СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики во 2 классе на тему "Группировка слагаемых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Группировка слагаемых.                                                                                                                                                                 Цель урока:  познакомить учащихся с правилом группировки слагаемых,                                                                                                    основанном на сочетательном свойстве сложения.  Учить                                                                                                                            (группировать)  применять рациональные способы вычитаний,                                                                                                                     повторить правила проверки сложения и вычитания, повторить                                                                                                                            сложение и вычитание чисел в пределах 100, умение решать                                  задачи, развивать логическое мышление, память детей,                         воображение

Просмотр содержимого документа
«Урок математики во 2 классе на тему "Группировка слагаемых"»

Тема урока: Группировка слагаемых.


Цель урока: познакомить учащихся с правилом группировки слагаемых,

основанном на сочетательном свойстве сложения. Учить

(группировать) применять рациональные способы вычитаний,

повторить правила проверки сложения и вычитания, повторить

сложение и вычитание чисел в пределах 100, умение решать

задачи, развивать логическое мышление, память детей,

воображение.


Оборудование: картинки, герои сказки, книга А.Толстого «Золотой ключик», таблица с задачей, цветы с примерами, рисунки героев сказки.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


- Ребята, сегодня урок наш будет необычным. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы способные, умные и, конечно, поможете мне вести урок, и у нас все получится.


  1. Слово учителя.

Математика – наука очень строгая. Поэтому вы должны быть очень внимательными. Думаете хорошо, находите быстро правильные ответы, доказывайте правильность своих мыслей.

Беритесь, ребята, скорей за работу,

Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету.


Напомним наше правило на уроках математики:

Сначала подумай – потом говори (хором).


А урок у нас сегодня необычный. Мы с вами отправимся в волшебный мир сказок, встретимся с героями замечательного произведения. Имя главного героя сказки зашифровано на доске. Чтобы его узнать вы должны быстро и правильно считать. По нему вы узнаете название сказки.


3. Устный счет.

На каждый мой вопрос на доске дан столбик с ответами. Один из них правильный. Считайте, выбирайте нужный ответ и записывайте себе в тетрадь.


- Найти сумму чисел 28 и 7 (43, 35, 62).

- Чему равна разность чисел 36 и 9? (27, 50, 36).

- На сколько 30 больше 16 (10, 8, 14).

- Я задумала число, увеличила его на 9, получила 17. Какое число я задумала? (8, 11, 15).

- Разность чисел 27 и 3 увеличить на 5 (40, 29, 62).

- Из 50 вычесть сумму чисел 26 и 14 (20, 45, 10).

Задачи: № 1.

- Девочка за книгу «Сказки» заплатила 32 рубля. После чего у нее в кошельке осталась одна 5 – рублевая монета и одна 10 – рублевая монета.

Сколько денег было у девочки? (42, 47, 54).

2.

- Через 4 года Жене будет 22 года. Сколько лет Жене сейчас? (18, 20, 26).


Учитель: прочитайте ответы: 35, 27, 14, 8, 29, 10, 47, 18.

- У кого другие ответы?

- А теперь назовите числа в порядке возрастания. Наверху буквы.

- Какая буква соответствует каждому ответу?

Б У Р А Т И Н О

Дети: 8 10 14 18 27 29 35 47


Учитель: какое имя главного героя сказки вы прочитали?

Дети: мы прочитали БУРАТИНО.

Учитель: вы правильно угадали имя главного героя сказки. А это значит то, что вы устно просчитали все правильно. Молодцы!

- Из какой он сказки?

- Кто ее написал?

Дети: Буратино – это герой сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».

Учитель: Молодцы! Правильно. (Показываю книгу).

- Итак, ребята, давайте вместе с Буратино поспешим на встречу с новыми сказки.

- Вы знаете, что папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился. Поэтому, как всегда, Буратино утром пришел в школу и встретил свою учительницу. Как ее зовут?

Дети: Ее зовут МАЛЬВИНА.

Учитель: Она дала ему задание.

Решить примеры на сложение и вычитание в пределах 100.

Буратино справился с заданием, но был неаккуратным и поставил на знаки (+ и - ) кляксы. Давайте, ребята поможем Буратино восстановить примеры.


Самостоятельная работа.


74 6 32 = 48 52 20 7 = 39

45 9 20 = 16 30 16 8 = 54


Учитель: А сейчас проверим самостоятельную работу. (По ходу проверки кляксы убираются).

- Как ты считал первый столбик? (Ответы детей).

- Прочитайте правильно первый пример 2 – ого столбика. (Ответы детей).

- Во втором примере 2 – ого столбика назовите только знаки, которые вы поставили (Ответы детей).

- Кто другие знаки поставил?

- Молодцы, ребята. помогли Буратино справиться с заданием.


4. Работа над новым материалом.


