СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 4 классе по теме «Решение задач на скорость, время, расстояние. Урок закрепления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 4 классе по теме «Решение задач на скорость, время, расстояние. Урок закрепления»»

Тема: «Решение задач на скорость, время, расстояние. Закрепление»

Цель: создание условий для успешного повторения и обобщения учащимися знаний и умений по теме «Скорость»; закрепить умение решать задачи на движение.

Планируемые результаты:


Личностные:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Предметные:

- называть единицы величин: расстояния, скорости, времени; моделировать разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение; анализировать — характер движения, представленного в тексте арифметической задачи; решать арифметические задачи, связанные с движением;

- пользоваться алгоритмом решения задач на движение;

- применять формулы решения задач на движение.


Метапредметные:

       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

    -   готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; находить общее решение при выполнении работы в паре.


Оборудование: презентация, раздаточный материал (карточки), учебник.





Этап урока,

цель этапа, время

Методы и приёмы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Формы работы

Виды контроля







Мотивационный

2 мин

Словесный (беседа)


-Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Александровна и сегодня я проведу у вас урок математики.

-Как вы понимаете высказывание: математику учить – ум точить?

-Ум, как карандаш, чтобы он работал, его нужно «точить».







Высказывают мнения.

Ф.

Устный контроль учителя.

Актуализация знаний

5 мин

Словесный (беседа)

Практический

(решение примеров)

Наглядный (презентация)

Запишите в тетрадях сегодняшнее число. Классная работа.

Математический диктант (на слайде)

Уменьшите в 100 раз число 49500.

Найдите разность чисел 580 и 410.

Загадали число. Его увеличили на 220 и получили 450.

Найдите произведение чисел 450 и 5.

800 уменьшить на 70.

530 увеличить на 60.

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. (проверка на слайде)

Записывают.





2 ученика записывают у доски, остальные в тетради.

Ф.

И.

Устный контроль учителя, взаимоконтроль.

Самоопределение к деятельности

1 мин

Словесный (беседа, рассказ)

Наглядный (презентация)


-Ребята, а вы знаете какое животное самое медлительное?

-Да, верно, ленивец – самое медлительное животное, он передвигается со скорость всего 3 м/мин. Ленивцы очень интересные существа, они почти всю жизнь проводят вверх ногами. (слайд)

-А какое животное самое быстрое?

-Да, скорость гепарда может достигать 120 км/ч. Он способен очень быстро разогнаться до 100 км/ ч за три секунды, что не по силам даже спортивным автомобилям. (слайд).

-Как вы думаете, какую тему мы продолжим изучать?

-Сегодня мы продолжим решать задачи на движение.

-Тема: «Решение задач на скорость, время, расстояние. Закрепление» (слайд)


-Ленивец.













-Гепард.









-Задачи на движение.

Ф.

Устный контроль учителя, самоконтроль.

Постановка учебной задачи и цели урока

2 мин

Словесный (беседа)

Наглядный (доска)

 Какую цель мы поставим для себя? (цель на доске)

-Закрепить умение решать задачи на движение.


Ф.

Устный контроль учителя.

Составление плана

1 мин

Словесный


Сегодня мы вспомним единицы измерения скорости, закрепим умение решать задачи на скорость, время, расстояние.


Ф.


Реализация выбранного плана

20 мин

Словесный (беседа, объяснение, учебник)

Наглядный (презентация, учебник, доска)

Практический (решение задач)

-Ребята, давайте вспомним, как связаны между собой скорость, время и расстояние. (детям даются карточки, нужно соединить определения, в парах)

- Что такое скорость? (слайд)

-В каких единицах измерения измеряется скорость?

-Какой буквой обозначается?

-Как найти скорость?

- Что такое расстояние? (слайд)



-Единицы измерения расстояния?

- Кто скажет, как найти расстояние?

Что обозначает время?

-Как обозначают время движения?

-Единицы измерения времени?



- А как мы находим время? (слайд)

Закончи предложение (слайд)

Чтобы найти скорость, нужно…

Чтобы найти время, нужно…

Чтобы найти расстояние, нужно…


-Откроем с. 8, выполним №27. (устно проговариваем таблицу, действия записываем в тетрадь) (слайд – таблица)

Составим задачу по первой строке таблицы.

-Что нам известно?

-Что нужно найти?

-Можно составить такую задачу (прошу детей помочь составить задачу). Автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 2 ч?

-Каким действием будем находить?


Записываем № 27 в тетрадь, первая задача, записываем действие, ответ.


-Теперь давайте посмотрим на вторую строку. Что у нас здесь известно?

-Что нужно узнать?

-Здесь у нас известное и неизвестное поменялись местами. Как называются такие задачи?

Задача может быть такой (дети составляют задачу): Автобус проехал 120 км со скоростью 60 км/ч. Сколько времени он затратил на путь?

-Как находим время?






-Посмотрим на третью строку. Здесь у нас известно время 2 ч и расстояние 120 км. Нужно найти скорость.

Как найдем скорость?

Составим задачу (дети составляют). Грузовик проехал 120 км за 2 часа. С какой скоростью он двигался?


Физминутка:

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше подтянулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.


