Урок математики 3 класс УМК «Школа России»
Тема: Виды треугольников
Цель: познакомить с разными видами треугольников; закрепить вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты
Личностные
- проявлять интерес к изучению темы;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания.
Метапредметные
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные
-
понимать признаки новой геометрической фигуры;
-
научиться распознавать и называть виды треугольников по сторонам;
-
изображать различные виды треугольников;
-
решать задачи изученных видов;
-
выполнять задания творческого и поискового характера
Формы организации работы: индивидуальная, в паре, групповая.
Оборудование: мультимедиа, доска, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал.
Ход урока
I. Этап самоопределения к деятельности
- Здравствуйте, ребята.
- Любите ли вы этот урок?
- Надеюсь, знания, которые вы получите сегодня, пригодятся вам в дальнейшем изучении.
- Улыбнёмся друг другу, ребята. Пожелаем удачи.
II. Актуализация знаний и мотивация
С
лайд 1
- В Атлантическом океане есть место. Загадочное, интересное. О нем много написано, сняты фильмы. Это место, в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов, и расположено оно между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида.
- Как вы думаете, какая геометрическая фигура получится, если соединить эти три точки?
- Как называется это место?
Слайд 2
Игра на внимание
-
Внимательно посмотрите на фигуры, а теперь я их закрою, а вы попытайтесь начертить фигуры, которые запомнили. Проверьте себя.
- Какая фигура лишняя? Почему?
- Как вы назовете все оставшиеся фигуры?
- Знает ли кто, как называется каждая фигура?
- Что вы знаете о треугольнике?
- Соедините названия с элементами треугольника.
Слайд 3
- А всё ли вы знаете о треугольнике?
- Выполнив следующее задание, вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Дидактическая игра «Мальчики – девочки».
Описание: на карточках записаны примеры на сложение и вычитание многозначных чисел. На обратной стороне у одних карточек синий треугольник, а у других – красный.
Задание: учитель показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной. Если карточка синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки.
- Расположив ответы в порядке убывания, вы сможете сформулировать тему урока.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Какую цель мы поставим перед собой?
Слайд 4
- Мы уже знаем, что треугольники различаются по виду углов. Бывают…Продолжите…(на слайде, в левой колонке появляются треугольники по виду углов, дети объясняют, какой из них прямоугольный, тупоугольный и остроугольный).
- А сегодня мы узнаем, что треугольники бывают разными в зависимости от сторон.
(Составление кластера на тему «Виды треугольников» по мере знакомства с материалом)
I
II. Работа по теме.
Слайд 5
Работа в группах.
- Вспомним правила работы в группе.
- У вас на партах лежат треугольники. Исследуйте их: на сколько групп можно поделить их, по какому признаку?
(Приготовить для учеников разносторонние (крас., син., зелен.), равнобедренные (крас., син., зелен.), равносторонние (крас., син., зелен.) треугольники.)
Дети, скорее всего, разделят по цвету.
- Можно ли по другому признаку разбить треугольники на группы?
Практическая работа. Работа в парах с набором из 5 полосок.
— Сделайте прогноз. Из всяких ли трех палочек получится треугольник? (Выссказывают предположения)
(Дети складывают треугольники.)
— Полоски какой длины вы использовали? (Одинаковые, две длинные, одну короткую.)
— А из каких полосок никогда не сможем построить треугольник? (Из двух коротких и одной длинной.)
— Действительно, в этом случае ломаная линия не сможет замкнуться и треугольник просто не получится.
Проверьте это правило, используя полоски. (Дети строят треугольники.)
а) Возьмите три одинаковые полоски.
— Что скажете о длинах сторон этого треугольника? (Они одинаковые.)
— Как сказать по-другому? (Равные.)
— Как вы думаете, какое у него «имя»? (Равносторонний треугольник.)
Слайд 6
б) Возьмите две одинаковые палочки, а третью короче.
(Дети строят треугольник.)
— Что скажете о сторонах треугольника? (Две стороны длинные одинаковые.)
Такие треугольники принято называть — равнобедренными.
Слайд 7
в) А сейчас возьмите три разных палочки, но помните о правиле. Постройте треугольник.
— Какой длины его стороны? (Разные.)
— Как вы думаете у него какое «имя». (Разносторонний треугольник.)
Слайд 8
— По какому признаку мы разбили треугольники на группы? (По длинам сторон.)
(Если дети не знают, как называются данные треугольники, то они читают об этом в учебнике на с.73)
Слайд 9-11
На экране ещё раз появляются виды треугольников и их определения
IV. Закрепление нового материала.
— Давайте проверим наши выводы? Выполним задание учебника.
— Итак, на какие группы можно разделить треугольники?
V. Физминутка
(у каждого ученика полоски вида: 8см, 3 см,6 см и т.д. Они берут со стола полоску, определяют какому треугольнику соответствуют эти размеры и идут в угол, с названием этого треугольника. Там встречаются с другим учеником и доказывают ему почему они так решили)
VI. Закрепление нового материала (продолжение)
Групповая работа
— Разделите теперь свои треугольники из конвертов на группы.
— А какую задачу можно составить про треугольник, зная его стороны? (Найти периметр)
— Что такое периметр?
— Выберите себе любой треугольник и найдите его периметр.
— Как вы находили периметр равностороннего треугольника?
— А равнобедренного?
— Можно ли использовать умножение при нахождении периметра разностороннего треугольника?
«Треугольник» в жизни
- Ребята, как вы думаете, где в жизни у нас могут встречаться треугольники? (Ответы детей)
Сообщение ученика (Доп. презентация)
Выполнение тренировочных заданий из РЭШ
«Считаем треугольники» Слайд 12
Выпишем поочередно треугольники, состоящие из одного элемента, из двух, из трех и т.д.
1. Из 1 элемента: 1, 2, 3, 5 — всего 4 треугольника (некоторые дети автоматически зачисляют в треугольники элементы № 4 и № 6 — это неправильно!).
2. Из 2 элементов: 12, 34, 56, 13, 35, 24 — всего 6 треугольников.
3. Из 3 элементов: 135, 246 — 2 треугольника.
4. Из 4 элементов: 1234 и 3456 — 2 треугольника.
5. Из 5 элементов — ничего нет.
6. Из 6 элементов — единственный 123456.
Итого: 15 треугольников.
VII. Рефлексия.
Индивидуальная работа.
(У каждого карточки)
Слайд 13
— Раскрасьте красным карандашом разносторонний треугольник, синим – равнобедренный, зеленым – равносторонний.
— Какую цель мы перед собой ставили?
— Достигли мы этой цели?
— Оцените свою работу.
VII. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Составьте кластер на тему «Виды треугольников».
VIII. Д/з Творческая работа
— Сделать аппликацию из треугольников.