Оборудование: Математика: 3 класс, 2 часть, М.И. Моро. Школа России. «Просвещение» 2016, презентация, пословица, сказочные герои, .
I Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний.
III Целеполагание и мотивация.
IV Первичное усвоение новых знаний.
V Осознание и осмысление учебного материала.
VI Первичное закрепление.
VII Контроль и самопроверка.
VIII Подведение итогов, рефлексия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Планируемые результаты УУД |
I Организационный момент. | - Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания. - Соберите из отдельных слов пословицу. -Кто готов, прочтите, что у вас получилось (зачитывают варианты). На доске открывается девиз: Где есть желание, найдется путь -О чем эта пословица? (мнения) -Пословица - девиз нашего урока, к чему он призывает? (мнения) -Что бы вы посоветовали человеку, который решил с желанием взяться за какое-то дело? (мнения) -И я вам этого желаю. | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, умение учиться и способность к организации своей деятельности Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие. |
II Актуализация опорных знаний. | -Ребята, вы любите сказки? Кто умеет сочинять сказки? Сегодня на уроке мы будем вместе сочинять сказку. А чтобы все получилось, надо правильно выполнять задания. - С чего начинается сказка? (Жили-были…) А кто жил в нашей сказке, мы узнаем выполнив первое задание. Ребята, работаем по группам: 1. «Весёлые примеры». Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры, записать в тетрадь и найти ответы на доске. 1 группа: Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40) Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54 : 9 = 6) 2 группа: Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50) Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46) Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8) 3 группа: (50 : 10 = 5) Ребята в группах устно решают, записывая на листах только ответы. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты. А теперь найдите ваши ответы на доске и возьмите ещё одну карточку. Молодцы с заданием справились, но на обратной стороне карточек есть картинки. Переверните и узнаем кто жил в нашей сказке. (Нюша, Ёжик и Крош) - А чем же они занимались? Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты. - Молодцы справились. Найдите карточку с правильным ответом и переверните её, узнаете, что Нюша, Ёжик и Крош любят. (конфеты, грибы, морковки) | Коммуникативные УУД: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение слушать и понимать речь других Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Регулятивные УУД: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие. |
III Целеполагание и мотивация. | Постановка проблемы. Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся, назовите тему урока? (ДЕЛЕНИЕ) - Расскажите, что вы знаете о делении? Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных: 10:5 9:3 17:2 Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет) - Почему? В чём было затруднение? 17:2 -Чем похожи примеры и чем отличаются? ( в примере 17:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое) -Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления) -А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия. Практическая работа. -Предлагаю такую ситуацию - у мальчика было 13 мячей, можно их разделить на 4 части. - Попробуем. - Разделили? - Делаем вывод. Сколько получится в каждой части? (по 3) Все ли мячи разделили? (нет) Почему оставшийся мяч ни куда не положили? (потому что делили поровну) Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (остаток) Давайте запишем это выражение. -Как вы думаете, а куда записать оставшийся мяч? В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 13 : 4 = 3 (ост. 1) (уч-ль проговаривает) -Сколько разделили без остатка?(12) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу ×) -Так сколько раз по 4 содержится в 13? (3 ост. 1) -Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. -Так какая тема урока? (Деление с остатком) Деление с остатком -Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет) ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ: Научится выполнять действие деление с ………….. ВОПРОСЫ: Как разделить число с ……………..? (Найти ближайшее наибольшее число, которое разделится без остатка) Как найти …………..? (Из числа вычесть разделившееся ) Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке. | Регулятивные: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание; Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: владение диалогической формой речи. Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания. |
Физминутка | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. (приглашается 1 ученик) Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлёп, шлёп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай! Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. | |
IV Осознание и осмысление учебного материала. | Задание №1 -А сейчас поработаем у доски. Нам необходимо рассадить помидоры по тарелкам. Как это можно сделать? - Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь. Задание №2 - На поляну прилетели бабочки. Давайте попробуем рассадить их на цветы. - Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь. Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток, А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз? Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм) (карточки с алгоритмом розданы детям) Памятка Как разделить число с остатком. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка. Данное число делим на делитель. Это значение частного. 3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток. | Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: сохранять заданную цель урока Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму. |
V Первичное усвоение новых знаний. | Работа по учебнику с. 28 №1 2) Работа по учебнику с. 28 № 4 - Начертите эти отрезки. | Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи. Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь анализировать и синтезировать информацию, делать вывод |
VI Первичное закрепление. | Какая тема нашего урока? Какое открытие вы для себя сделали? Самостоятельная работа Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 56 : 9 = 45 : 5 = 86 :9 = 60 : 5 = 33 : 6 = 54 : 6 = Выполни деление с остатком: 9 : 4= 50 : 9 = 48 : 7 = 15 : 6 = 84 : 9 = - Сейчас проверим как, вы, справились с работой. (критерии оценки) «0» ошибок – 3 балла «1» ошибка – 2 балла «2» ошибки – 1 балл «3 и более» - 0 баллов А сейчас на какой ступени вы себя можете поставить? Продвинулись по лесенке? | Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок. |
VII Контроль и самопроверка. | 1)Работа в тетрадях на печатной основе с. 34 №89 Взаимопроверка. 37:7=5 (ост.2) 23:4=5(ост.3) 19:3=5(ост.4) 57:9=6(ост.3) 47:5=9(ост.2) 49:3=15(ост.4) 65:9=7(ост.2) 78:8=9(ост.6) Проверка. | Регулятивные: уметь работать по выведенному алгоритму; уметь удерживать внимание на данном виде деятельности; слушать, когда говорят другие. Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими. Познавательные: уметь осознано, и произвольно строить устные речевые высказывания. |
VIII Подведение итогов, рефлексия. IX. Домашнее задание | Методика пяти пальцев. - Приготовьте свои ладошки. Мизинчик – мыслительный процесс. - Что мы узнали нового? -Что сегодня делали? Безымянный – близость цели. - Добились ли желаемого результата? Средний - состояние духа. - Каким было настроение на уроке? Указательный - помощь. - Что не поняли? В какой помощи нуждаетесь? Большой – благодарность. Поблагодарите друг друга за урок с. 28 № 5, 6 | Регулятивные: уметь осуществлять самооценку и взаимооценку (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие. Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания. Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими. |