Урок математики в 1 классе.
Тема «Единицы длины».
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины. Учить измерять отрезки при помощи линейки, сравнивать, складывать и вычитать полученные значения длины отрезков. Развивать интеллектуальные умения: учиться доказательно объяснять, как получено решение учебной задачи. Показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;
Ход урока:
Организационный момент и эмоциональный настрой.
(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока)
- Девизом нашего урока будут такие слова:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В первом классе учимся!
Всё у нас получится.
— А что необходимо уметь на уроке математики?
(думать, рассуждать, считать)
Актуализация знаний. Мотивация.
— Итак, начинаем урок математики. С нами на уроке будет работать веселый, сообразительный Карандаш.
Где-то нам он подскажет, где-то поможет, а где-то развеселит нас и поддержит.
А сейчас Карандаш хочет убедиться, знаем ли мы геометрический материал.
Математический диктант
— Сколько всего фигур на слайде? 9
— Сколько прямых линий начертил? 3
— Сколько всего кривых линий? 4
— Сколько лучей на слайде? 2
— Сколько замкнутых кривых линий? 1
— А теперь проверим правильность выполнения. Внимание на экран: (Самопроверка)
— Карандашом ставьте плюс, если число такое же. Если нет, зачеркивайте и пишите правильный ответ.
9 3 4 2 1
— Запишите числа в порядке возрастания… (1 ученик у доски расставляет, …оцениваем)… Проверяем… (отмечаем в оценочных листах)
Ребята, а длину какой фигуры мы можем измерить? (отрезок)
— Что называют отрезком?
— Как мы можем измерить, сравнить длину отрезка?
(с помощью мерок, путем наложения, циркулем)
— Так над чем же мы можем поработать сегодня на уроке?
— Закрепить умения измерять и сравнивать отрезки
— Учиться сотрудничать….
Постановка учебной задачи.
Составление кластера.
Практическая работа (проблемная ситуация)
— Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело.
У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать?
(Полоски одинаковые по форме, размеру только разные по цвету.)
Работа в парах и малых группах. Вспоминаем правила работы в парах
— Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру.
Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом)
– Действительно, это верный способ — наложение друг на друга.
– Совпали? — да (доказали).
– Как это сделали? (путем наложения, можно увидеть визуально» на глаз, измерить циркулем.)
– А как измерить точно длину полоски? (мерками) на парте мерки
Будем исследовать длину!!!
Итак, выдвигаем предположение, если нужно точное измерение: то достаточно любой мерки…
(измеряем мерками)
1 ряд—палочками
2 ряд—спичками
3 ряд—скрепками
(Результаты записываем на доске)
Палочек—4
Спичек—6
Скрепок—10
— У каждого ряда получились разные результаты!!!
Число мерок на полоске разное значит отрезки разной длины.
Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковой длины.(Были разные мерки –единицы измерения у всех разные)
Молодцы, вот мы и пришли к выводу : Чтобы измерить длину, нужно выбрать единую мерку для измерения этой длины.
Для этого и существуют во всем мире единые меры длины.
И одна из них – это сантиметр.
(На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).
— Как вы думаете, чему мы с вами еще постараемся сегодня научиться?
Познакомиться с новой единицей измерения длины.
Продолжим наше исследование…
4. Первичное усвоение новых знаний.
1) Знакомство с линейкой.
— Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.
Загадка: Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? — … (линейка)
— Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см.
— Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине.
(правила пользования линейкой)
— Давайте в тетрадях попробуем начертить 1 см.
Чертить будем с помощью линейки и карандаша.
— Отсчет при измерении ведется от точки 0 на линейке, мерка от 0 до 1 –один см, от точки 1 до 2-тоже 1см и так до последнего числа на линейке.
— Посчитайте, сколько клеточек в 1 см? Эта мерка равна двум клеткам. (Запишем 1 см)
(Помните, началом 1 мерки не всегда совпадает с началом – краем линейки. Начало там—где черта с цифрой 0)
Теперь начертите отрезки по выбору(ребята выбирают задание)
1 ряд: Начертить отрезок, равный стольким см, сколько вам лет и назвать свой отрезок.
2 ряд: Начертить отрезок, равный стольким см, сколько пальчиков у вас на левой руке и назвать свой отрезок.
3 ряд: Начертить отрезок, равный 3 см.
Физминутка для глаз.
5.Знакомство со старинными мерами измерения длины.
Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения….
– В старину русские меры были основаны на размерах разных частей тела человека. Вот какими были мерки:
Шаг – длина человеческого шага.
Дюйм – ширина большого пальца от сгиба до кончика, 2см 54 мм.
Какого сказочного героя назвали в связи с этой меркой ? Дюймовочка.
Ладонь – ширина ладони.
Локоть — старинная русская мера длины, равная примерно38 -46см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани наматывая на руку,
Вершок – длина верхней части пальца.
Как вы думаете удобно ли было использовать эти мерки?
( Конечно, все равно получалась разная длина – части тела тоже не одинаковы у всех людей.)
— Точными ли являются результаты таких измерений?
— Какие замечательные у меня помощники. Вы сами привели весь класс к выводу: измерять лучше одинаковыми мерками.
6. Работа по учебнику.
Наши друзья, Миша и Маша решили сравнить длину двух игрушек. Посмотрите на них внимательно и скажите, длина какой ящерицы больше?
— Отсчёт при измерении ведётся от точки 0 на линейке, мерка от 0 до 1 – один сантиметр (см), от 1 до 2 – тоже 1 сантиметр и так до последнего числа обозначенного на линейке.
Это задание выполнили наши друзья Маша и Миша. Проанализируйте их работу.
— Работая в паре, вспомните правила.
— Надеюсь, вы ошибок не допустите и выполните чертёж правильно (индивидуальная помощь)
7.Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.
— Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики? (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).
(Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки: рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)
Скажите, а для чего человеку нужны разные единицы длины?
Почему нельзя пользоваться одной единицей, например см?
Рефлексия
— Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)
— С какой единицей длины мы познакомились?
— Чему учились на уроке? Чему научились?
— Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?
Волшебный веселый Карандаш благодарит вас за работу и дарит вам свой портрет.
– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
Оцените цветом свою работу на уроке.
– У вас на столе кружочки.
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.
– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет.
– Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.
Итог урока
— Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились. Спасибо за работу. Урок окончен.