Тема: Устные и письменные приёмы вычислений
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся применять алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий.
методы и формы обучения.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, экран, карточки, учебник.
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
- Наш урок математики мне бы хотелось начать, рассказав вам одну старинную притчу.
“Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: “Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!”.
- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны, активно участвовали в уроке, полагаясь на свои собственные знания. Пожелайте себе и друг другу удачи. У вас все получится.
2 этап. Целеполагание.
- Вы узнаете тему нашего урока, если решите примеры правильно, подставив вместо цифр нужные буквы. (Карточка №1) (Работа на слайде)
- Давайте прочитаем тему урока.
- А как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Чему научимся? Что повторим?
- А что закрепим? (Научимся письменно складывать и вычитать многозначные числа. Повторим письменные приемы сложения и вычитания 3-х значных чисел, вспомним свойства сложения. Закрепим умение решать задачи)
3 этап. – Чтобы ответить на эти вопросы, давайте вспомним, какие основные свойства сложения вы знаете? (Переместительное и сочетательное)
1)- Давайте вспомним еще раз эти правила, выполнив №260 стр. 60 учебника (легким способом)
Вывод:
2) – А сейчас мы вспомним алгоритм сложения и вычитания 2-х и 3-х значных чисел столбиком. (Карточка №2)
- Какие правила письменного сложения и вычитания нужно соблюдать? (Разряд писать под разрядом, начинаем вычисления с единиц)
- А как вы думаете, письменное сложение и вычитание многозначных чисел выполняется так же, как и сложение 2-х и 3-х значных чисел?
- Давайте же вместе с вами решим примеры и тогда ответим на этот вопрос. (Карточка №3)
Вывод: письменное сложение и вычитание многозначных чисел выполняется по такому же алгоритму, как 2-х и 3-х значных чисел. (учебник стр. 60)
- Что надо помнить, чтобы выполнить решение без ошибок?
Физкультминутка.
4 этап. Закрепление полученных знаний.
1. Посмотрите на выражения, какое задание можно выполнить?
28 125 – 8 125 438 647 – 27 345 24256 + 16 349 5 002 + 670
- Разделить на 2 группы в соответствии с темой урока. Какие это будут группы?
(группируют выражения)
28 125 – 8 125 438 647 – 27 345 (Карточка №4)
5 002 + 670 24256 + 16 349
- Назовите значения выражений первого столбика. Как находили? (Устно)
- Что надо сделать, чтобы решить выражения второго столбика? (Записать решение столбиком)
- Что надо помнить, чтобы выполнить решение без ошибок?
2.№262 стр. 60 ( по группам) (с комментированием)
Вывод:
5 этап. Самостоятельная работа
– Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.
Уровень 1.
Выполни вычисления.
+4235 _36798 +3452 _82675
1943 19467 2807 1569
Уровень 2.
Вычисли, записывая решение столбиком.
18506 + 32993
14238 – 2387
48324 + 12307
62347 – 7835
Уровень 3.
Вычисли, записывая решение столбиком, и проверь сложение вычитанием, а вычитание сложением.
13534 + 32994
126547 – 79652
74648 + 37829
- Где, кроме математики, мы можем еще использовать устные и письменные приемы вычислений?
- Ребята, как вы думаете, полученные знания пригодятся вам в жизни? Где? Каким образом?
6. Закрепление умения решать задачи.
Учебник стр. 60 №264
Вывод:
Рефлексия
Я предлагаю вам закончить предложения:
- Сегодня на уроке я…..
- Самым полезным и интересным для меня было ….
- Я встретился с трудностями при ….
2. Хочется подвести итог урока таким образом. С каким настроением вы уходите с урока для меня очень важно.
У вас на парте 3 листика: желтый - не очень доволен; красный – не доволен собой; зеленый – доволен.
- Спасибо вам, ребята, за урок. Вы – большие молодцы! (Листы самооценки)
3