Урок математики в 4-м классе по теме «Величины. Закрепление»
Тип урока: обобщающий урок.
Вид урока: традиционный.
Цели урока:
Повторить, обобщить представления учащихся о единицах длины, площади, массы. времени.
Проверить знания обучающихся и степень усвоения изученного материала.
Создать условия для формирования: коммуникативной и социальной компетентностей (умение организовывать и поддерживать диалог,сотрудничать, слушать друг друга.)
Задачи урока:
Развивающая – развитие логического мышления обучающихся, познавательной активности и познавательного интереса.
Образовательная – закрепление знаний о величинах, умений заменять крупные единицы мелкими, мелкие – крупными; сравнивать величины.
Воспитательная – воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Используемые учебники и учебные пособия:
Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2ч./М.И.Моро, М.И. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2010.
Используемая методическая литература:
Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина Поурочные разработки и сборник текстовых задач. М.: «ВАКО»,2010.
КИМ. Математика. 4 класс Сост. Т.Н.Ситникова.-4-е изд. – М.: ВАКО,2017.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.
1. Долгожданный дан звонок –
Начинается урок. Настроенье, каково? - Во!
Все такого мнения! - Все без исключения!
Может Вы уже устали? - Мы с собой таких, не брали!
Может, ляжем, отдохнём? - Лучше мы урок начнем!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
2. Правила работы на уроке:
- Вспомним правила работы на уроке:
Понапрасну не болтай
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам,
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придет на помощь друг!
3. Работа в тетради
Я тетрадь свою открою и наклонно положу
Я друзья от вас не скрою ручку правильно возьму
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Записываем в тетрадях число и классная работа. 4.Минутка чистописания.
II. Сообщение темы и определение цели урока Актуализация опорных знаний учащихся.
-Посмотрите на доску, как вы думаете, какое задание я вам предлагаю? - Расшифруйте слово в своих тетрадях, и вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
(300+20+8):8 Н
96-90:3 Е
29+60- 9х7 Л
51:17х 30: 3 И
68+76+32 Ч
270:90+7 Ы
360: 6 + 87 В
147 66 26 30 176 30 41 10
В е л и ч и н ы
-Как вы думаете, какая цель нашего урока?
-Какие задачи ставите перед собой? Что бы вы хотели повторить?
-У нас уже были уроки по теме ВЕЛИЧИНЫ, а сегодня урок закрепления знаний.
2. Математическая разминка. Задачи- шутки
А) - Девочка Элли и песик Тотошка летели на воздушном шаре одни сутки и еще 15 часов. Сколько часов они провели в полете? ( 39 )
Б)- Кот Леопольд терпел обидные выходки мышат 2 недели и 3 дня. Через сколько дней его терпение кончилось? (17)
В) -Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько минут он занимался этой «трудной» работой? (197) Г) - Ковёр-самолёт покрывает расстояние от Царь-града до Синих Гор за 1 час 30 мин. Однако обратный перелёт он совершает за 90 мин. Как вы это объясните? (1ч 30 мин = 90 мин)
Д) Третью часть пола во дворце Гудвина занимает ковёр, площадь которого 34кв.м. Чему равна площадь всего пола? (102кв.м.)
Е) - Ель растёт 120 лет, сосна 1/2 этого возраста. Сколько лет растёт сосна? (60) Ж) -Глухарь весной поёт с 2 ч ночи до 11 ч утра. Сколько часов поёт глухарь? (9)
3. Повторение единиц измерения.
1блок заданий
Задание 1. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км
-Какую величину измеряют данными единицами измерения?
Задание 2. Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц
- Что скажите про данные единицы измерения?
Задание 3. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век.
-Какие единицы мы назвали?
4. Установление соответствий между величинами 2 блок заданий
-Сейчас давайте применим полученные знания на практике
Задание 1
Установите соответствие между данными из первого и второго столбиков
1век 60 с
1год 60мин
7 суток
1 сут 24ч
1ч 30 суток или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
1 мин 100 лет
1 неделя 365 или 366 суток
1 месяц 12мес
Задание 2
Используя данные, о которых мы говорили до этого, выразите самостоятельно в тетрадях одни единицы времени другими.
Комментирование по цепочке!
в сутках: 48ч, 96ч;
в часах: 2 сут, 120 мин;
в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.
в годах: 60 мес., 84 мес.
в секундах: 5 мин, 16мин;
в минутах: 600с, 5ч.
Проверяем и подводим итог.
