СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе по теме «Действия с десятичными дробями».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 5 классе по теме «Действия с десятичными дробями».

Просмотр содержимого документа
«ФГОС урок 5 класс»

Конспект урока математики в 5 классе по теме «Действия с десятичными дробями».


Подготовила:

учитель математики МБОУ «Гора –Подольская СОШ». Токарь Елена Константиновна

Учебник: Математика 5, авторы Н.Я. Виленкин и др.

Цель: создать содержательные и организационные условия на уровне обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с десятичными дробями».

Задачи урока:

способствовать повторению правил для нахождения неизвестных компонентов;

способствовать формированию навыков, выполнять сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей в процессе выполнения упражнений;

создать условия для формирования УУД

  1. личностных: мотивация учения, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками;

  2. познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, умение выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом;

  3. коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;

  4. регулятивных: целеполагание, планирование, самоконтроль и взаимоконтроль; способность к мобилизации сил и энергии.

Тип урока: учебное занятие по систематизации и обобщению знаний и умений

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в группах, в парах.

Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение урока: презентация Power Pointl, карточки.






СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организация начала урока


1 слайд

Проверяет готовность обучающихся к уроку


- Улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу.


Проверяют наличие учебных инструментов для работы на уроке

1

2

Целеполагание и мотивация


- Как называется раздел, работу над которым мы с вами завершаем?

- Какие действия мы с вами научились выполнять?



- Хорошо понять и усвоить эту тему очень важно, так как в дальнейшем мы постоянно будем сталкиваться с десятичными дробями, выполнять расчёты с ними, не только на уроках математики, физики и химии, но и в практической жизни. Для этого я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по маршруту «Действия с десятичными дробями», в ходе которого мы будем совершенствовать наши знания и умения. Девиз нашего урока: “Знания имей отличные по теме дроби десятичные”.

Раздел называется: «Действия с десятичными дробями».

Дети называют действия: сложение, вычитание, умножение, деление.

2














3

Актуализация знаний уч-ся

2 слайд




























3 слайд








4 слайд




5 слайд





6 слайд









7 слайд

- Во время нашего путешествия мы будем заполнять маршрутный лист, в котором вы будете отмечать свои успехи в виде «бонусов», т.е «+». (Приложение 1)


- Всякое путешествие требует от участников выносливости, закалки и тренировки. Для этого проведём устную разминку, которая состоит из двух этапов.

Первый этап – «говорение».

- Мы проговариваем, друг другу правила действия с десятичными дробями. Не забывайте отмечать свои успехи в маршрутном листе.


1 вариант говорит 2 варианту.

- Как сложить десятичные дроби?

2 вариант – 1 варианту.

- Как вычесть десятичные дроби?

1 вариант – 2 варианту.

- Как умножить десятичную дробь на натуральное число?

2 вариант – 1 варианту.

- Как перемножить десятичные дроби?

1 вариант – 2 варианту.

- Как разделить десятичную дробь на натуральное число?

2 вариант – 1 варианту.

- Как разделить число на десятичную дробь?


Второй этап разминки – это «математическое лото».

- У вас на столе есть игровое поле и цветные жетоны. (Приложение 2)

Вы вычисляете устно примеры и закрываете жетонами ячейки игрового поля, в которых отмечены ответы к данным примерам.

(Приложение 3)

Сравните ваше игровое поле с полем на слайде.


Из оставшихся букв составьте слово.

- Что у вас получилось?

ВОСТОК

- Скажите, какие ассоциации у вас вызвало это слово?


- А ещё, ребята, это название космической ракеты, на которой, 12 апреля 1960 года, полетел в космос первый человек. И это был советский лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Ракета – это летательный аппарат с реактивным двигателем. Космическая ракета выводит объекты в открытый космос. Сначала это были искусственные спутники Земли, а в дальнейшем целые пилотируемые станции. Указом президента Российской Федерации 2011 год объявлен Годом Российской космонавтики. Космонавтов в мире почти 500 человек, но первым из них навсегда останется наш Юрий Алексеевич. Его имя знают во всех странах мира. Этот полёт готовили тысячи людей, чтобы узнать интересные факты этого события, мы отправляемся в полёт на космическом корабле в необъятные просторы вселенной.

