Урок математики
2 класс
Тема: «Площадь прямоугольника».
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урок – исследование.
Цель урока: посредством формирования умения вычислять площадь прямоугольника с использованием формулы развивать у учащихся навыки решения простых задач на вычисление площади геометрической фигуры.
Планируемые образовательные результаты учащихся
Личностные:
• способность к милосердию (желанию помочь ближнему);
• опыт самодисциплины и самоорганизации;
• интерес к интеллектуальному творчеству.
Метапредметные:
• сотрудничество с одноклассниками в решении учебных задач;
• освоение метапредметных понятий «вычисление», «величина»;
• опыт осуществления логических операций анализа, синтеза, сравнения.
Предметные:
• умение вычислять площадь прямоугольника новым способом с использованием формулы;
• расширение опыта решения простых задач на нахождение площади геометрической фигуры.
Используемые технологии:
- проблемно – поисковый метод;
- интерактивные технологии (работа в группе, в паре);
- ИКТ.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
- Добрый день, ребята! Проверьте все ли у вас готово, чтобы начать урок математики – урок новых открытий.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель: - Ребята, прочитайте, пожалуйста, девиз нашего урока. «Наука в лес не ведет, а из лесу выводит». Как вы объясните смысл этой пословицы? (ответы учащихся)
Учитель: - Я не зря сегодня выбрала для нас такую пословицу. Мы с вами действительно отправимся в лес… на охоту. Удивились? Да, да! Не волнуйтесь, мы никого обижать не будем. Мы отправимся на «охоту за пятерками», а попадать в цель нам помогут наши знания.
Учитель: - Друзья, чтобы охота прошла удачно, предлагаю выработать «Правила охотника за пятерками». Эти правила помогут нам в работе на уроке.
Задание: Прочитайте список правил. Выберите из этого списка те правила, которые важны для успешной работы на уроке.
Лист «Мои действия на уроке»
| Поднимать руку на уроке выше. |
| Приходить на помощь другу. |
| Узнать, как можно больше нового. |
| На перемене весело отдохнуть. |
| Внимательно слушать учителя и ребят. |
| Ходить по классу бесшумно. |
| Уважать идеи и мнение товарищей. |
| Вешать всегда портфель на крючок. |
Учитель: - Ребята! Не забывайте эти правила и тогда пятерки точно будут в ваших тетрадочках.
Учитель: - Ну, а теперь самое время выдать вам «Билеты охотника за пятерками».
(Учащимся выдаются «листы самооценки», которые они заполняют по ходу работы на уроке). Я желаю вам сегодня попадать только в цель. Итак, в путь!
3.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 минут)
Учитель: - А начнем нашу «охоту» с разминки. Как мы уже сказали, в сегодняшней охоте нам помогут знания. Давайте определим, знания по какой теме нам сегодня пригодятся?
Задание 1: Найти значения выражений. Из букв четных ответов, расположив их в порядке возрастания, составить ключевое слово.
9 • 4 = Ь | 7 • 2 = О |
6 • 4 = Д | 3 • 9 = Е |
32 : 4 = Л | 7 • 3 = М |
2 • 9 = А | 16 : 8 = П |
15 : 5 = Р | 4 • 4 = Щ |
Ключевое слово урока: ПЛОЩАДЬ
Учитель: - Верно, сегодня мы вновь будем работать по теме «Площадь».
Учитель: - Ребята, многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? (Из толковых словарей)
Работа в группах. Учащиеся находят в словарях значения слова «площадь».
Значение слова «Площадь» по словарю Ожегова:
«Площадь - это пространство, помещение, проектируемое или предназначенное для какой-нибудь цели». (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)
Значение слова «Площадь» по словарю Даля:
«Площадь – это ограниченная чертами плоскость или поверхность». (Площадь геометрической фигуры.)
