Урок математики в 4 – Б классе
Тема: Закрепление. Письменные приёмы деления с нулями в частном.
Тип урока: освоение и закрепление новых знаний.
Цель: отработка навыков письменного деления, умения решать задачи изученных видов.
Личностные результаты:
-формировать учебно – познавательный интерес к учебному материалу; проявлять самостоятельность в различных видах деятельности; преодолевать возникающие затруднения; развивать способность к самооценке своих действий;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-планировать свои действия в соответствии с решаемой задачей; выполнять учебные действия, используя речь для регуляции своих действий; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные УУД:
-осознавать учебно –познавательную задачу; использовать знаково – символические средства для решения различных учебных задач; анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков; строить сообщения в устной форме, в том числе несложные по форме рассуждения, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Используемые методы и приемы: словесный (беседа, повторение алгоритма, блиц-опрос), наглядный (демонстрация), практический (упражнения, работа с интерактивной доской, работа с книгой), частично-поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук; фонограмма «Звон колокольчиков», 4 набора разрезных карточек для работы в группах, презентация, физминутка «Ёлочка», учебник.
Ход урока.
Организационный момент. (Звучит фонограмма – звон колоколов).
В
ы у парт тихонько стали,
Поздоровались с гостями.
Слышен звон колоколов,
Праздник приближается,
А у нас сейчас урок,
Дети, начинается.
Сели ровно, улыбнулись
И в работу окунулись.
Актуализация опорных знаний.
Числа на столе лежат,
Рядом расшифровка.
Числа выстави ты в ряд,
Получится шифровка.
Ставь от мала до велика,
Выйдет слово.
(Дети собирают слово по карточкам, выстраивая числа в порядке возрастания)
1002 1020 1200 1202 2002 2202
Ё л о ч к а
(Один человек собирает шифровку у доски).
Карточки вы разложили?
Что за слово получили? (Проверка)
Ёлка хочет танцевать,
Приглашает всех вставать.
( Физминутка «Елочка»).
Ёлка в гости к нам пришла,
Но печальна и грустна.
Будем ёлку наряжать
И скорее украшать.
Ёж принёс нам украшения
И начнём мы с повторения.
Пример правильно реши,
На грибочек ты нажми.
Остальные без сомнения
Будут проверять решение.
Если правильный ответ -
Аплодисменты – спору нет.
А неправильный ответ –
Подумай лучше. Мой совет!
( Интерактивное упражнение с Ежиком).
1500:30 1800:90
900х8 6000:20
640:2 70Х50
860:2
Самоопределение к деятельности.
(Последний пример в презентации более сложный. Его необходимо решить в столбик).
Что задумались, друзья!
Пример решить совсем нельзя?! ( Ответы детей)
- О чем мы будем говорить?
- Что готовы повторить?
О делении будем говорить,
Частное с нулями находить.
Примеры сложные решать,
Алгоритм не забывать.
Работа по теме урока.
1). Повторение алгоритма с использованием интерактивной доски (Пример 2)
Алгоритм мы повторим,
Знания мы освежим.
Пример 40712 : 8 = 5089 ( Выполняем на клетках доски)
Шаги:
Выделяю первое неполное делимое.
Определяю число цифр в частном.
Делю первое неполное делимое.
Умножаю полученную цифру частного на делитель.
Выполняю вычисление.
Сравниваю остаток с делителем.
Получаю второе неполное делимое.
Продолжаю деление.
2). Упражнение 2 (на боковой панели).
Определи количество цифр в частном.
Волшебный карандаш бери
К окошку циферку тяни.
И свой ты выбор объясни?
Плюс - это правильный ответ,
А минус – ну, конечно, нет.
4
59:9
7
845:5
2
82:3
4
170:6
675:9
1
228:7
3). Решение примеров у доски.
Примеры вы теперь решите
И с ответами друзей сравните.
Если правильный ответ – загорится жёлтый свет.
Если видите ловушку – поднимите красный тут же.
6321:7 4581:9
Выполнение примеров № 404 стр. 87.
( Взаимопроверка в парах)
4) Решение задач.
Новый год на пороге,
Он стучится уж в дверь.
Мы готовимся к празднику,
Нам ведь не лень.
Моем окна, убираем,
И обои выбираем,
Вступим смело в Новый год,
Сделав весело ремонт.
Выполним задачи на стр. 87 учебника № 406.
- Прочитайте задачи.
- Как лучше оформить краткую запись?
Длина одного рулона | Количество рулонов | Общая длина рулонов |
? м(одинаковая) | 4 | ? 108 м |
5 | ? |
Решение:
4+5=9(р.)- имеют длину 108 м;
108:9=12 (м) – в одном рулоне;
12х4=48(м) – пошло на одну комнату;
12х5=60(м) – поло на другую комнату.
Ответ: на одну комнату пошло 48 м обоев, на другую – 60 м.
(Физминутка «Снеговик»)
Длина одного рулона | Количество рулонов | Общая длина рулонов |
? м(одинаковая) | ? 9 | 48 м |
? | 60 м |
Решение:
48+60=108(м) – длина 9 рулонов;
108:9=12(м) – в одном рулоне;
48:12=4(р.) – пошло на одну комнату;
60:12=5(р.) – пошло на вторую комнату.
Ответ: на одну комнату пошло 4 рулона обоев, а на другую – 5.
- Чем похожи задачи? Чем они отличаются?
- Как называются такие задачи? ( Взаимообратные задачи)
5) Тестирование (интерактивная доска)
Задачи правильно решили,
К финалу смело поспешили.
Пройдём мы тест сейчас, друзья,
Приступим, отвечать пора.
- Какое число является первым неполным делимым при делении 944 : 4? Обсудите в группах.
- Сколько цифр будет в частном при делении чисел 1071:3? Обсудите в группах.
- В каком случае при делении в частном будет две цифры? Обсудите в группах.
- Чему равно частное 2960 : 4? Обсудите в группах.
- А вы уверенны в ответе? Ведь в частном будет 3 цифры. Нам подходит и 2 и 3 вариант ответа. Как проверить правильность выбора?
1 группа - выполняет деление в столбик,
2 группа - проверяет решение при помощи умножения.
Рефлексия.
Вы, ребята, молодцы!
Чему же научились вы?
Продолжи фразу, не зевай
И смело руку поднимай!
Мне понравилось …
Я запомнил ….
Я умею …
Домашнее задание.
А дома, дети, повторите примеры,
Нуль не пропустите.
Кто хочет умным быть, умелым,
Ещё решит задачу смело.
1 вариант - стр. 87 - № 405, 408;
2 вариант – стр. 87 № 408, 407.
Подведение итогов.
Урок подходит наш к концу,
Пора закончить украшение.
Рисуй на ёлочке свой шар,
Такой, как твоё настроение.
Им ты ёлку наряди
И слово доброе скажи.
( Дети рисуют шары на ёлке и говорят свои пожелания гостям).