Изучают маршрутный лист













Работают в парах: отвечают на вопросы учителя и отмечают «бонусы»













Вычисляют примеры и закрывают полученные ответы цветными жетонами



Сравнивают своё поле с образцом


Составляют слово


Ответы детей


Воспринимают информацию, сообщаемую учителем,













2
















5


4. Обобщение и систематизация знаний














8 слайд




9 слайд











10 слайд






11 слайд

Первый этап нашего путешествия «Старт».

Чтобы успешно стартовать, мы разделимся на 4 экипажа, которым предстоит выполнить задания. Они находятся у вас на столах.

(Приложение 4)

1 экипаж найдёт максимальную высоту полёта ракеты, командир экипажа (ФИ ученика).

2 экипаж определит длительность полёта ракеты, командир (ФИ ученика)

3 экипаж узнает протяжённость полёта, командир (ФИ ученика )

4 экипаж вычислит максимальную скорость полёта ракеты, командир(ФИ ученика).

-Командиры экипажей доложите результаты старта..


-Наш космический корабль вышел на орбиту и встретил неопознанный летающий объект (НЛО) с неизвестными гуманоидами. Которые подготовили вам новое испытание. Чтобы беспрепятственно продолжать путешествие, мы должны ответить на их вопросы: «Как найти неизвестные компоненты». (Приложение 5)


-Мы справились с испытанием гуманоидов.

- Не забывайте помечать свои успехи в маршрутном листе.


- Мы продолжаем наш полёт. Но у нас произошли неполадки с двигателем. Чтобы устранить неполадки нужно решить уравнения. (Приложение 6)


- Поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте, правильно ли у вашего напарника работает двигатель. За каждое правильно решённое уравнение космонавт получает «бонус».



Делятся на 4 группы



Выполняют задание группой.








Слушают результаты работ экипажей



Дети берут шарики, лежащие на тарелке, с написанными на них вопросами и отвечают на вопросы.


Ставят «бонусы» за каждый правильный ответ


Решают уравнения



Проверяют работу товарища по готовому образцу

8
















5











5



ФИЗМИНУТКА


12 слайд








13 слайд

- Устали?

- Чтобы нам хватило сил для продолжения полёта нужно получить дополнительный заряд энергии.

- Взлетаем!

1) Восстановим дыхание.



2) Проверим вестибулярный аппарат.



3) Осмотр корпуса. Чтобы не произошла разгерметизация корабля,



4) А как работает двигатель? Бесшумно?


- Посадка!

Встали

Руки поднять вверх и сделать глубокий вдох, опустить руки, выдох. (повторить 3 раза).


Подбородком головы «пишем» цифры от 0 до 9. поставим руки на пояс и поворачиваем туловище вправо, влево. (повторить 3 раза).


Лёгкие прыжки на месте.

Сели

2


6. Контроль и самопроверка знаний















14 слайд


- Наш полёт продолжается. Для успешного возвращения домой мы должны выбрать подходящую каждому траекторию полёта. Выберите себе карточку с заданием, которая отражает сложность вашей задачи. Нужно найти значение выражения.

- Те, кто выберет пример на розовой карточке (а) имеет возможность вернуться домой без препятствий.

- Те, кто выберет пример на жёлтой карточке (б) столкнётся с незначительными трудностями.

- Ну, а те, кто привык на уроках математики преодолевать значительные испытания, тот может выбрать пример на зелёной карточке (в). (Приложение 7)


- Оцените каждый свои успехи, если вы правильно решили пример (а), то в маршрутный лист ставите три «бонуса», если правильно решили пример (б), то это четыре «бонуса», если правильно решили пример (в) – пять «бонусов».