Учитель: Посмотрите ребята на картинку.

Буратино с Мальвиной вам приготовили задачу.

У Мальвины есть сказочный сад. Поэтому они решили посадить в нем фруктовые деревья.

- Скажите, какую пользу приносят деревья?

Дети: Деревья выделяют кислород, украшают нашу жизнь и так далее (ответы детей).

Учитель: Вот вы и не забывайте осенью или весной сажать деревья, бережно относится к ним.


Задача (на доске). Читает учащийся.

- Буратино с Мальвиной посадили 5 деревьев, на которых вырастут простые яблоки, 3 дерева – с золотыми яблоками и 2 дерева – с серебряными яблоками. Какой бы вы поставили вопрос к задаче?

Дети: Сколько всего деревьев посадили Буратино с Мальвиной?

Учитель: Как вы можете узнать?

5+3+2=10 (устно).

- Какое выражение вы составили бы? (Дети предлагают различные варианты).

(5+3)+2=10 (д)

5+(3+2)=10 (д)

(5+2)+3=10 (д)

Учитель: Посмотрите, а Буратино с Мальвиной решили так: (на доске)

Буратино Мальвина

(5+3)+2=10 (д) 5+(3+2)=10 (д)

- Кто из них прав? Докажите.

(Ученица у доски объясняет правильность решения).

Дети: Лера доказывает, что и Буратино, и Мальвина правы оба. В конце делает вывод: Буратино к сумме первых двух слагаемых прибавил третье. А Мальвина к первому слагаемому прибавила сумму второго и третьего слагаемых.

Учитель: Ребята, оказывается Буратино и Мальвина объединили слагаемые в группы. А объединить слагаемые в группы – это значит что сделать?

Дети: Сгруппировать.

Учитель: Вот вы и назвали сегодняшнюю тему урока.


Тема: Группировка слагаемых.

-Называю цель: сегодня мы с вами научимся группировать слагаемые, применять рациональные способы вычислений, повторим изученное.

Учитель: А теперь Буратино с Мальвиной желают увидеть, как вы сможете эти способы группировки слагаемых применить при решении выражений.


Работа у доски (и в тетрадях).

Учитель: 6+3+1

- А теперь сгруппируем слагаемые (6+3)+1=10

6+ (3+1)=10

- Как же можно сгруппировать слагаемые?

Дети: К сумме чисел первого и второго слагаемых прибавить третье, и к числу прибавить сумму двух слагаемых.

Учитель: Хорошо. Я думаю, что вы поняли способы группировки слагаемых.

Работа с учебником.


Прочитаем задание: вычислить удобным способом, заменяя соседние слагаемые суммой.

Учитель: Эти способы группировки слагаемых, с которыми вы познакомились, можно использовать и при решении выражений удобным способом.

- Посмотрим, как же это можно сделать.

Решаем 1 столбик и 2 столбик – нижняя строка с объяснением у доски.

68+2+27

- Как сгруппировать надо слагаемые, чтобы вычесть удобным способом?

Дети: Чтобы вычесть удобным способом, надо объединить первое второе слагаемые (68+2)+27=97.

Учитель: А почему ты так объединил?

Дети: Я объединил числа потому, что их складывать удобно и получаются круглые десятки.

Учитель: Совершенно верно: вычислить удобным способом – это значит сгруппировать слагаемые так, чтобы получились круглые десятки.

Дети: решение второго примера с объяснением 28+6+4=

Учитель: А здесь как можно сгруппировать слагаемые?

Дети: Здесь группируются второе слагаемое с третьим (6+4)+28=38 и так далее.

Учитель: Хорошо, молодцы!


Самостоятельная работа.

1 вариант 2 вариант

1,2 столбики – верхняя строка 3 столбик


Проверка.

Учитель: Буратино с Мальвиной довольны, как вы справились с заданием. Они решили немного отдохнуть и мы вместе с ними.


Поработали мы дружно,

Отдохнуть теперь нам нужно.


Физкультминутка.


Дети: Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в сторону развел,

Видно ключик он нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.


Учитель: Уходя от Мальвины, Буратино повстречал кого? (Картинка).

Дети: Буратино повстречал Пьеро.

Учитель: Посмотрите на него, что вы можете о нем сказать?

Дети: Он, как всегда, грустный.

Учитель: Поможем Пьеро составить верные равенства и найти их значения. (На доске). Решать будем с комментированием.

- Что такое равенство?

Дети: Равенство – это когда значение выражения левой части равно значению выражения правой части.

30+(20+14) (20+45)+5

(50+17)+13 (30+20)+14

20+(45+5) 50+(17+13)


Учитель: Записать, прочитать и объяснить.

Дети: а) 30+(20+14)=(30+20)+14 (с комментированием).

Учитель: Можно сказать, что это равенство не решая?

Дети: Да, можно.

