Урок математики в 6-м классе по теме "Тормозной и остановочный путь"
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Вид урока: интегрированный (математика + ОБЖ)
Цели урока:
формирование знаний учащихся по теме «Тормозной и остановочный путь»;
формирование навыков решения задач по теме «Тормозной и остановочный путь»;
систематизация знаний по теме «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах»;
формирование познавательного интереса к предмету математика и ОБЖ;
развитие творческой активности учащихся, умения общаться в коллективе.
Оснащение, оборудование урока:
ноутбук; экран; проектор;
презентация Microsoft PowerPoint; (приложение 1);
карточки- памятки с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах (приложение 2);
карточки-алгоритмы (приложение 3);
карточки с заданиями (приложение 4);
таблица длины тормозного пути (приложение 5).
Время занятия: 45 минут
Структура урока:
Орг. момент. Сообщение темы, задач урока, мотивация учебной деятельности (2 мин)
Актуализация знаний учащихся. Проверка теоретических знаний по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах (5 мин).
Закрепление и обобщение знаний учащихся. Систематизация правил безопасного поведения учащихся на проезжей части (3 мин)
Объяснение и первичное закрепление нового материала (18 мин)
Творческая работа учащихся (работа в группах) (8 мин)
Подведение итогов (5 мин)
Задание на дом. (2 мин)
Рефлексия. (2 мин)
Ход урока
Орг. момент (2 мин)
Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Вам сегодня предлагается необычный урок.
Слайд 1.
Мы должны ответить на вопрос «Нужны ли знания по математике на дорогах?» Как вы думаете? (Ученики предлагают свои варианты).
Актуализация знаний учащихся.
Учитель математики: Молодцы! Но прежде давайте проверим, как вы знаете правила
безопасного поведения на улице.
Посмотрите на экран. Слайд 2
(Ученики в беседе с учителем отвечают на вопрос задания и делают вывод)
Вывод выводится на экран Слайд 3
- На нашей картинке солнечный летний денек. Но не всегда на улице бывает хорошая погода.
Посмотрите на экран. Слайд 4
(Ученики в беседе с учителем отвечают на вопрос задания).
- Молодцы!
Закрепление и обобщение знаний учащихся.
Учитель математики: К сожалению, иногда ученики попадают в дорожно-транспортные происшествия. Как вы думаете, каковы причины детского дорожно-транспортного травматизма?
(Ученики предлагают свои варианты).
Делаем вывод Слайд 5
- Чтобы не попасть в беду, необходимо знать и выполнять следующие правила.
Запомни и всегда строго выполняй их. Слайды 6-8
(Ученикам выдаются памятки с правилами) (Приложение 2)
Объяснение и первичное закрепление нового материала (18 мин)
Учитель математики: Но безопасность на дорогах зависит не только от пешеходов. Даже самый грамотный и аккуратный пешеход рискует попасть в ДТП, если он не учтет особенности движения автомобиля.
Посмотрите на экран. Слайд 9
Объяснение нового материала с использованием слайдов презентации. Слайды 10-12
- Для чего нужно знание и умение вычислять тормозной и остановочный путь?
(Ученики предлагают свои варианты).
- Представьте: по дороге движется автомобиль. Водитель заметил пешехода на проезжей части, который ведет себя непредсказуемо: то старается перебежать дорогу, то вдруг неожиданно останавливается.
Приближаясь к пешеходу, водитель должен быстро принять решение: объехать его или остановиться. Не зная, как поведет себя пешеход, он останавливается. Что произойдет? Успеет ли он остановиться?
Итак, решим задачу.
(Ученикам выдаются карточки-задания и карточки-алгоритмы). (Приложения 3, 4)
(Ученики вместе с учителем решают задачу, используя слайды презентации)
- А теперь я предлагаю вам рассмотреть еще одну ситуацию. .
(Один учащийся решает задачу на доске. Проверка решения проходит с помощью слайда)
.
Делается вывод.
-Как вы думаете, от чего зависит длина тормозного пути?
(Ученики предлагают свои варианты). Подводится итог. .
- А сейчас попробуйте самостоятельно решить еще одну задачу, используя алгоритм нахождения остановочного пути.
- Теперь поменяйтесь тетрадками с соседом. Каждый из вас должен проверить решение задачи с помощью слайда и исправить ошибки.
- Подводим итог. Поднимите руки, кто справился с задачей? Молодцы! Кто допустил вычислительную ошибку? Надеюсь, в следующий раз вы будете внимательней.
Итак, вывод:
- При расследовании ДТП сотрудники ГИБДД для вычисления тормозного пути пользуются специальной программой.
Творческая работа учащихся (работа в группах) (10 мин)
Учитель математики: Сейчас вам предстоит работа в группах. (Обычно ученики разбиваются на четверки: две соседние парты). Ребята, у вас на столах лежат карточки-таблицы значений длины тормозного пути в зависимости от состояния дороги. (Приложение 5)
Я предлагаю каждой группе, с помощью этих данных придумать интересную реалистичную задачу и решить ее. В конце урока мы проведем конкурс ваших задач и определим победителей. На данную работу вам дается 6 минут.
Подведение итогов (5 мин)
Учитель математики: Каждая группа представляет свою задачу и решение на доске. Голосованием ученики выбирают наиболее интересные задачи (2-3). Определяется победитель.
Задание на дом. (2 мин).
Учитель математики: Сегодня вам предлагается следующее домашнее задание.
Рефлексия. (2 мин).
Учитель математики: Подведем итоги урока. Слайд