Выбирают задание, соответствующее своим возможностям


Выполняют задания индивидуально в тетрадях, с последующей самопроверкой и самооценкой работы



Отмечают «бонусы»


8


Итоги урока. Оценки

15 слайд


- Наш полет подошёл к концу. Мы «приземляемся», и подводим итоги нашего полёта, посчитаем количество «бонусов» в своём маршрутном листе и оценим результативность полёта. Если вы набрали более 16 «бонусов», то вы отличный космонавт, если от 13 до 15 – вы успешный космонавт. Если вы набрали 12 и менее, то чтобы лететь в космос по маршруту «Действия с десятичными дробями», вам необходимо потренироваться.


Подсчитывают общее количество «бонусов» и оценивают свою работу на уроке

3


Рефлексия


Все благополучно вернулись из путешествия «Действия с десятичными дробями».

- Скажите, что вам позволило в полёте по этому маршруту быть отличным (успешным) космонавтом?

- Что нужно подготовить к следующему уроку тем, кто в сегодняшнем полёте испытывал трудности?

- В соответствии с этим индивидуальные карточки для дальнейшей успешной подготовки получают …


Отвечают на вопросы

2


Домашнее задание

16 слайд


В дневники запишите задание на дом.

№687 (а,в), №682.

Для успешных космонавтов № 686.

А некоторым для тренировки дополнительная карточка..


Воспринимают информацию, фиксируют задание

2


Приложения к плану-конспекту урока

1.Маршрутный лист.

Разминка

Старт.

Испытание

Проверка

Полёт

Приземление

Оценка

Говорение

Лото

1.

2.

3.

1.

2.

3.

4.

5.

6.


1.

2.

3.





2. Игровое поле


О

63

А

19

В

763

Б

71

Г

4,4

Т

2,11

Е

2,4

Ж

2,2

З

7,63

С

3,4

И

3,1

О

0,71

К

2,1

Р

3,7

Л

3

М

0,63




3. Примеры


1) 5,7 : 0,3 = 6) 2,2 · 2 =

2) 6,3 · 0,1 = 7) 0,22 · 10 =

3) 1,7 + 1,4 = 8) 5 – 2,6 =

4) 7,1 : 0,1 = 9) 0,7 + 2,3 =

5) 7,8 – 4,1 = 10) 76,3 : 10 =


4. Задания экипажам.

1 экипаж найдёт максимальную высоту полёта ракеты

Чтобы преодолеть земное притяжение и оторваться от Земли ракета должна иметь скорость 7,9 км/с. Время выхода ракеты на орбиту составляет 41,4 с. Найдите максимальную высоту полёта ракеты. Ответ округлите до целых. (7,9 · 41,4 = 327,06 км. Ответ: 327км)

2 экипаж определит длительность полёта ракеты

Определите длительность полёта первого космонавта, если путь, проделанный ракетой, составляет 40 868 км, а скорость ракеты 378,4 км/мин. Ответ округлите до целых. (40 868 : 378,4 = 108 мин. Ответ: 108 мин)

3 экипаж узнает протяжённость полёта.

Ю.А.Гагарин стартовал с космодрома Байконур и находился в открытом космосе 1,8 часа. Узнайте протяжённость полёта в километрах, если скорость ракеты составляла 22 704,4 км/ч. Ответ округлите до целых.

(22 704,4 · 1,8 = 40 867,92 км. Ответ: 40 868 км).

4 экипаж вычислит максимальную скорость полёта ракеты.

Время обращения первого космического корабля «Восток» вокруг Земли равнялось 1,4 часа. Вычислите максимальную скорость полёта, если длина орбиты 39 564 км. (39 564 : 1,4 = 28 260 км/ч. Ответ: 28 260 км/ч).


5. Карточки с вопросами.

- Как найти неизвестное слагаемое?

- Как найти неизвестное уменьшаемое?

- Как найти неизвестное вычитаемое?

