СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики во 2 классе. Тема: «Площадь прямоугольника».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок – исследование.

Цель урока: посредством формирования  умения вычислять площадь прямоугольника с использованием формулы развивать у учащихся навыки решения простых задач на вычисление площади геометрической фигуры.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики во 2 классе. Тема: «Площадь прямоугольника».»

 Урок математики

2 класс

Тема: «Площадь прямоугольника».

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок – исследование.

Цель урока: посредством формирования умения вычислять площадь прямоугольника с использованием формулы развивать у учащихся навыки решения простых задач на вычисление площади геометрической фигуры.

Планируемые образовательные результаты учащихся

Личностные:

• способность к милосердию (желанию помочь ближнему);

• опыт самодисциплины и самоорганизации;

• интерес к интеллектуальному творчеству.

Метапредметные:

• сотрудничество с одноклассниками в решении учебных задач;

• освоение метапредметных понятий «вычисление», «величина»;

• опыт осуществления логических операций анализа, синтеза, сравнения.

Предметные:

• умение вычислять площадь прямоугольника новым способом с использованием формулы;

• расширение опыта решения простых задач на нахождение площади геометрической фигуры.

Используемые технологии:

- проблемно – поисковый метод;

- интерактивные технологии (работа в группе, в паре);

- ИКТ.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: - Добрый день, ребята! Проверьте все ли у вас готово, чтобы начать урок математики – урок новых открытий.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель: - Ребята, прочитайте, пожалуйста, девиз нашего урока. «Наука в лес не ведет, а из лесу выводит». Как вы объясните смысл этой пословицы? (ответы учащихся)

Учитель: - Я не зря сегодня выбрала для нас такую пословицу. Мы с вами действительно отправимся в лес… на охоту. Удивились? Да, да! Не волнуйтесь, мы никого обижать не будем. Мы отправимся на «охоту за пятерками», а попадать в цель нам помогут наши знания.

  • Обсуждаем правила работы на уроке.

Учитель: - Друзья, чтобы охота прошла удачно, предлагаю выработать «Правила охотника за пятерками». Эти правила помогут нам в работе на уроке.

Задание: Прочитайте список правил. Выберите из этого списка те правила, которые важны для успешной работы на уроке.

Лист «Мои действия на уроке»


Поднимать руку на уроке выше.


 Приходить на помощь другу.


Узнать, как можно больше нового.


На перемене весело отдохнуть.


 Внимательно слушать учителя и ребят.


Ходить по классу бесшумно.


Уважать идеи и мнение товарищей.


 Вешать всегда портфель на крючок.

Учитель: - Ребята! Не забывайте эти правила и тогда пятерки точно будут в ваших тетрадочках.

Учитель: - Ну, а теперь самое время выдать вам «Билеты охотника за пятерками».

(Учащимся выдаются «листы самооценки», которые они заполняют по ходу работы на уроке). Я желаю вам сегодня попадать только в цель. Итак, в путь!


3.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 минут)

Учитель: - А начнем нашу «охоту» с разминки. Как мы уже сказали, в сегодняшней охоте нам помогут знания. Давайте определим, знания по какой теме нам сегодня пригодятся?

  • Индивидуальная работа.

Задание 1: Найти значения выражений. Из букв четных ответов, расположив их в порядке возрастания, составить ключевое слово.

9 • 4 =  Ь

7 • 2 =  О

6 • 4 =  Д

 9 =  Е


32 : 4 =  Л


7 • 3 =  М


2 • 9 =  А


16 : 8 = П

15 : 5 = Р


4 • 4 = Щ











Ключевое слово урока: ПЛОЩАДЬ

Учитель: - Верно, сегодня мы вновь будем работать по теме «Площадь».

  • Работа над значением слова «ПЛОЩАДЬ».

Учитель: -  Ребята, многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? (Из толковых словарей)

Работа в группах. Учащиеся находят в словарях значения слова «площадь».

Значение слова «Площадь» по словарю Ожегова:

«Площадь - это пространство, помещение, проектируемое или предназначенное для какой-нибудь цели». (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)

Значение слова «Площадь» по словарю Даля:

«Площадь – это ограниченная чертами плоскость или поверхность». (Площадь геометрической фигуры.)