Значение слова «Площадь» по Строительному словарю:
«Площадь – это незастроенная часть территории населенного пункта, органично включенная в уличную сеть». (Красная площадь в Москве.)
Учитель: - Что мы уже узнали на уроках математики про площадь?
- Это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.
- Ее можно измерять, сравнивать.
- Единицы измерения площади: кв.см., кв. дм., кв. м)
На доске учащиеся составляют кластер «Площадь».
Учитель: - В «Билете охотника» отметьте, как поразили вы цель на разминке: знаете ли вы, что такое площадь? (листы самооценки)
Учитель: - А вот мы уже с вами в лесу, здесь и будет настоящая «охота за пятерками». Как я сказала, никого обижать мы не будем, а вот в помощи не откажем. На нашем пути повстречалась Баба Яга.
Задание 2. Задача: Место, где стояла избушка Бабы Яги затопило. Баба Яга обнаружила два участка земли для нового места жительства. Она хотела бы выбрать участок с большей площадью. Какой же участок больше?
Учитель. – Ну, что ж «охотники» пора браться за работу. У вас на столе «макеты» этих земельных участков.
Работа в парах. У учащихся по 2 прямоугольника.
Синий прямоугольник – 4 см • 8 см
Зеленый прямоугольник – 3 см • 9 см
Учитель: - Что можете сказать про фигуры? Определите сходство.
(Это прямоугольники, они имеют четыре стороны, 4 прямых угла, стороны противоположные равны).
Учитель: - Назовите различия. ( У них разная длина, ширина, площадь)
Учитель: - Как узнать, какой прямоугольник больше? (Надо сравнить их площади)
Учитель: - Давайте уточним тему урока. («Площадь прямоугольника»).
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: - Сравните площади прямоугольников. Площадь, какого прямоугольника больше, какого - меньше? (Нереально сравнить на глаз, при наложении фигуры не совпадают ни по длине, ни по ширине)
Учитель: Как же узнать, площадь какого прямоугольника больше? (Надо найти их площадь). Каким способом воспользуемся? (Разбить прямоугольник на квадраты со стороной 1 см, подсчитать их количество и сравнить площади).
Задание 3. Учащиеся должны с помощью мерки (кв.см), разбить прямоугольник зеленого цвета на квадраты и сосчитать их.
Вывод: Что можете сказать? (Требуется много времени, чтобы разделить прямоугольник на квадраты и пересчитать их).
Какие возникают вопросы?
Как быстрее найти площадь прямоугольника?
Как узнать площадь прямоугольника, не разбивая на квадратики фигуру?
Учитель: - Какую ставим мы сегодня цель?
Цель: Научиться находить площадь прямоугольника новым способом.
5.Реализация построенного проекта. Совместное открытие новых знаний.
Учитель: - Ребята, предлагаю найти способ вычисления площади прямоугольника, который позволил бы выполнить эту работу быстрее. Возьмем зеленый прямоугольник.
- Уважаемые «охотники», кто самый наблюдательный? Что интересного заметили?
Пересчитаем квадраты, расположенные в первом ряду по длине прямоугольника. (их 9) Если сторона квадрата 1 см, значит длина прямоугольника 9 см. Возьмем линейку и проверим.
Определим сколько таких рядов. (их 3) Значит, ширина прямоугольника 3 см. Выполним проверку с помощью линейки.
Мы по 9 взяли 3 раза. Надо 9 умножить на 3. Значит, длину умножили на ширину. Площадь равна 27 кв.см.
Вывод: Длина прямоугольника показывает, сколько кв. см помещается в строке, а ширина - в столбце.
Знакомство с правилом: «Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину».
Учитель: Обозначим площадь буквой
S, длину буквой
a, ширину – буквой
в и запишем правило в виде формулы
6. Применение знаний с проговариванием во внешней речи.
Задание 4. - Вычислите площадь синего прямоугольника по формуле. Чем воспользуетесь при нахождении площади? (Линейкой)
(Учащиеся вычисляют площадь прямоугольника самостоятельно. Желающие записывают решение на доске. Затем объясняют, как решали задачу.)
