограммом Объясняют, рассуждают, определяют массу предметов, применяют полученные знания по данной теме. | Воспринимать указания на ошибки и исправлять их Оценивать собственные успехи Формирование умения измерять и сравнивать | Анализировать условия задания Понимать информацию Сопоставлять информацию, представленную в разных видах | Высказывать своё мнение |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (4 мин). | У вас на столе лежат карточки 2. Рассмотрите их. Скажите, какое задание вам необходимо выполнить. - Давайте исследуем весовой товар. Если товар весовой, выберите и подчеркните товар. (слайд 22) Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг. -Сделайте взаимопроверку. Кто правильно выбрал товар? Кто допустил ошибку? -Кому нужна тренировка?(Дети осуществляют самопроверку по образцу) | Выполняют в паре. | Проверять результаты | | Сотрудничать с товарищами Учёт разных мнений Взаимопроверка |
Физми нутка | Физминутка для глаз | | | | |
Включение в систему знания и повторение (8 мин) | А сейчас предлагаю вам решить задачу.(слайд 26) В магазине много покупателей. Я пошла в магазин и купила 3кг яблок и 1 кг апельсинов. Решите задачу. Можем ли решить задачу? Нет. Почему? Потому что нет вопроса. Молодцы. А что вы хотите узнать? Сколько всего кг фруктов?.( 4 кг) (слайд 26) А какой вопрос еще можно поставить? На сколько яблок больше, чем апельсинов? (На 2 кг.) (слайд 26) На сколько меньше апельсинов, чем яблок? - Вспомните названия компонентов задачи? Решают задачу под руководством учителя | Составляют задачу. Решение записывают в тетрадь. Ребята отвечают на вопросы учителя. | | | |
Рефлексия (3 мин) | – Вернёмся к вопросу, который мы поставили в начале урока: является ли масса величиной? – Почему? (слайд 28) – Какие действия мы выполняли , работая с массой предметов? – С какой мерой измерения массы мы познакомились? – Какие ещё меры измерения массы вы знаете? – Достигли ли мы цели нашего урока?- Где в реальной жизни пригодятся данные знания? Приготовьте смайлики! -Если у вас все получилось – поднимите зеленый смайлик; если у вас возникли некоторые трудности, но в целом все было понятно-жёлтый смайлик; если у вас ничего не получилось – красный смайлик. Молодцы! Спасибо за урок! Домашнее задание: С. 44, № 20 с. 44, № 19 с. 44, № 22 | Ребята отвечают на вопросы учителя. | Оценивание собственных результатов | | |
Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг. | Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг. |
Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг. | Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг. |
Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг. | Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг. |
Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг. | Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг. |
Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг. | Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг. |