Значение слова «Площадь» по Строительному словарю:

«Площадь – это незастроенная часть территории населенного пункта, органично включенная в уличную сеть». (Красная площадь в Москве.)

Учитель: - Что мы уже узнали на уроках математики про площадь?

- Это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.

- Ее можно измерять, сравнивать.

- Единицы измерения площади: кв.см., кв. дм., кв. м)

На доске учащиеся составляют кластер «Площадь».












Учитель: - В «Билете охотника» отметьте, как поразили вы цель на разминке: знаете ли вы, что такое площадь? (листы самооценки)


Учитель: - А вот мы уже с вами в лесу, здесь и будет настоящая «охота за пятерками». Как я сказала, никого обижать мы не будем, а вот в помощи не откажем. На нашем пути повстречалась Баба Яга.

  • Проблемная ситуация.

Задание 2. Задача: Место, где стояла избушка Бабы Яги затопило. Баба Яга обнаружила два участка земли для нового места жительства. Она хотела бы выбрать участок с большей площадью. Какой же участок больше?

Учитель. – Ну, что ж «охотники» пора браться за работу. У вас на столе «макеты» этих земельных участков.

Работа в парах. У учащихся по 2 прямоугольника.

Синий прямоугольник – 4 см  • 8 см

Зеленый прямоугольник – 3 см • 9 см

Учитель: - Что можете сказать про фигуры? Определите сходство.

(Это прямоугольники, они имеют четыре стороны, 4 прямых угла, стороны противоположные равны).

Учитель: - Назовите различия. ( У них разная длина, ширина, площадь)

Учитель: - Как узнать, какой прямоугольник больше? (Надо сравнить их площади)

Учитель: - Давайте уточним тему урока. («Площадь прямоугольника»).

  • Физминутка.


5. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: - Сравните площади прямоугольников. Площадь, какого прямоугольника больше, какого - меньше? (Нереально сравнить на глаз, при наложении фигуры не совпадают ни по длине, ни по ширине)

Учитель: Как же узнать, площадь какого прямоугольника больше? (Надо найти их площадь). Каким способом воспользуемся? (Разбить прямоугольник на квадраты со стороной 1 см, подсчитать их количество и сравнить площади).

  • Практическая работа. Работа в парах.

Задание 3. Учащиеся должны с помощью мерки (кв.см), разбить прямоугольник зеленого цвета на квадраты и сосчитать их.

Вывод: Что можете сказать? (Требуется много времени, чтобы разделить прямоугольник на квадраты и пересчитать их).

Какие возникают вопросы?

  1. Как быстрее найти площадь прямоугольника?

  2. Как узнать площадь прямоугольника, не разбивая на квадратики фигуру?

Учитель: - Какую ставим мы сегодня цель?

Цель: Научиться находить площадь прямоугольника новым способом.


5.Реализация построенного проекта. Совместное открытие новых знаний.

Учитель: - Ребята, предлагаю найти способ вычисления площади прямоугольника, который позволил бы выполнить эту работу быстрее. Возьмем зеленый прямоугольник.

- Уважаемые «охотники», кто самый наблюдательный? Что интересного заметили?

  1. Пересчитаем квадраты, расположенные в первом ряду по длине прямоугольника. (их 9) Если сторона квадрата 1 см, значит длина прямоугольника 9 см. Возьмем линейку и проверим.

  2. Определим сколько таких рядов. (их 3) Значит, ширина прямоугольника 3 см. Выполним проверку с помощью линейки.

  3. Мы по 9 взяли 3 раза. Надо 9 умножить на 3. Значит, длину умножили на ширину. Площадь равна 27 кв.см.

Вывод: Длина прямоугольника показывает, сколько кв. см помещается в строке, а ширина - в столбце.

Знакомство с правилом: «Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину».

S = а • в

Учитель: Обозначим площадь буквой S, длину буквой a, ширину – буквой в и запишем правило в виде формулы


6. Применение знаний с проговариванием во внешней речи.

