-А почему они именно так называются? (Их придумали в Риме) -Вы уверены? Предлагаю перенестись ненадолго в древний мир и увидеть, как появились римские цифры. -Историческая справка. У древних людей кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было. Поэтому первобытному человеку приходилось считать не так уж много. (Слайд 4 - Первобытные люди) Ну а первыми помощниками при счёте много веков назад также как и сейчас являлись пальцы, камешки и конечно, палочки. (Слайд 5 - Первые помощники) ---Но позже возникла проблема Как запомнить, кто кому сколько должен монет? -Сколько народилось жеребят? -Сколько корзин зерна собрано? (Слайд 6) -Возникла необходимость записывать числа. -И тогда древние люди стали изобретать цифры. -Древние индейцы рисовали вместо самих цифр страшные головы, как у пришельцев. (Слайд 7 - Индейцы) -Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. (Слайд 8 - Древняя Азия) -В Древнем Египте изобрели счёты. (Слайд 9 - Древний Египет) -В Древней Индии изобрели для каждой цифры свой знак. (Слайд 10 - Древняя Индия) -Чуть позже древние арабы (Слайд 11 - Древние арабы) упростили эти значки и они стали выглядеть вот так (Слайд 11). -А в Древнем Риме пошли по самому простому и одновременно самому гениальному пути. Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека. (Слайд 12 - Древний Рим) (работа со слайдом) - Вот, например, числа I, II, III сравнивали с 1, 2 и 3 пальцами. -Этими цифры мы уже умеем записывать? (Да) -Закрепляет на доске карточки с числами I II III. (обращаясь к слайду) -Но как записать число 4? (для этого четыре пальца) Для этого, как ни странно, нужно сначала узнать написание числа 5. Отгадку найдём всё там же в руке. -Учитель поднимает свою руку и показывает, где «прячется» цифра 5 . -На что она похожа? (На галочку, на букву V в латинском алфавите) -Верно. Она так и записывается. -На доске появляется карточка с цифрой V. -Из скольких 5-к состоит число 10? (Из 2) -Абсолютно верно (учитель показывает на руках цифру X). -Закрепляю на доске цифру X, поочерёдно составляя её из 2 V-к. -На какую букву похоже это число? (на икс) - Верно. Её и записывают как букву икс, потому что так удобнее. И всё-таки мы совсем забыли о цифре 4… Думаете запутались? -Конечно, нет. Просто без цифр V и X невозможно записать все пропущенные нами цифры. Оказывается, запись этих цифр основана на математических действиях – сложении и вычитании. Если цифра меньше V на I, то эта единица помещается слева от числа V. Если больше, то палочки будем приписывать справа. - Кто догадался, как записать цифру 4? (Я) -Кто выйдет и напишет? (Я) -Проверим на экране. Молодцы! |