ФИЗМИНУТКА ( под музыку)
5.Проект по теме Сегодня мы с вами много говорили о такой величине, как ВРЕМЯ. В нашей повседневной жизни мы встречаемся с ней постоянно. Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу.
В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.
В современном мире очень важно знать, что такое время, ведь отправление поездов, начало занятий в школе, спортивных соревнований, передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
Во многих европейских языках «время»- одно из самых употребляемых существительных. Но и в русском языке есть много выражений с этим словом. Вы дома должны были найти такие и объяснить такие выражения. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Дети выходят к доске и прикрепляют на доску листок с выражением и объясняют его смысл:
Давайте подведем итог: как же мы должны относиться ко времени? (беречь, экономить, использовать рационально)
- Давайте будем всегда помнить об этом, а для этого в нашем классе на доске повесим плакат « ЦЕНИ МИНУТКУ!»
- Как вы понимаете это выражение? - Не теряя ни минуты, давайте перейдем к следующему заданию.
6.Самостоятельная работа в парах по карточкам. 3 блок заданий
Вам необходимо за 1 минуту записать ответы на вопросы. а) Сколько килограммов овощей продали за день? б) Каких овощей продали больше всего? На сколько килограммов их продали больше, чем свёклы? в) Во сколько раз картофеля продали больше, чем моркови?
| Картофель | Капуста | Морковь | Свёкла |
Количество кг,проданных за день | | 500кг | 200кг | 100кг |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Поменяйтесь листочками, возьмите карандаши, проверяем , ставим + или –
- Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки? 1, 2 ошибки?
7. Работа над задачами. 4 блок заданий 1. Элли с друзьями прошла 67км, что составило пятую часть всего пути. Чему равна длина всего пути? Сколько им осталось пройти? – Что надо узнать в задаче? - Можем сразу ответить на вопрос? - Что узнаете сначала? - Что узнаете потом?
Запись решения по действиям самостоятельно в тетради. Проверка. - Кто решил задачу так же?
2.Решение задач по вариантам: (самостоятельно в тетради, дифференцированно). - А теперь давайте решим задачи про нашу родную школу.
Длина классной комнаты равна 6м, а ее ширина-4м. Вычислите площадь классной комнаты. - По какой формуле находим площадь? В каких единицах ее измеряем?
Длина школьного коридора прямоугольной формы равна 12м, а его ширина в 3 раза меньше. Вычислите площадь коридора. - Можем сразу ответить на вопрос? Чего не знаем? Что значит в 3 раза меньше? - Взаимопроверка в парах, поставьте +, если вы считаете, что задача решена верно.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
III. Закрепление и обобщение знаний учащихся.
1.Закрепление и повторение изученного материала.
- Предлагаю вам следующее задание, в создании которого участвовали вы сами. Вам надо было найти некоторые данные из интернет ресурсов или энциклопедий. Я их обобщила и вот что получилось .
- Вам надо устно заполнить пропуски, определив, какими единицами пользовались при измерении.
Рост бурого медведя – 270…(см)
Масса северного оленя – 165…(кг)
Длина щуки – 33 …(см)
Самые длинные перья у фазана. Их длина достигает 173(см)
Средняя продолжительность жизни человека – 65(л)…
Самый высокий небоскрёб находится на Тайване. Его высота-50800(см). Переведите эту величину в метры.
Длина детёнышей анаконды 90(см). Сколько это дециметров?
Сравнить: ( поставить только знаки) Комментирование по цепочке!
350 сек * 6 мин 400м * 1км
2м 29 см * 2м 92см 2ц * 200 кг
1 сут.20ч * 120 ч 1век * 360 лет
2.Самостоятельная работа по карточкам.
Тест «+», «–». Один ребенок у доски самостоятельно.
24 часа- это 1 сутки. +
16 километров - это 16000 метров +
1 сантиметр больше чем 1 миллиметр +
80 секунд – это 1минута 20 секунд. +
1 центнер-это 1000 килограммов -
1958 год – это 20 век +
В 1 килограмме-100 граммов -
В 1метре- 50 сантиметров -
1000 лет – это 1 век -
2 минуты больше 120 секунд -
Проверка (взаимопроверка и оценивание работ) Поднимите руки, у кого нет ошибок, одна, две… ошибки…
3.Работа по учебнику с. 56-57
4.Домашнее задание. 5.Итог урока:
- Чем занимались на уроке? Что повторили? Какие задания выполняли? Что понравилось больше всего? Что нового узнали?
Выставление отметок за урок:
Рефлексия:
- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.
Я очень доволен своей работой. | Мне надо разобраться в некоторых вопросах. | У меня много ошибок. |