СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе "Правильные и неправильные дроби"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе "Правильные и неправильные дроби"»

Правильные и неправильные дроби

Тип урока: изучение нового материала.

Обучающая (когнитивная) цель: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать понятия правильной и неправильной дробей, уметь изображать дроби на координатном луче и сравнивать их с единицей.

Цели личностного развития обучаемых: способствовать развитию умений учащихся различать правильные и неправильные дроби, изображать их на координатном луче и сравнивать их с единицей.

Воспитательная цель урока: обеспечить условия для повышения интереса к изучаемому предмету посредством использования игровой формы работы.

Задачи урока: создать условия для овладения учащимися новыми знаниями и алгоритмом изображения дробей на координатном луче;

обеспечить формирование у учащихся навыков самоконтроля;

способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.

Методы и приёмы: словесные репродуктивные методы (беседа, объяснение); словесные частично-поисковые методы (эвристический диалог); визуализация (использование презентации, индивидуальные задания на карточках); приём «Интрига»; практические методы (выполнение воспроизводящих и тренировочных упражнений, работа с учебником); контрольно-оценочные (проверка домашнего задания, самопроверка); здоровьесберегающие (физкультминутка, контроль осанки, гимнастика для глаз).

Формы работы: фронтальная и индивидуальная.

Методическое оснащение урока: «Математика» В.Д.Герасимов, О.Н.Пирютко, А.П.Лобанов. – Учебное пособие для 5 класса, ч.2, мультимедийная презентация, раздаточный материал, стикеры и светофор для рефлексии.



Ход урока


Название этапа

урока и его
продолжительность

Деятельность учителя

Ориентировочно-мотивационный этап

2 мин.


Приветствие.

– А знаете ли вы, ребята, какой сегодня день? 17 января - Всемирный день творчества. И мы сегодня с вами проведем не совсем обычный урок, а творческий и интересный урок.

Проверка домашнего задания

5 мин.

– Но начнем, как обычно, с проверки домашнего задания

Включает слайды с решением домашнего задания, вызывает учащихся по номерами 17.01.20.25 для объяснения решения, следит за ответами.

а) ; б) ;

в) ; г) .

Задача

  1. 600:10*3=180 (кг) – продали до обеда

  2. 600 – 180 = 420 (кг) – не продали до обеда

  3. 420:6*5=350 (кг) – продали после обеда

  4. 420 – 350 = 70 (кг) – не продали за весь день

  5. 70:600 = 70/600=7/60 (часть) – не продали

Ответ: 7/60 часть не продали

Этап актуализации знаний и умений

6 мин.

Беседует с учащимися, задаёт вопросы:

1.Что такое дробь?

2. Что показывает знаменатель дроби?

3. Что показывает числитель дроби?

4.Что означает «сократить» дробь?

5. Как привести дробь к новому знаменателю?

6. Дробь – это какое математическое действие?

Демонстрирует слайды.


На индивидуальных карточках раздаются задания.

– Давайте проверим, как вы умеете сокращать дроби и приводить их к новому знаменателю и выполним небольшое задание.

– У вас на карточке в первом задании изображен флаг, разделенный на три области. Необходимо сократить дробь и закрасить данную область ТЕМ цветом, который совпадает со ЗНАМЕНАТЕЛЕМ дроби в ответе. Какому числу соответствует какой цвет вы можете видеть в виде «ключа» на экране.

– Кто-нибудь знает, флаг какой страны он раскрасил?

Называем страны

– Во втором задании вам необходимо привести дробь к новому знаменателю, который уже известен. Осталось узнать, какой будет числитель. Тот числитель, который у вас получился, соответствует определенной букве алфавита. «Ключ» также на экране.

Каждый ряд называет, какая буква у них получилась.

При правильном выполнении получается слово ЕВРОПА.

Республика Беларусь, друзья, – это тоже Европа, а знаете ли Вы, где находится географический центр Европы? (В Полоцке, демонстирурется фото).

Дает словесную оценку работе учащихся на данном этапе.

Целеполагание

2 мин.

– Сегодня на уроке мы совершим с вами математическое путешествие в Европу. Но поедем туда не с пустыми руками, а с багажом новых знаний по теме урока.

– Из множества дробей на слайде необходимо «загрузить» в грузовик дроби, которые равны единице. Затем «загрузить» в поезд дроби, которые больше единицы, и сложить в чемодан дроби, которые меньше единицы.

