Урок математики в 1-м классе "Решение задач". Использование приемов критического мышления на уроке
Цели урока:
Закрепить умение решать задачи.
Отрабатывать вычислительные навыки.
Развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности.
Оборудование урока:
Иллюстрация кота.
Ромашки Блума (ромашка вопросов).
Таблица с вопросительными словами.
Схемы задач.
Карточки.
Ход урока
– Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Они пришли посмотреть какие вы умнички, как вы умеете работать.
Число 18 – расскажите всё от этом числе.
-назовите соседей этого числа, на сколько меньше следующего и на сколько больше предыдущего. Каких 2 числа прибавить, чтобы получилось 18?
-кто знает дату своего дня рождения, давайте запишем 5 чисел и скажем какое это число? Как его можно получить?
3. Актуализация знаний.
1). Устный счет.
На доске представлены задачи в стихах.
– Математический диктант. Сейчас я буду читать вам задачи, вам нужно устно сосчитать и записать только ответ.
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
Сколько неживых предметов
сдавала дама в багаж? (6)
Вот восемь зайчат по дорожке идут,
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится очень зайчишек домой?(10)
Шесть щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет? (5)
Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Три из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.
Сколько груш дядя ежик дал зайчатам?(7)
– А сейчас проверьте свои ответы. (На экране появляются ответы 6, 10, 5, 7.)
– Поднимите руки, те детки у кого получилось так как на экране.
– Во второй строке запишите эти числа в порядке возрастания. Проверьте свои ответы на экране. (5, 6, 7, 10)
2). Повторение состава числа 10.
– Как вы считаете, какое число лишнее в этом ряду и почему?
( Это число 10, так как все числа идут друг за другом, а 10 после 7 увеличивается на 3. Число 10 – двузначное, остальные однозначные.)
– В гости к нам пришли и наши друзья Катя, Вова и Петя. И они принесли нам подарки – это воздушные шары.(Появляются сначала друзья, потом воздушные шары) (Слайды 7, 8)
– Сосчитайте, сколько всего шаров принесли нам ребята?
– Разбейте эти шары на группы, по каким признакам вы их разобьете?
– по форме 5 и 5;
– по цвету 6 и 4;
– по размеру 8 и 2;
– 5 и 5, 6 и 4, 8 и 2 – состав какого числа?
– А как еще получить число 10, каких пар не хватает? (7 и 3, 9 и 1)
– Итак, состав, какого числа мы с вами повторили?
Решаем по рядам:
9+1= 1+9= 10-1=
10-7= 10-8= 10-3=
8+2= 6+4= 2+8=
10-2= 10-9= 3+7=
5+5= 7+3= 4+6=
10-10= 10-0= 10+0=
10-6= 10-4= 10-5=
6+4= 5+5= 9+1=
4. Стадия Вызова.
– Догадайтесь, кто будет помогать нам сегодня получать знания на уроке.
– Верно, кот! Только кот необыкновенный. Когда вы встречаете на улице необыкновенно красивого кота, какие вопросы вам хочется ему задать? (Как зовут кота? Чей он? Какая у него порода?)
– Рассмотрите нашего гостя и ответьте на вопросы своих товарищей.
Дети предполагают, что звать кота могут Умником, Математиком или Цифриком. Порода математическая, а хозяева его – ученики и учительница 1 “Б” класса.
Физминутка.
5. Стадия Осмысления.
– Прочитайте тему урока. Задайте вопрос по теме урока.
– Чем мы будем заниматься на уроке?
– Ответьте на вопрос своего товарища. (Мы будем учиться решать задачи).
- Посмотрите на 3 текста и скажите, кто правильно составил текст задачи?
1.Сколько карандашей у Димы?
2.У Коли 2 мяча, а у Саши 3 мяча.
3.У Лены было 5 яблок, а у Саши на 2 яблока больше. Сколько яблок было у Саши?
В результате обсуждения учащиеся устанавливают, что задачей является 3-й из представленных текстов, потому что включает в себя УСЛОВИЕ (то, что известно) и ВОПРОС (то, что нужно найти)
- Итак, мы установили, что задачей является только третий текст, потому в задаче должно быть условие и вопрос.
- Какие ещё части есть у задачи?
-Назовите условие нашей задачи .
-Назовите вопрос задачи?
-что известно?
-Что спрашивается в задаче?
- Как найти меньшее число, зная большее число и разницу?
-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить)
-Каким действием узнаем? Запишите выражение (Учитель выполняет запись на доске)
-Что мы записали? (Решение)
-Найдите значение этого выражения.
-Мы ответили на вопрос задачи?
-Какая ещё часть будет у задачи (Ответ)
- Что же такое ответ? Что мы напишем в ответе нашей задачи? (значение выражения)
(учитель выполняет запись на доске)
-Назовите части задачи.
– Какие виды задач вы знаете? (Дети перечисляют). К какому виду относится данная задача?
6.Ромашка Блума.
Посмотрите на кота. Задайте простые вопросы своим товарищам, используя слова – помощники.
У кота было - ___иг.
Он подарил -2иг.
Осталось -?иг.
-что обозначает пропуск в условии? (любое число)
7.Работа по индивидуальной карточке (1мин. Закрасить яблоко и грушу желтым цветом).
8.Составление задачи по рисунку (если останется время).
(Мальчик поставил в вазу 3 розы, а девочка -2. Сколько всего цветов дети поставили в вазу?)
-К какому виду относится данная задача? Условие? Вопрос? Можем мы узнать сколько цветов всего в вазе?
(записать решение и ответ – самостоятельно).
- Что такое обратная задача? Составьте обратные задачи.
9.Задача-ловушка.
Есть задачи с лишними данными или с нереальными условиями. Эти задачки называются задачи-ловушки. У этих задач нет решения. Чтобы правильно ответить, надо быть очень внимательным.
-“Во двор прилетели 5 орлов и 4 коршуна. Сколько птиц гуляет по двору?” (Орлы и коршуны по дворам не летают.)
10. Итог урока.
11. Рефлексия.
-Похвалите друг друга за старание на уроке.
(Погладить, пожать руку, приобнять).
-Спасибо вам за урок. Похлопайте себе за труд.