Урок математики во 2 классе по теме: «Взаимосвязь компонентов и результатов действия сложения. Буквенные выражения»
Цель: создать условия для закрепления учащимися знаний о буквенных выражениях; закреплять умения читать и записывать буквенные выражения и находить их значения; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи.
задачи:
1.Закреплять умение записывать буквенные выражения и находить их значения при данных значениях буквы.
2. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
3. Содействовать воспитанию навыков учебного сотрудничества. Воспитание интереса к предмету.
Тип урока: комплексное применение знания и умений ( закрепление)
Оборудование: презентация, учебник «Математика .2 класс.Ч.1) «Школа России», карточки для работы в парах.
Ход урока.
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке математики мы будем работать вместе с вами. Давайте настроимся на замечательный урок. Я хочу увидеть ваши улыбки. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте товарищам удачи. (палец вверх)
Молодцы! Садитесь.
Откройте свои тетради .
Мотивация.
За окном зима… Какой праздник отмечаем в зимнее время? Сегодня на уроке математики мы будем готовиться к НГ. На столах у вас лежат открытки. Возьмите их. Что видите? Ёлочку. Чего не хватает ёлочке для праздника? (украшений) Она не простая , а математическая. Мы будем её украшать, выполняя математические задания.
3.Устный счёт.
Начнём с математической разминки.
Прочитайте данные числа. 69 23 54 32 17 81 100 96 70 СЛАЙД
-Какое число лишнее? Почему? (двузначные, трёхзначные)
-Назовите соседей числа 32 81 ?
-В каком числе содержится 6 дес, 10 дес ?
-В каком числе 2 ед, 9 ед,?
-В каких числах содержится только 0 единиц?
-Назовите разрядный состав числа 96, 81
-Чему учились, выполняя это задание? (определять разрядный состав числа)
А сейчас мы начнём украшать нашу ёлочку.
Оцените свою работу по данному заданию. Если вам было всё понятно в этом задании, выберите карандаш зелёного цвета, если были затруднения при решении-синий карандаш, если очень трудно было решить-красный. Нарисуйте свою игрушку на ёлочке. Каждый раз можно добавлять только по одной игрушке.
Я тоже буду украшать свою ёлочку на доске.
У кого игрушки зелёного, синего, красного цвета?
4.Формулирование темы и цели урока.
Молодцы! Вы активно участвовали в математической разминке, а значит, готовы узнать тему нашего урока.
Чтобы узнать тему нашего урока, поиграем в игру «Шифровальщик».
Будете работать в парах.
-На листках у вас записаны буквы. Вам нужно вычеркнуть каждую третью букву и прочитать тему нашего урока.
БУРКВОЕНСНЫКЕ СЛАЙД
-Как называется тема? Буквенные выражения. (на доске)
Откройте учебник на с.78. Рассмотрите задания. Чему будем учиться на уроке?(решать буквенные выражения, решать задачи, вычислять значения числовых выражений)
5.Работа с выражениями.
Поработаем с выражениями в парах.
-На доске примеры: 42+8 35-в 50+7 75+а 24-С 73+5 70+к
-Разделите данные выражения на 2 группы. Какие группы получились? (числовые и буквенные выражения)
-Одна пара поработает у доски. Нужно сделать 2 столбика выражений. (Нарисуйте зелёную игрушку)
- Остальные дети: Запишите в тетради числовые выражения и найдите их значения.
_Проверим.
-Давайте вспомним, как называются компоненты сложения Слагаемое, слагаемое , сумма. Прочитайте первое выражения математическим языком.
42+8=50
-Связаны ли между собой компоненты сложения. Давайте проверим.
Неизвестно первое слагаемое(Закрыть) Как найти слагаемое? Получили 42(открыть)
Неизвестно второе слагаемое.Как найти ? Получили 8(открыть)
-Связаны между собой компоненты сложения и результат? Можно таким способом проверить вычисления?