- Как найти неизвестный множитель?

- Как найти неизвестное делимое?

- Как найти неизвестный делитель?


6. Уравнения

1 вариант 2 вариант

а) х + 2,48 = 34,2 а) 17,8 – у = 3,25

б) у – 3,8 = 11,3 б) 11 х = 1,87

в) 3,08 : х = 4 в) у : 2,5 = 0,7


7. Траектория полёта

1 вариант

а) 2,5 · (3,24 : 0,9 – 2,37).

б) (45 – 42,6) · 3,3 + 9 : 7,5.

в) 7,2 · 2,5 – 20,52 : (0,724 + 1,176) – 2,423.

2 вариант

а) 3,7 · (2,48 : 0,4 – 3,26).

б) 12 : 7,5 + (36 – 34,4) · 3,2.

в) 8,4 · 2,5 – 29,96 : (0,367 + 2,433) – 3,4

8. Дополнительная карточка.

1. Повторить правила действия с десятичными дробями.

- Как сложить десятичные дроби?

- Как вычесть десятичные дроби?

- Как умножить десятичную дробь на натуральное число?

- Как перемножить десятичные дроби?

- Как разделить десятичную дробь на натуральное число?

- Как разделить число на десятичную дробь?

2. Повторить правила нахождения неизвестных компонентов.

- Как найти неизвестное слагаемое?

- Как найти неизвестное уменьшаемое?

- Как найти неизвестное вычитаемое?

- Как найти неизвестный множитель?

- Как найти неизвестное делимое?

- Как найти неизвестный делитель?


7


Просмотр содержимого презентации
«обощ ур дес дроби»

Действия с десятичными дробями. «Знания имей отличные по теме дроби десятичные».

Действия с десятичными дробями.

«Знания имей отличные по теме дроби десятичные».

Действия с десятичными дробями. Устная разминка «Говорение» - Как сложить десятичные дроби?  - Как вычесть десятичные дроби?  - Как умножить десятичную дробь на натуральное число?  - Как перемножить десятичные дроби?   - Как разделить десятичную дробь на натуральное число?  - Как разделить число на десятичную дробь?

Действия с десятичными дробями.

Устная разминка

«Говорение»

- Как сложить десятичные дроби?

- Как вычесть десятичные дроби?

- Как умножить десятичную дробь на натуральное число?

- Как перемножить десятичные дроби?

- Как разделить десятичную дробь на натуральное число?

- Как разделить число на десятичную дробь?

Действия с десятичными дробями. «математическое лото».  1) 5,7 : 0,3 = 2) 6,3 · 0,1 = 3) 1,7 + 1,4 = 4) 7,1 : 0,1 = 5) 7,8 – 4,1 = 6) 2,2 · 2 = 7) 0,22 · 10 = 8) 5 – 2,6 = 9) 0,7 + 2,3 = 10) 76,3 : 10 =

Действия с десятичными дробями.

«математическое лото».

1) 5,7 : 0,3 =

2) 6,3 · 0,1 =

3) 1,7 + 1,4 =

4) 7,1 : 0,1 =

5) 7,8 – 4,1 =

6) 2,2 · 2 =

7) 0,22 · 10 =

8) 5 – 2,6 =

9) 0,7 + 2,3 =

10) 76,3 : 10 =

О  Т  В  С  К  О

О

Т

В

С

К

О

ВОСТОК 12 апреля1961 Космическая ракета

ВОСТОК

12 апреля1961

Космическая ракета

Юрий Алексеевич Гагарин

Юрий Алексеевич Гагарин

Старт

Старт

Старт  Задания экипажам. 1) Чтобы преодолеть земное притяжение и оторваться от Земли ракета должна иметь скорость 7,9 км/с. Время выхода ракеты на орбиту составляет 41,4 с. Найдите максимальную высоту полёта ракеты. 2) Определите длительность полёта первого космонавта, если путь, проделанный ракетой, составляет 40 868 км, а скорость ракеты 378,4 км/мин.  3) Ю.А.Гагарин стартовал с космодрома Байконур и находился в открытом космосе 1,8 часа. Узнайте протяжённость полёта в километрах, если скорость ракеты составляла 22 704,4 км/ч.  4) Время обращения первого космического корабля «Восток» вокруг Земли равнялось 1,4 часа. Вычислите максимальную скорость полёта, если длина орбиты 39 564 км.