Задание 4. - Вычислите площадь синего прямоугольника по формуле. Чем воспользуетесь при нахождении площади? (Линейкой)

(Учащиеся вычисляют площадь прямоугольника самостоятельно. Желающие записывают решение на доске. Затем объясняют, как решали задачу.)

Решение: а = 8 см, в = 4 см 8 • 4 = 32 кв.см.

Учитель: - Так какой участок лучше выбрать Яге? (Площадью 32 кв. см)

Итог. - Какое открытие мы сделали на этом этапе урока?

- Мы узнали, новый способ нахождения площади прямоугольника.

- Мы открыли формулу нахождения площади прямоугольника.

Учитель: - Предлагаю дополнить наш кластер. (Дети добавляют в кластер табличку с формулой площади)

Учитель: - В «Билете охотника» отметьте, знаете ли вы, как найти площадь прямоугольника с помощью формулы. (листы самооценки)

  • Физминутка.


  • Составление алгоритма нахождения площади прямоугольника.

Учитель – Ребята! Предлагаю для всех жителей леса составить памятку «Как найти площадь прямоугольника»

Задание 5. (в группах) Составьте план своих действий. Для этого выберите только необходимые действия и расставьте их по порядку.


Измерить длину прямоугольника


Надо разбить прямоугольник на квадратики


Измерить ширину прямоугольника


Надо нарезать мерки – квадратики


Надо найти сумму длин сторон прямоугольника


Надо длину умножить на ширину.







Учитель: - Ребята, как и где ее можно использовать?

- В «Билете охотника» отметьте, знаете ли вы, алгоритм нахождения площади прямоугольника. (листы самооценки)


7. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: - Что ж продолжим нашу «охоту за пятерками». На нашем пути лесные жители: Леший и лесные Гномы. Им тоже нужна помощь «охотников за пятерками». Прочитайте задания и подумайте, кому вам по силам помочь справиться с трудностями. Выполните одно задание по вашему выбору.

  • Задания на выбор учащихся.

4

2

1

Задание 1. Лесным гномам выделили под строительство домов одинаковые участки. Помоги гномам найти участки с одинаковой площадью. Раскрась их красным цветом. (Проведи необходимые измерения и вычисли площадь фигур, воспользовавшись формулой).

5

1

1

3







Ответ: Одинаковые площади у фигур под номерами 1 и 5. Решение: 3 2= 6 кв. см.

Задание 2. Леший смастерил из веточек новый ковер в свою избушку длиной 3 м, шириной 20 дм. Но он сомневается, подойдет ли ковер для комнаты с площадью пола 8 кв. м.

Учитель: - Воспользуйтесь алгоритмом и вычислите площадь ковра.

Решение: 20 дм = 2 м, 3 • 2 =6 кв.м. 6

Учитель: - В «Билете охотника» отметьте, умеете ли вы решать задачи на вычисление площади прямоугольника. (листы самооценки)


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценка.

Учитель: - Ребята! Пора заканчивать «охоту за пятерками». Давайте вернемся к нашей пословице «Наука в лес не ведет, а из лесу выводит».

- Какие новые знания вам помогли сегодня выйти из леса? Где мы сможем применить эти знания и умения?

Закончите предложения:

Я знаю… Я могу… Я умею

Учитель: - Посмотрите в свои «Билеты настоящего охотника». Выполняя, какие задания вам удалось попасть точно в цель? Как вы думаете, кто сегодня получит за урок «пятерку»? (Ребята, которые сегодня попадали точно в цель во время всей охоты). Поздравляем настоящих «охотников за пятерками»!

Домашнее задание.

Решить задачу. «На садовом участке площадью 17 кв. м,  выделили место под строительство дома, длина которого  3 метра,  а ширина -  4  метра. Сколько кв.м осталось свободно?»

S = 17 кв. м 

 










Приложение.

Билет «охотника за пятерками» (лист самооценки)


  1. Знаю, что такое «площадь».

  1. Знаю, как найти площадь прямоугольника новым способом.

  1. Знаю алгоритм нахождения площади прямоугольника.

  1. Умею решать простые задачи на нахождение площади.

  1. Умею работать в паре, группе.


4