ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1»
Открытый урок
математики в 8 классе
по теме: «Геометрические тела: куб, брус»
Учитель математики: Сотникова
Наталья Алексеевна
Тема урока: Геометрические тела: куб, брус.
Цель: повторить элементы геометрических тел: куб и брус.
Задачи:
Научить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемых фигур.
Корригировать навыки мыслительной деятельности через анализ, обобщение и классификацию. Корригировать связную математическую речь, произвольную память и внимание.
Создать условия для развития качеств личности (работоспособности) для успешной исполнительской деятельности. Способствовать обеспечению положительной обратной связи через понимание, оценку и принятие учебной задачи.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, объяснительно - иллюстративный.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: раздаточный материал (наборы геометрических фигур и тел, рабочие альбомы), презентация, цветные карандаши, линейки, тестовые задания смайлики.
Ход урока.
Организация обучающихся на уроке.
-Сегодня у нас необычный с вами урок геометрического материала. Сегодня мы с вами будем выполнять различные задания, отвечать на вопросы и при этом будем строить дом. А дом у нас будет вот из этих геометрических фигур. Выполнив правильно задание, на доске получается, выстроена определенная часть дома.
-И первое что мы должны сделать - это заложить фундамент. А чтобы его заложить проверим домашнее задание.
Проверка домашнего задания. (слайд 1)
-Что нужно было выполнить в домашнем задании?
- Рассмотрите рисунок. Геометрические фигуры «разрезаны» по своей оси симметрии. Дорисуй недостающие части геометрических фигур.
(проверка домашнего задания у каждого обучающегося)
-Вы, верно, справились с заданием. Аккуратно получилось…..
-Наш фундамент заложен.
-Чтобы дальше приступить к строительству стен, нужно поработать устно.
Повторение понятия симметрия.
-Прошлые уроки геометрического материала у нас были посвящены теме: «Симметрия». (слайд 2)
-Давайте вспомним, какие предметы называются симметричными?
- Если нарисовать предмет на листе бумаги и лист согнуть по прямой так, чтобы совпали правая и левая половинки рисунка, то такой предмет называется симметричным, а прямая называется осью симметрии.
-Назовите встречающиеся в природе, вокруг нас симметричные предметы? (бабочка, жук, ель, яблоко, груша, школьная доска и т.д.)
-Какую геометрическую фигуру вы видите на слайде? (равнобедренный треугольник) (слайд 3)
-В треугольнике проведена прямая и делит его на две равные части.
-Это прямая называется осью симметрии.
-Что вы можете сказать об этом равнобедренном треугольнике?
-Равнобедренный треугольник — симметричная геометрическая фигура, имеющая одну ось симметрии.
-Какая геометрическая фигура изображена на следующем слайде? (слайд 4)
-Сколько осей симметрии у прямоугольника?
-Прямоугольник – геометрическая фигура, имеющая две оси симметрии.
-На следующем слайде равносторонний треугольник. Что можно сказать об осях симметрии в этом треугольнике? (слайд 5)
-Равносторонний треугольник – симметричная геометрическая фигура, имеющая
три оси симметрии.
-Какая геометрическая фигура изображена на этом слайде? (слайд 6)
-Сколько осей симметрии можно провести в квадрате?
-Квадрат — симметричная геометрическая фигура, имеющая четыре оси симметрии.
-Какая геометрическая фигура изображена на этом слайде? (слайд 7)
-Сколько осей симметрии можно провести в круге?
-Круг — симметричная геометрическая фигура, имеющая много осей симметрии. Любая прямая, проходящая через его центр, является осью симметрии.
-Какой вид симметрии мы повторили? (осевая)
-Какой вид симметрии вы еще знаете? (центральная)
-Рассмотрите рисунок и расскажите об этом виде симметрии? (слайд 8)
-Точка О — центр окружности. Точки А и Т принадлежат одной прямой и находятся на одинаковом расстоянии от точки О. Точки А и Т симметричны относительно точки О, которая является центром симметрии. Также на рисунке симметричны точки В и М относительно точки О, (В и М принадлежат одной прямой, ВО = ОМ).
-Какие виды симметрии мы повторили?
-Устно поработали и возвели стены нашего дома.
Сообщение темы урока.
- Ребята, перед вами на партах лежат два комплекта геометрических объектов. (Геометрические фигуры и тела)
- Назовите отличия этих объектов.
- Назовите объекты, которые вы знаете? (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник – комплект №1)
- А как называются все эти объекты? (Геометрические фигуры)
- Название объектов из комплекта №2 мы не знаем, или знаем, но не все. Назовите те, которые вы знаете.
- Объекты из комплекты №2 называются – геометрические тела.
Тема нашего урока «Геометрические тела: куб, брус» (слайд 9)
-Запишите у себя в альбомах.
Актуализация знаний. Сообщение новых знаний.
Сообщение новых знаний. Внешний вид куба и бруса.
Работа по учебнику стр. 260 №880 и с моделями куба и бруса. (слайд 10)
-Назовите геометрические тела, изображенные на рисунке?
-Какие элементы имеют куб и брус?
-Покажите и сосчитайте вершины, ребра, грани этих тел?
Вершин-8
Ребер-12
Граней-6
-Сколько ребер имеют общую вершину? (три)
-Это длина, ширина и высота.
-Сколько граней имеет общее ребро? (две)
-Вспомните название граней: нижнее основание, верхнее основание, правая боковая грань, левая боковая грань, передняя грань и задняя грань.
- Из каких фигур состоят куб и брус?
Запишем: Куб состоит из квадратов, брус состоит из прямоугольников или квадратов и прямоугольников.
-У нашего дома появляется крыша.
-А сейчас мы построим куб и брус. (слайд 11)
-Посмотрите на доску, здесь выполнено начало построения куба и бруса. Строим квадрат или прямоугольник, затем выполняем построение боковых граней (обратите внимание на размеры ребер, у квадрата они все равны), невидимые ребра чертим прерывистой линией. (Боровская Елена выполняет индивидуальное задание)
-Отметим на нашем чертеже красным карандашом – вершины, синим – ребра, и зеленым карандашом закрасим одну грань (переднюю).
-Построили правильно и у нашего дома появляются окна.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Украсим наш дом цветами, посадим вокруг дома деревья.
VI.
Коррекция и закрепление новых знаний.
Самостоятельная работа
Выполнение разновариантного тестирования (Проверка)
Дополнительно стр. 260 № 882
- У нашего дома появляется дверь.
VII. Итог урока.
С какой группой объектов мы работали на уроке?
Чем отличаются геометрические тела от геометрических фигур?
С какими геометрическими телами мы познакомились?
Из каких элементов они состоят?
Сколько граней у куба?
Сколько рёбер у бруса?
Сколько у них вершин?
Чем похожи куб и брус?
Чем они отличаются?
VIII. Домашнее задание: повторить элементы куба и бруса. Сделать из пластилина их модели.
IX. Рефлексия.
У вас есть заготовки смайликов. Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению. (слайд 12)
Спасибо за урок!