I. Этап самоопределения к деятельности | Проверьте вашу готовность к уроку. Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Меня зовут Анастасия Дмитриевна и сегодня я проведу у вас урок математики. | Слушают. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные: самоорганизация Личностные: положительный настрой к учению, умение слушать |
II. Актуализация знаний и мотивация | Устный счет. Ребята, сейчас мы выполним устный счёт. Первый вариант решает устно примеры первого столбика и записывает в тетрадь только ответы в строчку, через запятую. Второй вариант решает устно примеры второго столбика и записывает в тетрадь только ответы в строчку, через запятую. Сверим ответы со слайдом. (слайд 2) - В вазе лежало 6 яблок и 7 груш, а слив столько же сколько яблок и груш вместе. Сколько слив в вазе? (слайд 3) Как вы решали? (6+7=13) Кто думает иначе? Проверим. - Мама испекла на 3 противнях пирожки по 10 штук на каждом. Сколько всего пирожков испекла мама? (слайд 4) Как вы решали? (10*3=30) Кто думает иначе? Проверим. - Столяр получил задание изготовить ножки для 6 столов. Сколько ножек он должен изготовить, если на каждый стол необходимо по 4 ножки? (слайд 5) Как вы решали? (6*4= 24) Кто думает иначе? Проверим. - Молодцы. | Устно решают примеры, записывают ответы в тетрадь. Сверяют ответы с образцом на слайде. Устно решают задачи, проверяют на слайде. 13 6+7=13 30 10*3=30 24. 6*4= 24 | Познавательные: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. |
III. Постановка учебной задачи | -Рассмотрите изображение на слайде. (слайде 7) -Что это? -В каких заданиях мы используем схемы? - Предположите, с чем мы познакомимся сегодня на уроке? (С задачами нового вида, а именно ребята, с задачами на нахождение неизвестного третьего слагаемого). - А какую цель мы поставим на уроке? ( научиться решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого)(слайд 8) - Давайте вспомним названия компонентов при сложении, а так же вспомнить, как найти неизвестное слагаемое. 1слагаемое +2 слагаемое = сумма. | Схема. В задачах. С задачами нового вида 1слагаемое +2 слагаемое = сумма. Чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое. Чтобы найти второе слагаемое, надо из суммы вычесть первое слагаемое. | Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. |
IV. Открытие нового знания | -Открываем учебник на стр 76 №1. -Рассмотрите рисунок и выражения к нему. -Объясните, что обозначают эти выражения? -Найдите выражение, в котором использованы все данные. (12-(3+2).) -Что мы узнаем, вычислив его значение? (Сколько весит третий плод.) -Как по-другому можно записать это решение? (12-3-2.) -Что обозначает число 12? (Сколько весят тыква, арбуз и дыня.) -А каким будет схематический чертеж к этой задаче? (учитель чертит на доске) - Можем взять отрезок, на котором расположим все продукты. -Из скольких слагаемых состоит общая масса? (Из 3.) -Они все известны? (Нет, неизвестно одно слагаемое.) - Как найти неизвестное слагаемое? ( из суммы вычесть известное слагаемое). -В данном случае два известных слагаемых. Значит, что нужно сделать? (Вычесть из суммы оба слагаемых). - Запишем краткую запись.. Арбуз – 3 кг Дыня – 2 кг Тыква - ? кг - Запишите решение и ответ. 1) 12 – (3+2)= 7 (кг) весит тыква. - А как по-другому можно записать решение? 1) 12-2-3=7 ( кг) весит тыква. Задача №2 Прочитайте задачу про себя. Кто прочитает задачу вслух? - О ком говорится в задаче? - Что купила Ира? (альбом, краски, кисточку) Вызывает ученика к доске составлять краткую запись. Что нам известно? Альбом стоил (10 рублей) Краски стоили (12 рублей) Ира уплатила за всю покупку? (30 руб) - Что нужно узнать в задаче? (сколько стоила кисточка) - Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи и узнать, сколько стоила кисточка? (нет) - Что для этого нужно знать? (сколько стоили альбом и краски вместе). - А теперь изобразите условие на схематическом чертеже, и вам все станет понятно. ( ученик выполняет у доски) - А теперь составим выражение к решению этой задачи: 1 ) 30 – ( 12+10)= 8 ( р) – стоит кисточка. -А как по – другому можно записать выражение? 