СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики «Космическое путешествие. Единицы длины».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: закреплять знание детьми единиц измерения длины и их преобразование; совершенствовать знания нумерации многозначных чисел; умножать и делить числа, оканчивающиеся нулями; совершенствовать вычислительные навыки, анализировать и решать задачи, уравнения; развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, самостоятельность; расширять кругозор учащихся, активизировать их познавательную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики «Космическое путешествие. Единицы длины».»

Урок математики в 4 классе

«Космическое путешествие. Единицы длины».

Тип урока: нестандартный урок закрепления знаний.


Формы и методы: наглядные, практические.


Цели урока: закреплять знание детьми единиц измерения длины и их преобразование; совершенствовать знания нумерации многозначных чисел; умножать и делить числа, оканчивающиеся нулями; совершенствовать вычислительные навыки, анализировать и решать задачи, уравнения; развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, самостоятельность; расширять кругозор учащихся, активизировать их познавательную деятельность.


Оборудование: маршрут полёта, предметные картинки космических объектов и ракеты, карточки с заданиями.

Ход урока.

1)Организационный момент.

Ребята, вы хотели бы отправиться в космическое путешествие, посмотреть, как выглядит наша планета издалека, узнать, есть ли там, в далёком космическом пространстве ещё кто-нибудь, похожий на нас? (Да, хотим.)

Я предлагаю вам сегодня совершить это увлекательное путешествие, а поскольку у нас урок математики, то мы закрепим ваши знания по теме «Единицы измерения длины».

Отгадав загадку, вы узнаете, на чём мы полетим:

Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звёзд.

(ракета)

2)Устный счёт.

Математика – наука точная. В космосе точность и правильность очень важны.


Ученик: Известно, что в 1962 году американцы уничтожили свою ракету, стартовавшую к Венере, так как с некоторым опозданием учёные обнаружили в программе действий ракеты ошибку: был пропущен один знак. Казалось бы, один знак – мелочь, но она могла обернуться катастрофой.


Прежде чем отправиться в путешествие, нужно провести предполётную подготовку корабля и членов нашего экипажа.

  • Прочитайте числа.

296. 310. 721 501. 704 6. 149. 078

?? Что обозначает цифра 0 в записи этих чисел?

(-отсутствие единиц тысяч II класса;

-отсутствие десятков тысяч II класса и десятков I класса;

-отсутствие сотен I класса)

  • Назовите количество единиц каждого разряда и класса в этих числах:

492. 028 6. 125 874

(-число 492.028, в нём 492 единицы II класса и 28 единиц I класса; в нём 4 сотни тысяч, 9 десятков тысяч, 2 единицы тысяч, 0 сотен, 2 десятка и 8 единиц;

-число 6.125; в нём 6 единиц II класса и 125 единиц I класса; в нём 6 единиц тысяч, 1 сотня, 2 десятка и 5 единиц;

-число 874; в нём 874 единицы I класса; в нём 8 сотен, 7 десятков, 4 единицы)

А теперь нужно пройти цикл подготовки к полёту членам экипажа.

  • Преобразуйте величины.

4м 9см = 409 см 146см = 1 м 46 см

3м 2см = 3.020 мм 2.005м = 2 км 5 м

5км 64м = 5.064 м 85.000мм = 850 дм

  • Закончите предложения:

Длина карандаша – 18 (см), …мм.

Ширина стола – 6 (дм), …см.

Расстояние от города до посёлка – 18 (км), …м.

Высота столба – 6 (м), …см.

Толщина доски – 20 (мм), …см.

  • Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким. Решим цепочку примеров:

8 * 40 : 4 : 10 * 6 : 8 * 5 : 10 * 7 : 7 * 3 = (ответ 9)

?? Что вы можете сказать об этой цифре? (Она обозначает однозначное, нечётное число. А ещё, в нашей Солнечной системе 9 планет.)

3)Работа над пройденным материалом.

Итак, экипаж к полёту готов! Всем занять свои места и пристегнуться!

Ключ на старт! Взлетаем!

Раз, два!

Скорость света!

Три, четыре!

Мы летим!

На далёкие планеты

Поскорей попасть хотим!

Открыли «бортовые журналы», свои тетради. Запишите дату полёта.


Ребята, посмотрите в иллюминаторы. Что вы видите? (Нашу Землю, а рядом с ней Луну.)


Ученик: Земля – третья по счёту от Солнца планета. Это наш дом. Во многом она похожа на другие планеты: вращается, словно волчок, вокруг своей оси и оборачивается за год вокруг Солнца. Состоит из твёрдых пород и, как большинство планет, окружена слоем газа – атмосферой. Однако, в остальном Земля отличается от них: на ней обитают миллионы растений и животных. От мельчайших микробов, которые видны только под микроскопом, до таких великанов как голубые киты, достигающие 27метров в длину. Земля мчится в Космосе вместе со своей соседкой – Луной. Луна – наш единственный естественный спутник.


Мы направляемся к Луне. Чтобы правильно задать курс бортовому компьютеру решим задачу.


Если на Земле масса тела человека составляет 96кг, то на Луне он становится легче в 3 раза. На сколько килограммов больше человек весит на Земле, чем на Луне?

1)96 : 3 = 32(кг) – на Луне.

2)96 – 32 = 64(кг) – больше на Земле.

Ответ: на 64кг больше человек весит на Земле.


Вот в иллюминатор мы видим приближающуюся поверхность Луны. Она очень неровная. А значит, при прилунении мы должны быть очень осторожны. Чтобы всё прошло удачно, решим уравнения. Пусть каждый из вас выберет то, что ему по силам.

