решении задач.
- логическое мышление и память.
- развивать вычислительные навыки.
- толерантность, уважение к мнению товарищей.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I | Орг. момент. Эмоциональный настрой | -Урок я хочу начать с абхазской пословицы: «Не знающий дела, не закончит его умело». - Как вы понимаете ее смысл? - Работая на уроке, нам предстоит приобрести знания, научиться применять их на практике, чтобы при подведении итогов работы можно было бы сказать: «Мы закончили дело умело» | Примерные ответы: - нужно учиться, чтобы любую работу выполнять умело; - чтобы довести дело до конца, нужны знания и умения; |
II | Устный счет | -Давайте вспомним, что мы уже умеем делать: 1. Решение числовых цепочек: (ИАДоска) 90 : 5…. : 6….. х 54… : 2… х 5….-330 = 75 527+63…-170… : 7… х5…-30… : 9… х6 =180 2.Решение задач на смекалку. –Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?(один вес) Б) Лестница состоит из 25 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть как раз на середине лестницы?( на 13) Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц?(4 мин) Г) Груша дороже яблока в два раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши?(одинаково) Е) Катя и Оля были в цирке. Представление продолжалось 2 часа. Сколько часов смотрела представление каждая девочка? (2 часа) Ж)В семье 5 сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье?(6) 3. Решите задачи. Задача 1: Арбуз весит 16 кг. Сколько весит половина арбуза? (8 кг) Задача 2: Половина дыни весит 3 кг. Сколько весит вся дыня? (6кг) - Кубинская пословица гласит: «Кто хорошо начнет, хорошо и закончит». Хорошее начало работы положено. Продолжае | Один ученик выполняет задание на компьютере, остальные на карточках. Самопроверка. Заполняют лист самооценки. Устные ответы . Заполняют лист самооценки. Дополнительное задание. |
III | Целеполагание | 1. Презентация «doli» - Мы вспомнили то, что уже изучали. Пришло время узнать что – то новое. 2. Пришёл из школы ученик И папе с мамой говорит: « Задачку задали у нас, Её решал я целый час. И вышло у меня в ответе: «Два землекопа и две трети»... - А что это значит «две трети»? - Как еще называют эти части? (долями) - Где в жизни мы встречаемся с этими частями? | Просмотр презентации «doli» . Презентация №2 - Не может быть 2/3 землекопа. Просмотр презентации. |
IV | Объяснение нового материала | 1.- Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно слышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки. - Назовите еще несколько похожих слов. - Есть и другие употребительные доли: четверть, десятая, сотая. - Когда образуются доли? 2. Вот вам пример из жизни. (беру настоящее яблоко и с помощью ножа делю на части) -у меня целое яблоко -разделю его на 2 равные части, как называются 1 часть? (половинка) Сколько получилось половинок? разделю на 4 равные части, как будет называться 1 такая часть? ( четвертинка) -Сколько получилось четвертинок? -3/4 я должна отдать. Сколько я отделю и отдам, и сколько у меня останется? -а если я отдам 2/4 части, сколько это четвертинок и каким будет остаток? - Что такое доля? Дополнительный материал: - Потребность в более точных измерениях привела к тому, что целые единицы измерения стали делить на несколько равных частей: 2, 4, 8 и т.д. Каждая часть первоначальной мерки получала своё название. Например, половину в Древней Руси называли ещё и полтиной, о четвертой части говорили - четь, о восьмой - полчеть, о шестнадцатой - полполчеть и т.д. | - Полдня, полурока, полдома… - Когда нужно что-нибудь поделить поровну. -Заслушиваются варианты ответов Вывод : Подтверждение того, что Доля - это одна часть целого. |
V | Самоопределение к деятельности. | - Тема урока: «Нахождение нескольких долей целого». - Поставьте учебную задачу. - Какие средства будем использовать для достижения результата? В конвертах у каждого лежит картинка с изображением апельсина. Разделите его на 4 части. - Как это можно сделать быстро? - Разрежьте по линиям сгиба. - Сколько долей получили? - Ребята 1 варианта отдадут своему соседу 3 доли, а ребята 2 варианта – 2доли. - Сколько долей осталось? Попробуйте дать различные ответы. | Выполнять задания, делать выводы, сравнивать - Сложить пополам, еще раз пополам. Ответы: 1вариант-1 четвертинка, ¼ от апельсина; 2 вариант - половина, ½ от апельсина, 2 четвертинки. |
VI | Физминутка | | Выполняются упражнения |
VII | Работа по теме урока | - Скажите, подобную ситуацию, можно применить к числовым значениям? -Прочитайте текст рядом с красной чертой на стр. 64. - Ответьте на вопросы, выполните задания. -Что находили в первом действии? (Сколько сантиметров в одной пятой доле.) -Что находили во втором действии? (Длину четырех таких долей.) (8см)
- Сейчас самостоятельно поработайте с долями, используя числовые значения. - А сейчас разверните полоску и посмотрите, сколько одинаковых (частей) долей у вас получилось? (4.) -Возьмите линейку, проверьте измерением длину доли. -Как вы узнали ? (Число 5 повторяется 2 раза : 5 х 2=10(см).) -Как вы узнали? (Число 5 повторяется 3 раза : 5 х 3 =15(см).) 2. Работа с учебником № 291. - Кто готов самостоятельно справиться с заданием? - Кто будет работать вместе со мной? - Какой длины отрезок будет начерчен? -Что значит: 5/6 долей отрезка? -60:6=10(мм); -10 х 5= 50(мм) - Вывод алгоритма | Работа с учебником с. 64. 1. Материал учебника. 2. Практическая работа. - 6 см Оценить часть самостоятельных работ Презентация Слайд. Вывод: чтобы найти несколько долей целого надо: 1)разделить целое на равные части, 2) умножить на нужное количество долей. |
VIII | Первичное закрепление материала | Работа на карточках. -Какая часть фигуры закрашена? Учитель называет часть ( например, одна восьмая), а ученик называет букву с правильным ответом. | - Один ученик работает на компьютере _ Вспомнить как называлась эта доля у славян. - Проверка по образцу |
IX | Закрепление материала | - Повторить алгоритм Решение задач А) Мама испекла 24 пирожка, дети съели 2/6 всех пирожков. Сколько пирожков съели дети? Б) В книге 60 страниц. Ученик прочитал 2/3 книги. Сколько страниц прочитал ученик? В) В четвёртых классах 75 учащихся. Из них 3/5 - хорошисты. Сколько учащихся 4-х классов учатся на 4 и 5? | Запись одних решений 1 ученик у доски 24 : 6 х 2 = 8(п) 60 : 3 х 2 = 40(стр.) 75 : 5 ∙ 3 = 45 (уч.) |
X | Дополнительное задание | | Выполнение заданий на карточках. |
XI | Рефлексия | - Какова учебная задача была поставлена на урок? - Достигнута ли цель? - Просмотрите листы самооценки. - Датчане говорят: «Все, что заслуживает быть сделанным, заслуживает того, чтобы делалось хорошо». - Кто хорошо разобрался в теме урока? - Кому нужно еще немного поработать? - Для кого урок не стал результативным? | |
XII | Домашнее задание | Придумать задачи для детей на нахождение нескольких долей | |