Решение: а = 8 см, в = 4 см 8 • 4 = 32 кв.см.
Учитель: - Так какой участок лучше выбрать Яге? (Площадью 32 кв. см)
Итог. - Какое открытие мы сделали на этом этапе урока?
- Мы узнали, новый способ нахождения площади прямоугольника.
- Мы открыли формулу нахождения площади прямоугольника.
Учитель: - Предлагаю дополнить наш кластер. (Дети добавляют в кластер табличку с формулой площади)
Учитель: - В «Билете охотника» отметьте, знаете ли вы, как найти площадь прямоугольника с помощью формулы. (листы самооценки)
Учитель – Ребята! Предлагаю для всех жителей леса составить памятку «Как найти площадь прямоугольника»
Задание 5. (в группах) Составьте план своих действий. Для этого выберите только необходимые действия и расставьте их по порядку.
| Измерить длину прямоугольника |
| Надо разбить прямоугольник на квадратики |
| Измерить ширину прямоугольника |
| Надо нарезать мерки – квадратики |
| Надо найти сумму длин сторон прямоугольника |
| Надо длину умножить на ширину. |
Учитель: - Ребята, как и где ее можно использовать?
- В «Билете охотника» отметьте, знаете ли вы, алгоритм нахождения площади прямоугольника. (листы самооценки)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: - Что ж продолжим нашу «охоту за пятерками». На нашем пути лесные жители: Леший и лесные Гномы. Им тоже нужна помощь «охотников за пятерками». Прочитайте задания и подумайте, кому вам по силам помочь справиться с трудностями. Выполните одно задание по вашему выбору.
4
2
1
Задание 1. Лесным гномам выделили под строительство домов одинаковые участки. Помоги гномам найти участки с одинаковой площадью. Раскрась их красным цветом. (Проведи необходимые измерения и вычисли площадь фигур, воспользовавшись формулой).
5
1
1
3
Ответ: Одинаковые площади у фигур под номерами 1 и 5. Решение: 3 2= 6 кв. см.
Задание 2. Леший смастерил из веточек новый ковер в свою избушку длиной 3 м, шириной 20 дм. Но он сомневается, подойдет ли ковер для комнаты с площадью пола 8 кв. м.
Учитель: - Воспользуйтесь алгоритмом и вычислите площадь ковра.
Решение: 20 дм = 2 м, 3 • 2 =6 кв.м. 6
Учитель: - В «Билете охотника» отметьте, умеете ли вы решать задачи на вычисление площади прямоугольника. (листы самооценки)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценка.
Учитель: - Ребята! Пора заканчивать «охоту за пятерками». Давайте вернемся к нашей пословице «Наука в лес не ведет, а из лесу выводит».
- Какие новые знания вам помогли сегодня выйти из леса? Где мы сможем применить эти знания и умения?
Закончите предложения:
Я знаю… Я могу… Я умею…
Учитель: - Посмотрите в свои «Билеты настоящего охотника». Выполняя, какие задания вам удалось попасть точно в цель? Как вы думаете, кто сегодня получит за урок «пятерку»? (Ребята, которые сегодня попадали точно в цель во время всей охоты). Поздравляем настоящих «охотников за пятерками»!
Домашнее задание.
Решить задачу. «На садовом участке площадью 17 кв. м, выделили место под строительство дома, длина которого 3 метра, а ширина - 4 метра. Сколько кв.м осталось свободно?»
S = 17 кв. м
Приложение.
Билет «охотника за пятерками» (лист самооценки)
Знаю, что такое «площадь». | |
Знаю, как найти площадь прямоугольника новым способом. | |
Знаю алгоритм нахождения площади прямоугольника. | |
Умею решать простые задачи на нахождение площади. | |
Умею работать в паре, группе. | |
4