• организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые, правило умножения суммы на число;
• развивать вычислительные навыки, мышление, речь, умение анализировать свою и чужую работу;
• воспитывать интерес к предмету, умение выслушивать и уважать мнение другого человека.
Структура, УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Психологический настрой учащихся. Организационный момент. Цель: создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность. | - Сегодня на уроке математики мы будем наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу. | Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе. Настраиваются на работу |
2 этап. Мотивационный (самоопределение к деятельности) Цель: мотивация к учебной деятельности; 1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). Личностные: смыслообразование, самоопределение (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности). Регулятивные: (управление своей деятельностью). Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем. | - Откроем ещё одну математическую тайну, а для этого проведём исследование. (на доске) У – узнать…(тему исследования) Р – рассказать…(об открытии) О – объяснить…(где можно применить открытие) К – коллективно, дружно работать. | Высказывают предположения о том, что должен уметь и что пригодится для успешной работы на уроке. |
3 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Целеполагание. Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Деятельность учителя Организация работы в парах; помощь ученикам при включении в работу; организация живого диалога; создание проблемы перед изучением нового материала. 1)актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: умение умножать на круглые числа; 2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение. Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие. Коммуникативные УУД: использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные УУД: формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | Индивидуальная работа - Выполнить вычисления: 4*5 20*3 9*8 10*6 35*4 6*52 (Взаимопроверка по образцу) - В каких выражениях допустили ошибки? Почему? - Значит, тема нашего сегодняшнего урока, тема исследования:….Умножение двузначного числа на однозначное. - Исходя из темы, какую цель мы поставим себе? Цель нашего исследования: научиться …. Умножать двузначное число на однозначное. | В процессе этой работы учащиеся повторяют изученный материал, необходимый для работы по теме урока. Учащиеся анализируют, сравнивают и классифицируют. 35*4 и 6*52 - Не смогли, потому что те приемы, которые мы знаем, не подходят. - Как умножить двузначное число на однозначное? Дети называют тему и цель. |
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы. спроектировать ход учебных действий, необходимых для решения обозначенной проблемы; сформировать представление об умножении двузначных чисел на однозначное. Деятельность учителя Организует проблемный диалог. Коммуникативные УУД: в коммуникативной форме обдумывают учебные действия, аргументируют своё мнение и позицию. | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Выполняем задание №1 на с.9 - Этот способ и будем применять при умножении двузначного числа на однозначное. Да и в дальнейшем, когда вы будете учиться умножать столбиком, вам потребуется именно этот способ – разложение двузначного числа на разрядные слагаемые. - А чтобы этот способ применять каждый раз, решая такие выражения, нужно сформулировать правило, алгоритм (последовательность) действий. 1. Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых. 2. Умножаю каждое слагаемое на число. 3. Складываю полученные результаты. 4. Нахожу результат. -А если двузначное число будет вторым множителем, изменится ли наш алгоритм? (да). - Как тогда будет называться алгоритм? (умножение однозначного числа на двузначное) - Как будет звучать такой алгоритм? 1. Заменяю второй множитель суммой разрядных слагаемых. 2. Умножаю число на каждое слагаемое. 3. Складываю полученные результаты. 4. Нахожу результат. | - Работают в парах, объясняя друг другу по одному примеру - Легче двузначное число представить в виде суммы разрядных слагаемых. Работа в группах . Дети составляют алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. |
5 Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, повторение пройденного материала Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов, повторить пройденный ранее материал Деятельность учителя: Организация диалога; организация фронтальной работы по выполнению продуктивных заданий; исправление ошибок; при необходимости повторение материала заново. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий, выполнение действий по алгоритму. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: Задавание вопросов, контролирование действий партнёра, достижение общего решения в совместной деятельности. | -Выполним №2 с.9 (1,2 столбики) | Фронтальная работа. Ведут обсуждение способа умножения, учатся четко проговаривать алгоритм, принимать на себя ответственность за результат учебного труда. |
Физкультминутка | -Исследуя тему, устали немного. Сейчас отдохнём, физкультминутку проведём. | |
6 этап. Работа над реализацией проекта урока | №4 на с.9 1. Краткая запись в форме чертежа: 2. Самостоятельное решение 3. Проверка №5 на с.9 -Составь по таблице задачу и реши ее: Масса 1 пакета | Количество пакетов | Масса всех пакетов | 3кг | одинаковое | 27 кг | 2кг | ? | №8 на с.9 | |
7 этап. Обобщение усвоенного материала и контроль за процессом и результатом учебной деятельности Цель: закрепление полученных навыков и самопроверка Личностные: самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. | Обратимся к плану урока. Нам удалось сделать открытие, мы нашли способ и сформулировали алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. - Где нам это может пригодиться? - Проверим, как каждый из вас понял тему: «Умножение двузначного числа на однозначное». А самое главное умеет применять на практике. Я предлагаю вам задание. Выберите любой вариант по желанию: в I - больше примеров, во II – меньше. Решаете, результаты закрашиваете в клеточках. Можете решать подробно, а кто хорошо считает – в уме. Посмотрите образец. У вас на карточке уже эти примеры закрашены, остальные вы должны закрасить самостоятельно. Время выполнения 5 мин. - Кто справился с заданием, поднимите руку. - Что у вас получилось? (Цифра 5или 4). - Кто получил 5, поднимите руку, а теперь те, кто получил 4. | -При решении примеров, задач, в дальнейшем при изучении математики. Активизация оценочной деятельности через самооценку полученных результатов. I вариант | | II вариант | 39 | 42 | 33 | | 39 | 42 | 33 | 88 | 36 | 38 | 88 | 38 | 36 | 64 | 48 | 24 | 64 | 48 | 24 | 74 | 76 | 33 | 74 | 76 | 33 | 69 | 82 | 44 | 69 | 82 | 44 | 11·3=33 21·2=42 13·3=39 44·2= 32·2= 12·4= 12·2= 11·3= 22·2= 41·2= 23·3= | | 13·3=39 44·2=88 32·2=64 12·4= 11·3= 12·3= 12·2= 11·3= 22·2= | |
8 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке - фиксация нового знания; - оценка собственной деятельности на уроке Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы Деятельность учителя: Определение перспектив последующей работы; обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Личностные: Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению) Самоопределение Формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) и математической компетентности. Познавательные: Использование индуктивного умозаключения, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция. Коммуникативные: достижение общего решения в совместной деятельности. | - Наше исследование подходит к концу. -Давайте вернёмся к плану нашего исследования. У – узнать… Р – рассказать… О – объяснить… К - коллективно, дружно работать. -Что нового вы сегодня узнали? - О каком математическом открытии рассказали? - Объяснили, где можно воспользоваться этим открытием?- Результативно ли прошло наше исследование? Как доказать? Оцените кружками -Кто хорошо понял новый вычислительный приём – зеленый. -У кого ещё есть вопросы и сомнения – желтый. - Кто не понял – красный. | Осознание результатов своей учебной деятельности; Самооценка результатов своей работы и работы всего класса. Дети повторяют алгоритм. Как умножать двузначное число на однозначное. Объяснили, где можно применять умножение двузначного числа на однозначное. Ну и исследовали дружно, всем коллективом, поэтому и всё получилось. Создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение двузначных чисел на однозначное число. Оценивание. |
9 этап. Домашнее задание | Для всех: с.10 №2 (3, 4 ст.) На выбор: №3 или №7! Урок окончен. | Записывают, делают выбор. |