№ 29.

Прочитайте задачу 1 про себя.

(затем читает 1 ребенок вслух, учитель помогает заполнить таблицу ученику у доски)

1. За 1 час, двигаясь с одинаковой скоростью, (мы не знаем с какой), машина проходит 60км. Сколько км она пройдет за 10 мин?

v

t

s

?

одинак.

60 мин

10 мин

60 км

? км



-Ребята, а как нам ответить на вопрос задачи, какие еще действия нам нужно произвести?

-Машина у нас идет с одинаковой скоростью и спрашивается сколько км она проедет за 10 мин. Что мы должны сделать?

Мы нашли ответ на основной вопрос задачи?

Записываем ответ.

-Прочитайте задачу 2.

2. Заполнение таблицы вместе с учителем (на доске)



v

t

s

?

одинак.

одинак.

1 мин

?

?

1 км

15 км

60 км



-Мы с вами заполнили таблицу, теперь решите эту задачу в парах.







3. Давайте придумаем условие задачи.

-Из двух городков навстречу друг другу одновременно выехали два велосипедиста.

-Отрезки обозначают часы. Сколько отрезков?

-Значит они встретились через сколько часов?

-Да, через 3 часа они встретились. Какой вопрос мы можем задать?

-Через 3 часа они встретились. Можно ли сказать, что время у них одинаковое?

-Верно, потому что выехали они одновременно.

-Расстояние мы не знаем у обоих велосипедистов. А вот найти нам надо расстояние между этими городками, а это и есть сумма этих двух расстояний.

-Давайте решать.



-Первое, что мы найдем, сколько проехал первый велосипедист за 3 часа.

-Теперь второй.

-Какое 3 действие?



Записываем ответ.





-Скорость – это расстояние, пройденное за 1 единицу времени.

-Единицы измерения скорости: м/сек, м/мин, км/мин, км/ч.

-Обозначается буквой V.

- Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.

- Расстояние - это путь, который надо преодолеть.

-Единицы измерения - км, метры.- Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.

-Время нахождения в пути, в дороге

-Буквой t.

- Единицы измерения - секунды, минуты, часы.

- Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

-Расстояние разделить на время.

-Расстояние разделить на скорость.

-Скорость умножить на время.









- Скорость 60 км/ч, время 2 ч.

-Расстояние.





-Умножением. Чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время.

Записывают в тетради:

60*2=120 (км) – проехал автомобиль.

Ответ: 120 км.


-Скорость 60 км/ч и расстояние 120 км.

-Время.


-Обратные задачи.





-Чтобы узнать время нужно расстояние разделить на скорость.

Записывают в тетради:

120:60=2 (ч) – автомобиль затратил на путь.

Ответ: 2 ч.




-Расстояние разделить на время.

Записывают в тетради:

120:2=60 (км/ч) – скорость автомобиля.

Ответ: 20 км/ч.




















v=s:t


    1. 60:60=1 (км/мин) – скорость машины.

2) 1*10=10 (км) – расстояние за 10 мин.



-Да.

Ответ: 10 км.

















Решают.

1) 1:1=1 (км/мин) – скорость поезда.

2) 15:1=15 (мин)

60:1=60 (мин) = 1 (ч)

Ответ: 15 км поезд пройдет за 15 мин, 60 км за 1 ч.







-3 отрезка.



-Через 3 часа.

- Какое расстояние между городками?



-Да.











1 ученик у доски решает, остальные в тетради.

1)18*3=54 (км) – проехал до встречи 1 велосипедист.

2)15*3=45 (км) – проехал до встречи 2 велосипедист.

3)54+45=99 (км) – расстояние между городками.

Ответ: 99 км.







Ф.

П.

Устный контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Самостоятельная работа

5 мин

Практический (решение примеров)

-Сейчас мы выполним самостоятельную работу. Найдите на с. 8 № 33. Решите первые 2 примера.

Решают.

И.

Контроль учителя.

Рефлексия

2 мин

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)

Рефлексия «Лесенка успеха». Оцените себя, как вы усвоили материал. На какой вы находитесь лесенке?

Нижняя ступенька – было трудно, не понятно.

Средняя ступенька – были затруднения.

Верхняя ступенька – было все понятно.

Оценивают.

Ф.

Самоконтроль.

Инструктаж домашнего задания

2 мин

Словесный (объяснение)

Наглядный (учебник)

Запишите домашнее задание: с. 8 №31, №34. Вам нужно будет решить задачу в № 31 и решить примеры в № 34.

-Прочитайте задачу №31.

-Что известно?

-Что неизвестно?

-Сколько будет действий?

Слушают, записывают.







-Время.

-Скорость.

-2 действия, сначала найдем время движения машины, затем скорость.

Ф.







Скорость – это

время нахождения в пути, в дороге

Единицы скорости

расстояние, пройденное за 1 единицу времени

Как найти скорость?

Секунды, минуты, часы

Время – это

v = S : t

Единицы времени

весь пройденный путь

Как найти время?

м/сек, м/мин, км/мин, км/сек, км/ч

Расстояние – это

км, метры

Единицы расстояния

S = v ∙ t

Как найти расстояние

t = S : v