Урок математики. 3 класс
Тема урока: Деление с остатком
Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком, закреплять вычислительные навыки.
Задачи урока: Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;
с помощью практических упражнений научить обучающихся производить
деление с остатком; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Развивающие: развивать познавательную активность, интерес к предмету; умение рассуждать и делать вывод; развивать логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества, наблюдательность и любознательность, формировать навыки работы в парах.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; понимать, принимать и сохранять учебную задачу, действие самоконтроля и самопроверки, развитие рефлексивных навыков;
Коммуникативные: развивать навыки учебного сотрудничества, умение работать в паре, умение оформлять свои мысли в устной форме, учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;
Познавательные: ориентироваться в материале учебника, умение работать с информацией, умение составлять вопросы по пройденному материалу, выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы и фиксировать их с помощью математических записей, умение находить границу области «знания» и «незнания», видеть область применения полученных знаний при решении практических задач.
Личностные: понимание значения математических знаний в собственной жизни и деятельности людей, укрепление интереса к изучению математики, формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; учебной мотивации.
ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление.
Оборудование: Математика: 3 класс, 2 часть, М.И. Моро. Школа России, интерактивная доска, диск с заданиями, счетный материал, карточки с заданиями.
Ход урока
I . Организационный момент.
- Начать наш урок мне хочется со слов великого русского ученого М.В.Ломоносова: «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит».
- Как вы понимаете эти слова? (тренирует мозг, изучаем новое в математике, улучшаем мыслительные процессы и др.)
II . Актуализация опорных знаний.
1.Устный счёт 1.) Игра «Пионербол» (проверка таблицы умножения)
– Итак, разминка. Игра «Пионербол». Ребята, считаем молча, готовы помочь, отвечает тот, кому адресован мяч.
1ряд – таблица умножения на 3 2 ряд – таблица 5 3 ряд - таблица 7
2.) Игра «верно – неверно»
- Теперь разомнемся в теории. Если высказывание верное, вы поднимаете руку, если неверное – не поднимаете. После этого комментируем и исправляем.
А) Компаненты умножения – множитель, множитель, произведение. (верно)
Б) Компаненты деления – делимое, делитель, разность. (неверно: Делимое, делитель, частное)
В) Если 50 разделить на 0 будет 50. (неверно: на 0 делить нельзя)
Г) Суть действия деления в том, чтобы найти такое частное, которое при умножении на делитель даст нам делимое. (верно)
Д) Если разделить 1 пополам получим 1/3. (неверно: если разделить 1 на 2 получим ½)
Е) Чтобы найти неизвестное делимое необходимо частное умножить на делитель. (верно)
Ж) Если число разделить само на себя получим 0. (неверно: получим 1)
Е) Разделить сумму на число можно одним способом (неверно: двумя)
Какими? (1). находим сумму и делим на число. 2). Делим каждое слагаемое на число, суммируем результаты)
III. Целеполагание.
- Посмотрите внимательно на эти выражения. Что вы можете о них сказать. Что у них общего?
18 : 9 45: 5 НА ДОСКЕ
24: 4 13: 3
(все примеры на деление, деление двузначного на однозначное число)
- Запишите примеры, решите их. Какое выражение лишнее, подчеркните его? 13: 3 (Поставьте +, если все решили правильно и верно выбрали лишнее выражение)
Почему? (это нетабличное деление. 13 не делится на 3 нацело, как другие числа.)
- Определите, пожалуйста, по этому примеру тему нашего урока.
- Новый прием деления. (Деление с остатком)
- Какие задачи поставим перед собой?
- познакомиться с новым приёмом деления, составить алгоритм решения деления, использовать навык при решении задач.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1. Практическая работа в парах. Делаем задания по очереди, помогаем друг другу.
- Пользуясь счетными палочками разложите 13 палочек на 3 равные группы. Прокомментируйте, что получилось? (в каждой группе 4 палочки, одна лишняя) Какое фактическое число разделили на 3 группы (12). Сравнить его с делимым. Как назовем число, которое осталось? (остаток). Давайте запишем.