Старт Задания экипажам.

1) Чтобы преодолеть земное притяжение и оторваться от Земли ракета должна иметь скорость 7,9 км/с. Время выхода ракеты на орбиту составляет 41,4 с. Найдите максимальную высоту полёта ракеты.

2) Определите длительность полёта первого космонавта, если путь, проделанный ракетой, составляет 40 868 км, а скорость ракеты 378,4 км/мин.

3) Ю.А.Гагарин стартовал с космодрома Байконур и находился в открытом космосе 1,8 часа. Узнайте протяжённость полёта в километрах, если скорость ракеты составляла 22 704,4 км/ч.

4) Время обращения первого космического корабля «Восток» вокруг Земли равнялось 1,4 часа. Вычислите максимальную скорость полёта, если длина орбиты 39 564 км.

Испытание  Неизвестные гуманоиды  Неизвестные компоненты

Испытание

Неизвестные гуманоиды

Неизвестные компоненты

Неполадки двигателя  1 вариант а) х + 2,48 = 34,2 б) у – 3,8 = 11,3  в) 3,08 : х = 4   2 вариант а) 17,8 – у = 3,25  б) 11 х = 1,87  в) у : 2,5 = 0,7

Неполадки двигателя

1 вариант

а) х + 2,48 = 34,2

б) у – 3,8 = 11,3

в) 3,08 : х = 4

2 вариант

а) 17,8 – у = 3,25

б) 11 х = 1,87

в) у : 2,5 = 0,7

Проверка двигателя  1 вариант а) х + 2,48 = 34,2  х = 34,2 – 2,48  х = 31,72 б) у – 3,8 = 11,3  у = 11,3 + 3,8  у = 15,1   в) 3,08 : х = 4  х = 3,08 : 4  х = 0,77  2 вариант а) 17,8 – у = 3,25  у = 17,8 – 3,25  у = 14,55 б) 11 х = 1,87  х = 1,87 : 11  х = 0,17 в) у : 2,5 = 0,7  у = 2,5 · 0,7  у = 1,75

Проверка двигателя

1 вариант

а) х + 2,48 = 34,2

х = 34,2 – 2,48

х = 31,72

б) у – 3,8 = 11,3

у = 11,3 + 3,8

у = 15,1

в) 3,08 : х = 4

х = 3,08 : 4

х = 0,77

2 вариант

а) 17,8 – у = 3,25

у = 17,8 – 3,25

у = 14,55

б) 11 х = 1,87

х = 1,87 : 11

х = 0,17

в) у : 2,5 = 0,7

у = 2,5 · 0,7

у = 1,75

Полёт

Полёт

Траектория полёта Пример (а) - три «бонуса»,    Пример (б) - четыре «бонуса»,     Пример (в) - пять «бонусов».

Траектория полёта

Пример (а) - три «бонуса»,

Пример (б) - четыре «бонуса»,

Пример (в) - пять «бонусов».

Приземление Более 16 «бонусов» - вы отличный космонавт.  От 13 до 15 – вы успешный космонавт. Если 12 и меньше - вам нужны тренировки.

Приземление

Более 16 «бонусов» - вы отличный космонавт.

От 13 до 15 –

вы успешный космонавт.

Если 12 и меньше - вам нужны тренировки.

Домашнее задание № 687 (а,в), №682. Для отличных и успешных космонавтов № 686. № 1523

Домашнее задание

  • № 687 (а,в), №682.
  • Для отличных и успешных космонавтов
  • № 686.

№ 1523


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!