Тема: Периметр прямоугольника.
Цели урока: познакомить с понятием «периметр прямоугольника», совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи, развивать умение рассуждать, сопоставлять, сравнивать.
Планируемые результаты:
- Предметные: учить находить периметр прямоугольника разными способами, развивать геометрические представления, совершенствовать умение решать текстовые задачи
- Личностные: определять личностный смысл изучения темы, применять новые знания на практике.
Сценарий урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Скажем «здравствуйте» руками!
Скажем «здравствуйте» глазами!
Скажем «здравствуйте» мы ртом!
Станет радостно кругом!
-Настроение бодрое, веселое у всех? Тогда вперед!
Вы готовы к открытию новой тайны. Давайте проверим все ли у нас готово к уроку и конечно ваш настрой на урок.
Покажите с помощью сигнальной карточки вашу готовность и ваше настроение – если все в порядке, солнышко; если чего-то не хватает – солнышко с тучкой; если вы не готовы к открытию новой математической тайны – тучку.
2.Актуализация знаний.
Работа над задачами.
1.В книге 30 страниц. Таня прочитала 8 страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать?
2.На полке было 20 книг. Сколько книг взяли с полки, если их осталось 7?
3. В первой пачке 40 книг, во второй 30 книг. На сколько книг во второй пачке меньше, чем в первой?
Логическая разминка.
-Расставьте вместо звездочек знаки + и – та, чтобы получилось верное равенство.
2*6*3*4*5*8=12 (2+6-3+4-5+8)
3.Выявление места и причины затруднения.
- Из каких геометрических фигур состоит замок?
- На какие 2 группы можно разделить все эти фигуры?(многоугольники и круг) (круг исчезает)
- Как теперь можно разделить фигуры на 2 группы?(треугольники и четырехугольники)
- Как назвать одним словом оставшиеся фигуры?(четырехугольники)
- На какие 2 группы их можно разделить?(фигуры с прямыми и без прямых углов)
- Какие фигуры остались?(прямоугольники)
- Докажите, что оставшиеся фигуры-прямоугольники.(4 стороны, 4 угла, все углы прямые, противоположные стороны равны)
- Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника?(2)
- Сколько произведений по ним можно составить?(2)
- Как вы это определили?(если слагаемые одинаковые, то сложение можно заменить умножением)
- Что можно узнать, зная длину сторон прямоугольника? (периметр)
4.построение проекта выхода из затруднения.
- Тогда скажите, о чем мы с вами сегодня поговорим на уроке?
- Какие цели поставим на уроке?(учиться находить периметр прямоугольника разными способами)
5.Реализация проекта.
- А теперь постройте у себя в тетрадях прямоугольник со сторонами 3 см и 6 см и подпишите длину его сторон.
- Что такое периметр?(сумма длин всех сторон)
- Найдите периметр прямоугольника.(3+6+3+6=18(см))
- Это первый способ нахождения периметра прямоугольника.
- Сумму каких слагаемых можно заменить умножение?(3+3 и 6+6)
- Замените. (3*2+6*2=18 (см))
- Это 2 способ нахождения периметра прямоугольника. Но можно по-другому записать это решение.
- Посмотрите на свой прямоугольник. Сколько разных сторон у него?(2:длина и ширина)
- Как эти стороны называются?(длина и ширина)
- Запишите их сумму?(3+6)
- Сколько раз в прямоугольнике повторяются эти стороны?(2)
Учитель делает запись на доске, а учащиеся в тетрадях. (3+6)*2=18 (см)
- Это 3 способ нахождения периметра.
- Обозначим длину прямоугольника латинской буквой а, а ширину – буквой в. Поставим в наши решения.
- Мы получили три формулы нахождения периметра прямоугольника.
№1 с.52
- Посмотрите, как находили периметр прямоугольника.
- Совпадает ли решение с теми формулами, которые мы с вами только что вывели?
№ 2
- Сколько способов нахождения периметра вы знаете?
-Найдите периметр этого прямоугольника разными способами. Назовите выражения. ( 3+4+3+4, 3*2+4*2, (3+4)*2)
-Вычислите периметр рациональным способом.
-Какой способ вы выбрали? Почему?
Физкультминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Мы топаем ногами: топ –топ – топ.
Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом!
6.Первичное закрепление во внешней речи.
№3 с.52
-Прочитайте задачу.
-Назовите условие задачи.
-Что нужно узнать?
-Сделайте схематический чертеж.
-Как решить данную задачу?
-Составьте по схеме обратные задачи и решите их.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой.
№7
Поставить оценку на полях:
«!» - молодец, все выполнил верно;
«+» - хорошо, но есть ошибки;
«?» - ошибок много, нужна помощь учителя.
8.Включение в систему знаний.
- Постройте у себя в тетрадях прямоугольник со сторонами 2 см и 8 см и подпишите длину его сторон.
-Найдите периметр.
Домашнее задание. -Откройте дневники и запишите домашнее задание в учебнике на странице 52 выполнить номера 8 и 9.
9.Рефлексия.
- Что нового интересного мы сегодня узнали? Какие умения мы развили? С каким настроением мы заканчиваем урок?
- Оцените свою работу на уроке. Вернемся к тем карточкам, с которых начали работу. Покажите с помощью сигнальной карточки вашу оценку своей работы на уроке и ваше настроение сейчас – если все в порядке, солнышко; если вам было трудно – солнышко с тучкой; если вы е до конца поняли новый материал и вам еще нужна помощь – тучку.
Я очень рада, что у всех вас такое замечательное солнечное настроение!
Спасибо всем за урок.