Учитель: Почему?

Дети: В первом и втором выражениях одинаковые слагаемые, только сгруппированы по – разному.

Учитель: Какой способ решения наиболее удобен? Почему? (Ответы детей).

Дети: б) Второе равенство составляют тоже у доски:

(50+17)+13=50+(17+13) с объяснением.

в) Третье равенство самостоятельно:

20+(45+5)=(20+45)+5 (Проверка).

Учитель: Хорошо, молодцы!

- А что вы можете сказать сейчас о Пьеро?

Дети: Пьеро стал веселым, потому что мы помогли ему справиться с заданием. Он в хорошем настроении пошел к своим друзьям.

Учитель: А мы с вами вместе с нашим героем давайте заглянем в сад к Мальвине. В нем растут очень красивые цветы и деревья, которые они посадили. Но цветы в саду не простые, а с секретом. Секрет в том, что они математические.

- Представьте, что у вас на столах цветы из сада Мальвины. А на них задание: разделите выражения на 2 группы.

- На какие 2 группы можно разделить эти выражения?

Дети: Выражения можно разделить на сложение и вычитание.

Учитель: Итак, работа в парах.

1 вариант находит значение выражений на сложение и проверяет результат.

2 вариант находит значение выражений на вычитание и проверяет результат.


Например:

28+7=35 73 – 6=67

35 – 7=28 67+6=73


Взаимопроверка.

- Кто нашел ошибку?

- Молодцы! Очень хорошо.

Учитель: Ребята, а ведь выросли деревья в саду, которые сажали Буратино с Мальвиной. Давайте по рисунку составим задачу на сравнение.

Дети: На одной ветке росло 16 яблок, а на второй ветке – 7 яблок. На сколько яблок больше (меньше) на первой ветке, чем на второй? (Или наоборот).

Учитель: Решаем самостоятельно.

Проверка задачи.

Учитель: Как вы решали задачу? Какое применили правило? (Ответы детей).

Учитель: Вот мы и побывали вместе с Буратино в волшебном саду у Мальвины. Я думаю, вам понравился этот волшебный сад.

Уходя оттуда, Буратино решил заглянуть на ПОЛЕ ЧУДЕС. И как бы вы думали, кого он там встретил?

Дети: Буратино встретил лису Алису и кота Базилио.


Лиса спрашивает у Буратино:

- А сколько золотых монет дал тебе Карабас - Барабас?

- Буратино ответил: «решите задачу и узнаете, сколько у меня золотых монет».

Учитель: Ребята, поможем лисе Алисе и коту Базилио решить задачу по краткой записи (на доске).

Учитель: 1. Расскажите задачу по краткой записи.

2.Самостоятельная работа.

3. Проверка задачи.

1). 8+9=17 (м) – у лисы

2). 17+8=25 (м) – у Буратино

(8+9)+8=25 (м).

Ответ: у Буратино 25 золотых монет.

- Молодцы! Хорошо справились с задачей! Помогли решить задачу коту и лисе.

Кот Базилио и лиса Алиса, узнав, сколько монет у Буратино, пошли в город, а Буратино отправился на пруд. Там он встретил добрую и мудрую черепаху.

- Как ее зовут?

Дети: Черепаху зовут Тортилла.

Учитель: У нее был золотой ключик. Она сказала, что отдаст Буратино золотой ключик, если ребята помогут ей выполнить задания:

Первое задание.

Все числа 4, 7, 5, 8 поставить в окошки так, чтобы записи были верными и запишите в тетрадь: + + + = +

4 + 5 7 + 8 4 + 8 = 7 + 5

4 + 7 5 + 8

1). Самостоятельная работа.

2). Проверка.

Второе задание.


Учитель: Я называю задание: начертить в тетради отрезки (дети работают самостоятельно).

1 – ый отрезок – 7 см

2 – ой отрезок - ? на 4 см короче

3 – ий отрезок – 7 равен сумме первого и второго

Проверка.

- Какой длины получились отрезки?

- Молодцы. Хорошо справились с заданиями. Мудрая черепаха довольна вами, поэтому она отдала золотой ключик Буратино.

- Что вы можете сказать о нем?

Дети: Вначале Буратино был неаккуратным, не хотел учиться. Но потом исправился. Стал честным, справился со всеми трудностями.

5. Итог урока.


Учитель: Вот и подошла к концу встреча с главным героем сказки – Буратино и его друзьями. Буратино с золотым ключиком возвращается к папе Карло, а мы в свой класс.

- Что же нового и интересного вы узнали на уроке? (Ответы детей).

- Вы весь урок помогали выполнять задания героям сказки. Были активными, внимательными, старательными. Вначале урока я об этом говорила, и вы это доказали. Особенно хочется отметить (фамилии детей).

- Спасибо за урок.


6. Задание на дом: с.84, № 3, №5.