СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 1 классе. Тема «Единицы длины. Сантиметр».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины – сантиметром. Способствовать развитию  практических  навыков  по использованию полученных  сведений на уроке в реальных жизненных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 1 классе. Тема «Единицы длины. Сантиметр».»

Урок математики в 1 классе.

Тема «Единицы длины».

Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины. Учить измерять отрезки при помощи линейки, сравнивать, складывать и вычитать полученные значения длины отрезков. Развивать интеллектуальные умения: учиться доказательно объяснять, как получено решение учебной задачи. Показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;

Ход урока:

  1. Организационный момент и эмоциональный настрой.

(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока)

- Девизом нашего урока будут такие слова:  

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

В первом классе учимся!

Всё у нас получится.

— А что необходимо уметь на уроке математики?

(думать, рассуждать, считать)

  1. Актуализация знаний. Мотивация.

— Итак, начинаем урок математики. С нами на уроке будет работать веселый, сообразительный Карандаш.

Где-то нам он подскажет, где-то поможет, а где-то развеселит нас и поддержит.

А сейчас Карандаш хочет убедиться, знаем ли мы геометрический материал.

Математический диктант 

— Сколько всего фигур на слайде?   9

— Сколько прямых линий начертил? 3

— Сколько всего кривых линий?       4

— Сколько лучей на слайде?       2

— Сколько замкнутых кривых линий?   1

— А теперь проверим правильность выполнения. Внимание на экран: (Самопроверка)

— Карандашом ставьте плюс, если число такое же. Если нет, зачеркивайте и пишите правильный ответ.

9 3 4 2 1  

— Запишите числа в порядке возрастания… (1 ученик у доски расставляет, …оцениваем)… Проверяем… (отмечаем в оценочных листах)

Ребята, а длину какой фигуры мы можем измерить? (отрезок)

— Что называют отрезком?

— Как мы можем измерить, сравнить длину отрезка?

(с помощью мерок, путем наложения, циркулем)

— Так над чем же мы можем поработать сегодня на уроке?

— Закрепить умения измерять и сравнивать отрезки

— Учиться сотрудничать….

  1. Постановка учебной задачи. 

Составление кластера.

Практическая работа (проблемная ситуация)

— Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело.

У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать?

(Полоски одинаковые по форме, размеру только разные по цвету.)

Работа в парах и малых группах. Вспоминаем правила работы в парах

— Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру.

Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом)

– Действительно, это верный способ — наложение друг на друга.

– Совпали? — да (доказали).

– Как это сделали? (путем наложения, можно увидеть визуально» на глаз, измерить циркулем.)

– А как измерить точно длину полоски? (мерками) на парте мерки

Будем исследовать длину!!!

Итак, выдвигаем предположение, если нужно точное измерение: то достаточно любой мерки…

(измеряем мерками)

1 ряд—палочками

2 ряд—спичками

3 ряд—скрепками

(Результаты записываем на доске)

Палочек—4

Спичек—6

Скрепок—10

— У каждого ряда получились разные результаты!!!

Число мерок на полоске разное значит отрезки разной длины.

Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковой длины.(Были разные мерки –единицы измерения у всех разные)

Молодцы, вот мы и пришли к выводу : Чтобы измерить длину, нужно выбрать единую мерку для измерения этой длины.

Для этого и существуют во всем мире единые меры длины.

И одна из них – это сантиметр.

(На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).

— Как вы думаете, чему мы с вами еще постараемся сегодня научиться?

Познакомиться с новой единицей измерения длины.

Продолжим наше исследование…

  4. Первичное усвоение новых знаний.

1) Знакомство с линейкой.

— Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.

Загадка: Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? — … (линейка)  

— Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см.

— Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине.

(правила пользования линейкой)

— Давайте в тетрадях попробуем начертить 1 см.

Чертить будем с помощью линейки и карандаша.

— Отсчет при измерении ведется от точки 0 на линейке, мерка от 0 до 1 –один см, от точки 1 до 2-тоже 1см и так до последнего числа на линейке.

— Посчитайте, сколько клеточек в 1 см? Эта мерка равна двум клеткам. (Запишем 1 см)

(Помните, началом 1 мерки не всегда совпадает с началом – краем линейки. Начало там—где черта с цифрой 0)

Теперь начертите отрезки по выбору(ребята выбирают задание)

1 ряд: Начертить отрезок, равный стольким см, сколько вам лет и назвать свой отрезок.

2 ряд: Начертить отрезок, равный стольким см, сколько пальчиков у вас на левой руке и назвать свой отрезок.

3 ряд: Начертить отрезок, равный 3 см.

Физминутка для глаз. 

5.Знакомство со старинными мерами измерения длины.

Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения….

– В старину русские меры были основаны на размерах разных частей тела человека. Вот какими были мерки:

Шаг – длина человеческого шага.

Дюйм – ширина большого пальца от сгиба до кончика, 2см 54 мм.

Какого сказочного героя назвали в связи с этой меркой ? Дюймовочка.

Ладонь – ширина ладони.

Локоть — старинная русская мера длины, равная примерно38 -46см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани наматывая на руку,

Вершок – длина верхней части пальца.

Как вы думаете удобно ли было использовать эти мерки?

( Конечно, все равно получалась разная длина – части тела тоже не одинаковы у всех людей.)

— Точными ли являются результаты таких измерений?

— Какие замечательные у меня помощники. Вы сами привели весь класс к выводу: измерять лучше одинаковыми мерками.

    6. Работа по учебнику.

      Наши друзья, Миша и Маша решили сравнить длину двух игрушек. Посмотрите на них внимательно и скажите, длина какой ящерицы больше?

— Отсчёт при измерении ведётся от точки 0 на линейке, мерка от 0 до 1 – один сантиметр (см), от 1 до 2 – тоже 1 сантиметр и так до последнего числа обозначенного  на линейке.

Это задание выполнили наши друзья Маша и Миша. Проанализируйте их работу.

— Работая в паре, вспомните правила.

— Надеюсь, вы ошибок не допустите и выполните чертёж правильно (индивидуальная помощь)

7.Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.

— Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики? (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).

(Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки: рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)

Скажите, а для чего человеку нужны разные единицы длины?

Почему нельзя пользоваться одной единицей, например см?

Рефлексия

— Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)

— С какой единицей длины мы познакомились?

— Чему учились на уроке? Чему научились?

— Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?

Волшебный веселый Карандаш благодарит вас за работу и дарит вам свой портрет.

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Оцените цветом свою работу на уроке.

– У вас на столе кружочки.

– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.

– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет.

– Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

Итог урока

— Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились. Спасибо за работу. Урок окончен.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!