365 + х = 876 9.040 – х = 13 + 27 (990 – 90) : х = 60 * 5

(х = 511) (х = 9.000) (х = 3)


Вот мы и высадились на поверхность спутника нашей планеты. Ребята, посмотрите, перед нами какой-то странный космический объект, а наш бортовой компьютер зафиксировал сигнал SOS, идущий от него. Мы встретились с пришельцами далёкой неизвестной науке планеты. Они просят о помощи. Их бортовые огни не горят, а без этого они не могут вернуться домой. Поможем им? (работа в парах)

У вас на столах макеты космического корабля пришельцев. На его корпусе написаны числа. Ваша задача – решить примеры на цветных кружках и разложить их согласно числам на корпусе корабля.

(красный) (жёлтый)

2 * 10 = 20 20 * 10 = 200

200 : 10 = 20 40 * 5 = 200

2.000 : 100 = 20 2.000 : 10 = 200

400 : 20 = 20 20.000 : 100 = 200

(Учитель показывает для проверки свою модель корабля.)


Пришельцы благодарны нам. Они улетают, но хотят сделать людям подарок – новую звезду. Но чтобы мы могли её увидеть, ведь она очень далеко, нужно выполнить задание: «Сравнить числа». (устно)

3.567 35.507 29.467 29.460

286.124 268.124 153.004 153.400

(На карту полёта учитель прикрепляет звёздочку.)

4)Физкультминутка.

А знаете, что во время пребывания на космической станции космонавты продолжают следить за своей физической формой, делают зарядку. Я предлагаю вам для разминки поиграть в игру «Топай – хлопай».

Я читаю утверждение. Если вы со мной согласны – хлопните, если не согласны – топните.

  • В 1км – 1000м.

  • Уменьшить число в 3 раза – значит, умножить его на 3.

  • 5км 50м – это 5.050м.

  • Увеличить число в 5 раз – прибавить к нему 5.

  • 3км 56м – это 356м.

  • В 1м – 100см.

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

  • 234м больше, чем 2м 14см.

  • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

  • 128дм – это 1.280см.

5)Продолжение работы по теме урока.

Нам нужно продолжать путешествие. Заняли свои места. Мы стартуем. С поверхности Земли всегда видна только одна сторона Луны. А давайте облетим её вокруг. Но посмотрите, с огромной скоростью в сторону нашей планеты мчится какое-то космическое тело! Что же это?


Ученик: Это комета. Название в переводе с греческого означает «волосатый, косматый». Комета – небольшое ледяное небесное тело, движущееся по орбите в Солнечной системе. При приближении с Солнцу оно частично испаряется, и поэтому вокруг неё возникает оболочка из пыли и газа. Комета может иметь один или несколько хвостов.


Комета может столкнуться с Землёй, и тогда на нашей планете случится страшная катастрофа. Но мы можем спасти землян, если решим задачу.


Расстояние от Солнца до Земли составляет 150.000.000км, а от Солнца до Марса – 228.000.000км. На сколько километров меньше расстояние от Солнца до Земли, чем от Солнца до Марса. (В тетради, с комментированием.)

228.000.000

150.000.000

78.000.000 (км)

Ответ: расстояние от Солнца до Земли на 78.000.000км меньше, чем от Солнца до Марса.


Молодцы, ребята. Мы спасли нашу родную планету. Скажите, а что науке известно о планете Марс?


Ученик: Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое окисляясь, даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у этих планет есть общие черты. На Марсе последовательно сменяют четыре времени года, продолжительность суток – 24ч 10мин., продолжительность года – 687 земных суток. У Марса есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны).


Человечество давно мечтает побывать на Марсе, но современная техника пока это не позволяет. Но на эту планету были отправлены роботы-исследователи. Только от них давно не поступало сигнала, видимо произошла какая-то поломка. Решив примеры, устраним её. (К доске выходят дети и решают примеры, данные учителем на карточках. Эти же примеры у всех на столах, дети решают их по вариантам.)

428 – 364 + 528 : 4 = (196)

(727 + 73) : 80 + 150 = (160)


Молодцы, ребята! Вы справились, и нам сообщают с Земли, что от роботов-исследователей снова начали поступать сигналы.

Нам пора возвращаться домой. Но что, же случилось? Мы попали в метеоритный дождь.


Ученик: Случается так, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом. Если же он не долетает до Земли, а сгорает в атмосфере, то называется метеором. Мы в ночное время можем наблюдать удивительное явление – «звездопад». На самом деле, это летят, сгорая в атмосфере, метеоры.


Эта неожиданная преграда может разрушить наш корабль. Но мы преодолеем её, если решим задачу.


Летом нам жарко при температуре +30 градусов. На Солнце в 180 раз жарче. Вычислите температуру на Солнце.

180 * 30 = 5.400гр.

Ответ: температура на Солнце 5.400 градусов.


Какая огромная температура! А почему же мы её не чувствуем?


Ученик: Планета Земля находится от Солнца на Расстоянии 150.000.000км. А ещё, Землю от солнечного излучения защищает толстый слой атмосферы.


Мы удачно преодолели зону метеоритного дождя. Пришло время совершить посадку. Чтобы она прошла успешно, ответьте на мои вопросы.


В каких единицах измерения длины измеряются следующие объекты:

  • ширина ленты видеокассеты (мм)

  • рост младенца (см)

  • длина крышки стола (дм)

  • высота горной вершины (м)

  • расстояние между городами (км)

6)Итог урока:

Из полёта возвратились.

Мы на Землю приземлились.

А чему же мы учились? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Наше путешествие помогло узнать много нового о бескрайнем Космосе. А ведь там ещё столько неизвестного и неизученного. А значит, продолжим наш путь к познанию Вселенной!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!