13: 3 = 4 (ост.1) (Подписать компаненты)
- Мой вариант!!!!!
Вывод: остаток всегда меньше делителя! Записать!
- разложите 11 палочек на группы по 3 палочки в группе. Сколько групп получилось? (3, остались лишними 2 палочки)
Какое фактическое число делили на группы (9) Как назовем число, которое осталось? (остаток). Давайте запишем. Проверим: остаток меньше делителя?
11: 3=3 (ост.2)
Разложите 11 палочек на 2 группы. Прокомментируйте, что получилось? (в каждой группе 5 палочек, одна лишняя) Какое фактическое число разделили на 2 группы (10) Как назовем число, которое осталось? (остаток). Давайте запишем.
11: 2 = 5 (ост.1) (Если практическая работа получилась, поставьте себе +)
(Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, где в числовом ряду находится делимое и число, которое фактически делили, почему получился такой остаток, сравнить его с делителем)
V. Физминутка.
2. Составление алгоритма решения примеров с остатком. На карточках соединить первую часть со второй.
Находим самое большое число, которое можно разделить на делитель без остатка.
Данное число делим на делитель, записываем частное.
Вычитаем из делимого разделившееся число – получаем остаток.
Проверяем, остаток должен быть меньше делителя.
1. Находим самое большое число, | записываем частное. |
2. Данное число делим на делитель, | меньше делителя. |
3. Вычитаем из делимого разделившееся число - | которое можно разделить на делитель без остатка. |
4. Проверяем, остаток должен быть | - получаем остаток. |
- Проверяем. (Если алгоритм составили самостоятельно, поставьте себе +)
VI. Работа по теме.
1. Работа по диску. Определить частное и остаток. (устно)
2. Работа над задачей.
- Как вы думаете, ребята, для чего нам нужно уметь делить с остатком? (Ответы) На самом деле, люди постоянно решают практические задачи в жизни: например, при посадке людей в автобус, при покупке в магазине, чтобы рассчитать, сколько спасательных шлюпок нужно для корабля на определенное количество людей и тд. / презентация/
- Вот вы сейчас поможете одной семье решить практическую задачу.
- Мама хочет украсить футболки своих 3 детей одинаковым количеством сердечек. Для этого она купила 20 вышивок. Сколько сердечек мама прикрепит к футболке каждого ребенка?
Решение записать в тетрадь, на раскраске нарисовать на каждой футболке нужное количество сердечек.
Проверка. 20: 3 = 6 (ост.2) (Если решили правильно, поставьте себе +)
3. Сам.работа. Разноуровневая работа.
1 уровень _______________________ Выполни деление с остатком: 9 : 4 = 15 : 6 = 28 : 9 = 44 : 7 = 50 : 9 = | 2 уровень ______________________ Выполни деление с остатком: 87 : 4 = 45 : 2 = 99: 4 = 66 : 5 = 101 : 3= |
1 уровень _______________________ Выполни деление с остатком: 9 : 4 = 2 (ост.1) 15 : 6 = 2 (ост.3) 28 : 9 = 3 (ост.1) 44 : 7 = 6 (ост.2) 50 : 9 = 5 (ост.5) | 2 уровень ______________________ Выполни деление с остатком: 87 : 4 = 21(ост.3) 45 : 2 = 22 (ост.1) 99: 4 = 24 (ост.3) 66 : 5 =13 (ост.1) 101 : 3 =33 (ост.2) |
VII. Итог. Рефлексия. В тетрадях нарисовать смайлик, отвечающий степени понятого на уроке. Вопросы для проверки материала - Остаток может быть равен делителю?
- Какое самое большое число до 26 делится без остатка на 3? - С чего начинается деление с остатком? - Какое самое большое число до 15 делится без остатка на 10?
- Какой наибольший остаток может быть при делении на 4?