– Обратили ли вы внимание, что особенного у этих дробей? Определяет тему урока и организует деятельность учащихся по определению целей урока. Записывает тему на доске.

– Давайте попробуем определить, чему мы будем с вами сегодня учиться на уроке?

– Замечательно. А ещё?

Корректирует цели и задачи, предложенные учащимися, демонстрирует на слайде.

Операционно-обучающий этап

25 мин.

С опорой на рисунок формируется навык изображения дроби на координатном луче.

На экран выводится АЛГОРИТМ изображения дробей.

Обращает внимание на расположение дробей относительно единицы.

Формируется понятие правильной и неправильной дроби, сравнение их с единицей.

Обращает внимание на четкое определение правильной и неправильной дроби.

Работа с определением по учебнику.

– Откройте учебник на странице 26 и найдите, где говорится, какие дроби называются правильными. А неправильными?


– А теперь давайте выполним несложные тренировочные упражнения на применение понятий правильных и неправильных дробей

№64 записываем в два столбика правильные и неправильные дроби, проверка по ключу (слайд решето).

№65 рисуем координатный луч , №66-67 (устно).


Проводит физкультминутку и гимнастику для глаз.

Называю условие упражнения и называю дробь (по 3-4 упражнения на каждое движение)

Если дробь правильная, то хлопаем, если неправильная, то приседаем.

Если дробь правильная, то поворачиваем голову к окну, если неправильная, то к стене.

Если дробь правильная, то поднимают руки вверх ТОЛЬКО девочки, если неправильная, то ТОЛЬКО мальчики.

Где находится числитель в дроби? Вверху. Посмотрели все вверх, не поднимая голову. Где знаменатель? Смотрим вниз.


Сообщение учащимся о готовности их к математическому путешествию. Предлагает решить задачу о доставке груза из Минска в Париж на грузовике.

– Скажите, кто-нибудь мечтает в будущем быть дальнобойщиком? А может у кого-нибудь папа дальнобойщик?

Выбираем первого водителя, который будет рисовать на доске

У нас есть начало отсчета – город Минск и есть конечный пункт доставки груза – Париж. Париж находится ровно на единичном отрезке и отмечен на 20-й клеточке. Отправляемся путь. Через 3/20 пути у нас граница с Польшей. Нужно отметить это дорожным знаком. На 1/4 пути нам захотелось перекусить. Отмечаем и это место на нашем маршруте. А на половине пути первый пункт разгрузки – Берлин, Германия и буквально сразу же, на 6/10 у нас ночлег.

Водитель немного устал, поэтому в рейсе его должен сменить напарник. Едем дальше. На 13/20 пути у нас дозаправка. И только мы заправились, как на 3/4 пути наш грузовик сломался, нужно обратиться на СТО. Бензин некачественный) Осталось совсем немного. 4/5 пути снова кушаем и наконец прибываем в Париж.

Пока вы добирались на грузовике, я со своим чемоданом тоже поехал в Париж – только на поезде.

Демонстрирует «свой» (белорусский) Париж и показывает фотографии своего путешествия.

Этап подведения итогов и оценивания работы на уроке

1 мин.

Задаёт вопрос, кто самостоятельно правильно выполнил задания?

Повторение понятий: какие дроби называются правильными, а какие неправильными?

Оценивает словесно (возможно и выставление отметки в баллах) работу учащихся на уроке.

Этап определения и формулировки домашнего задания

2 мин.

Задает домашнее задание (П.3, №78, №79). Предлагает творческое домашнее задание: по аналогии с доставкой груза придумать свою интересную задачу.

Предлагает воспользоваться алгоритмом-шпаргалкой для изображения дробей на координатном луче.

Рефлексия

2 мин.

Организует ситуацию для рефлексивной деятельности. Предлагает стикеры прикрепить на соответствующий сигнал светофора:

зелёный – тему понял, изображать дроби научился;

жёлтый – испытывал затруднения, но справился;

красный– нуждаюсь в дополнительной помощи учителя.

Благодарит учащихся за урок. В случае выбора красного светофора, предлагает ученику пообщаться на перерыве.




Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 90




 

 

 


Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 60


 

 

 


Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 91



Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 90




 

 

 


Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 60


 

 

 


Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 91



Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 90




 

 

 


Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 60


 

 

 


Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 91



























Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 84






Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 69




Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 128




Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 84






Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 69




Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 128




Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 84






Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 69




Приведите дробь к новой дроби со знаменателем 128