1) 30 – 10 – 12= 8 (р). - Молодцы, справились с задачей. | 3+2 обозначает сложение известных в количестве арбузов и дынь. 12- (3+2) обозначает то, что мы складываем известные в количестве арбузы и дыни, затем из общего количества продуктов вычитаем известные. 12-3 обозначает то, что мы из общего количества продуктов вычитаем арбузы и у нас останутся дыни и тыквы. 12-(3+2). Сколько весит третий плод. 12-3-2. Сколько весят тыква, арбуз и дыня. Из 3. Нет, неизвестно одно слагаемое. Из суммы вычесть известное слагаемое. Вычесть из суммы оба слагаемых. Отвечают на вопросы Записывают решение задачи. Читают задачу про себя. Один ученик читает задачу вслух. Один ученик работает у доски, остальные работают в тетрадях. | Коммуникативные: умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи. |
V. Включение в систему знаний | Задача №3, С 76 - Прочитайте задачу про себя. -Кто прочитает вслух? О чем говорится в задаче? Что известно? Вызываю к доске одного ученика. Что нужно найти? Утром-5с. Днем-8с. Вечером-? Как мы будем находить? - Запишите решение этой задачи. 1) 25 – (5+8)= 12 ( с) Как вы думаете, можно ли решить эту задачу другим способом? - Запишите 2 способ решения. 1) 25 – 5 – 8= 12 (с.) - Решение этой задачи можно записать и уравнением. Неизвестное количество станиц обозначим буквой х. Составьте уравнение. 5 + 8 +х = 25. - Решаем уравнение. Посмотрите внимательно на него. - Что можно сделать? ( упростить: 13 + х=25). - Что неизвестно в уравнении и как находим? ( неизвестно второе слагаемое. Чтобы найти второе слагаемое, нужно из значения суммы вычесть первое слагаемое). Х = 25 – 13 Х= 12 (с.) - Мы решили задачу тремя разными способами и что получили? ( одинаковые ответы) - Что это значит? ( задача решена верно) - Молодцы! Обратите внимание на №4. Его мы решим устно. Решаем первый столбик. (учитель выборочно спрашивает учеников в решении каждого примера). Первый множитель 2, второй множитель 7, необходимо найти произведение. Как мы его найдем? (2 умножим на 7, получим 14.) Следующий пример… | Читают задачу про себя. Один ученик читает задачу вслух. Один ученик работает у доски, остальные работают в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя. 2 умножим на 7, получим 14. -неизвестен первый множитель, второй множитель 3, произведение 6. Мы найдем произведение, разделив произведение на известный множитель. Т.е. 6 разделим на 3, получим 2. И т.д. | Регулятивные: осуществлять итоговый контроль; формулировать выводы из коллективного обсуждения. Познавательные: - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; |
VI. (резерв) Самостоятельная работа с самопроверкой Решение задачи | Задача № 4 (слайд 10) ( самостоятельная работа) проверка в парах. Дети собрали за лето 60 кг грибов. Груздей 24 кг, рыжиков 18 кг, а остальные - лисички. Сколько килограммов лисичек собрали ребята за лето? - Составьте краткую запись или сделайте схематический чертеж. Грузди – 24 кг Рыжики – 18 кг Лисички - ? - Запишите решение этой задачи : 1) 60 – ( 24 + 18)= 18 (г.) всего за лето. 2 способ: 1) 60 – 18 – 24=18 (г.) Ответ: 18 кг грибов собрали ребята за лето. - Поменяйтесь тетрадями и выполните проверку задачи. Если ваш сосед допустил ошибку при решении задачи, шёпотом объясните ему, как можно исправить. Сверим решение со слайдом. (слайд 11) | Письменно решают задачи. Проверяют в парах. Сравнивают решение с образцом на слайде. | Познавательные: - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
VII. Рефлексия деятельности | Какая была тема сегодняшнего урока? Что мы делали на уроке? Чему научились? Всё ли получалось? Над чем ещё надо поработать? Кому всё было понятно- поднимите зеленые карточки. Кто затруднялся-поднимите жёлтые карточки. Кто не понял, как мы выполняли задания-поднимите красные карточки. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. | Регулятивные: анализировать собственную работу. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: Умеют слушать и слышать речь учителя и одноклассников. |