Продолжим нашу проверку. Назовите след .выражение и результат. Проверьте себя с помощью вычитания. (Проверяем все)
-Чему учились? (вычислять выражения и проверять себя). Оцените свою работу. Выберите цвет и украсьте ёлочку)
6. Работа с буквенными выражениями.
Посмотрите на второй столбик .Как называются такие выражения?( Буквенные)
-Что такое буквенное выражение? (В нем не только числа, но и буквы)
-Прочитайте. Найдите значения этих выражений. (Не получится, тк мы не знаем, какие числа нужно подставить вместо букв)
-А если я вам скажу, что в=7, сможем вычислить? Что запишем на доске?
в, если в=7,то 35-7=28
Кто у доски сможет записать след. Выражение?
Оставшиеся примеры 2 чел у доски, ребята самостоятельно в тетради.
Кто успеет, записать 2 выражения в тетрадь.
-Чему учились? (вычислять значение буквенных выражений). Оцените работу и украсьте ёлочку.
ФИЗМИНУТКА
Праздник приближается, (поднимают руки вверх и, опуская вниз,
Ёлка наряжается. (разводят в стороны.)
Мы развесили игрушки: (хлопки ладошками.)
Бусы, шарики, хлопушки. (сжимают и разжимают пальчики.)
А здесь фонарики висят, (ручки вверху - «фонарики».)
Блеском радуют ребят.
Работа с задачей. Запишите №8 с.78
Прочитайте задачу самостоятельно.
Кто прочитает задачу?
О чем эта задача?
Где стояли книги?
Сколько было полок?
Сколько книг на 1 полке?
Сколько на 2 полке?
Что ещё сказано о книгах в задаче?
Что значит выдали? (отдали детям читать)
Прочитайте вопрос задачи.
Составим краткое условие. Какие главные, опорные слова выделим?
Стояло-32к. и 40к.
Выдали-20к.
Осталось-?
-Составим план решения. Можно сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
-Что мы можем узнать , зная, что на 1 полке 32 книги и 40 книг? (сколько стояло книг) Каким действием?
-Что узнаем потом? (Сколько осталось) Каким действием?
Сколько действий в задаче? Запишите решение. (1 чел у доски) (ЗЕЛЁНЫЙ КРУЖОК)
Кто сможет записать решение выражением?
(32+40)-20=52 (кН)
Ребята, эту задачу можно решить и другими способами. Над этим вы поработаете дома.
-Ребята, а можно в библиотеке выдать не 20 книг, а 5, 10,15? Значит, в задаче может быть любое число? А 100. Нет. Число может быть не больше 72,
-Представьте, что выдано другое число книг. (ЗАЧЕРКНУТЬ В УСЛОВИИ) Вернёмся к условию. Чем же я могу заменить такое число число в задаче? (буквой)
А наше общее решение как будет выглядеть? Кто запишет на доске? (32+40)-а
(дорисуй зелёный кружочек)
-Чему мы учились? (решать задачу разными способами) Оцените свою работу и украсьте игрушкой ёлку. У кого какой цвет?
Самостоятельная работа под чертой. с. 78
Проверим себя. СЛАЙД
-Чему учились?(записывать и вычислять значения буквенных выражений)
Украсим ёлочку. У кого всё верно, украсим ёлочку зелёным цветом.
9. Итог.
Ребята, вы молодцы! Давайте вспомним, чему учились на уроке. (прочитать умения)
Ребята, у кого ёлочка украшена только зелёными игрушками? Вы поработали отлично ! На 5!
-А теперь поднимите свои открытки У нас получился сказочный новогодний лес. Какого цвета шаров у нас больше? Что это значит? ( Мы хорошо поработали)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
А дома вы продолжите украшать свою ёлочку, выполняя д/з ОТКРЫТЬ
Запишем : выполнить №4, №8 с. 78 решить задачу другими способами .
СЛАЙД
-А наше занятие я хочу завершить новогодней песней. Встаньте, улыбнитесь и подпевайте мне и героям из м/ф «Каникулы в Простоквашино».
С наступающим праздником!