Урок математики в 4 классе
«Космическое путешествие. Единицы длины».
Тип урока: нестандартный урок закрепления знаний.
Формы и методы: наглядные, практические.
Цели урока: закреплять знание детьми единиц измерения длины и их преобразование; совершенствовать знания нумерации многозначных чисел; умножать и делить числа, оканчивающиеся нулями; совершенствовать вычислительные навыки, анализировать и решать задачи, уравнения; развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, самостоятельность; расширять кругозор учащихся, активизировать их познавательную деятельность.
Оборудование: маршрут полёта, предметные картинки космических объектов и ракеты, карточки с заданиями.
Ход урока.
1)Организационный момент.
Ребята, вы хотели бы отправиться в космическое путешествие, посмотреть, как выглядит наша планета издалека, узнать, есть ли там, в далёком космическом пространстве ещё кто-нибудь, похожий на нас? (Да, хотим.)
Я предлагаю вам сегодня совершить это увлекательное путешествие, а поскольку у нас урок математики, то мы закрепим ваши знания по теме «Единицы измерения длины».
Отгадав загадку, вы узнаете, на чём мы полетим:
Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звёзд.
(ракета)
2)Устный счёт.
Математика – наука точная. В космосе точность и правильность очень важны.
Ученик: Известно, что в 1962 году американцы уничтожили свою ракету, стартовавшую к Венере, так как с некоторым опозданием учёные обнаружили в программе действий ракеты ошибку: был пропущен один знак. Казалось бы, один знак – мелочь, но она могла обернуться катастрофой.
Прежде чем отправиться в путешествие, нужно провести предполётную подготовку корабля и членов нашего экипажа.
296. 310. 721 501. 704 6. 149. 078
?? Что обозначает цифра 0 в записи этих чисел?
(-отсутствие единиц тысяч II класса;
-отсутствие десятков тысяч II класса и десятков I класса;
-отсутствие сотен I класса)
492. 028 6. 125 874
(-число 492.028, в нём 492 единицы II класса и 28 единиц I класса; в нём 4 сотни тысяч, 9 десятков тысяч, 2 единицы тысяч, 0 сотен, 2 десятка и 8 единиц;
-число 6.125; в нём 6 единиц II класса и 125 единиц I класса; в нём 6 единиц тысяч, 1 сотня, 2 десятка и 5 единиц;
-число 874; в нём 874 единицы I класса; в нём 8 сотен, 7 десятков, 4 единицы)
А теперь нужно пройти цикл подготовки к полёту членам экипажа.
4м 9см = 409 см 146см = 1 м 46 см
3м 2см = 3.020 мм 2.005м = 2 км 5 м
5км 64м = 5.064 м 85.000мм = 850 дм
Длина карандаша – 18 (см), …мм.
Ширина стола – 6 (дм), …см.
Расстояние от города до посёлка – 18 (км), …м.
Высота столба – 6 (м), …см.
Толщина доски – 20 (мм), …см.
8 * 40 : 4 : 10 * 6 : 8 * 5 : 10 * 7 : 7 * 3 = (ответ 9)
?? Что вы можете сказать об этой цифре? (Она обозначает однозначное, нечётное число. А ещё, в нашей Солнечной системе 9 планет.)
3)Работа над пройденным материалом.
Итак, экипаж к полёту готов! Всем занять свои места и пристегнуться!
Ключ на старт! Взлетаем!
Раз, два!
Скорость света!
Три, четыре!
Мы летим!
На далёкие планеты
Поскорей попасть хотим!
Открыли «бортовые журналы», свои тетради. Запишите дату полёта.
Ребята, посмотрите в иллюминаторы. Что вы видите? (Нашу Землю, а рядом с ней Луну.)
Ученик: Земля – третья по счёту от Солнца планета. Это наш дом. Во многом она похожа на другие планеты: вращается, словно волчок, вокруг своей оси и оборачивается за год вокруг Солнца. Состоит из твёрдых пород и, как большинство планет, окружена слоем газа – атмосферой. Однако, в остальном Земля отличается от них: на ней обитают миллионы растений и животных. От мельчайших микробов, которые видны только под микроскопом, до таких великанов как голубые киты, достигающие 27метров в длину. Земля мчится в Космосе вместе со своей соседкой – Луной. Луна – наш единственный естественный спутник.
Мы направляемся к Луне. Чтобы правильно задать курс бортовому компьютеру решим задачу.
Если на Земле масса тела человека составляет 96кг, то на Луне он становится легче в 3 раза. На сколько килограммов больше человек весит на Земле, чем на Луне?
1)96 : 3 = 32(кг) – на Луне.
2)96 – 32 = 64(кг) – больше на Земле.
Ответ: на 64кг больше человек весит на Земле.
Вот в иллюминатор мы видим приближающуюся поверхность Луны. Она очень неровная. А значит, при прилунении мы должны быть очень осторожны. Чтобы всё прошло удачно, решим уравнения. Пусть каждый из вас выберет то, что ему по силам.
365 + х = 876 9.040 – х = 13 + 27 (990 – 90) : х = 60 * 5
(х = 511) (х = 9.000) (х = 3)
Вот мы и высадились на поверхность спутника нашей планеты. Ребята, посмотрите, перед нами какой-то странный космический объект, а наш бортовой компьютер зафиксировал сигнал SOS, идущий от него. Мы встретились с пришельцами далёкой неизвестной науке планеты. Они просят о помощи. Их бортовые огни не горят, а без этого они не могут вернуться домой. Поможем им? (работа в парах)
У вас на столах макеты космического корабля пришельцев. На его корпусе написаны числа. Ваша задача – решить примеры на цветных кружках и разложить их согласно числам на корпусе корабля.
(красный) (жёлтый)
2 * 10 = 20 20 * 10 = 200
200 : 10 = 20 40 * 5 = 200
2.000 : 100 = 20 2.000 : 10 = 200
400 : 20 = 20 20.000 : 100 = 200
(Учитель показывает для проверки свою модель корабля.)
Пришельцы благодарны нам. Они улетают, но хотят сделать людям подарок – новую звезду. Но чтобы мы могли её увидеть, ведь она очень далеко, нужно выполнить задание: «Сравнить числа». (устно)
3.567 35.507 29.467 29.460
286.124 268.124 153.004 153.400
(На карту полёта учитель прикрепляет звёздочку.)
4)Физкультминутка.
А знаете, что во время пребывания на космической станции космонавты продолжают следить за своей физической формой, делают зарядку. Я предлагаю вам для разминки поиграть в игру «Топай – хлопай».
Я читаю утверждение. Если вы со мной согласны – хлопните, если не согласны – топните.
В 1км – 1000м.
Уменьшить число в 3 раза – значит, умножить его на 3.
5км 50м – это 5.050м.
Увеличить число в 5 раз – прибавить к нему 5.
3км 56м – это 356м.
В 1м – 100см.
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
234м больше, чем 2м 14см.
Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.
128дм – это 1.280см.
5)Продолжение работы по теме урока.
Нам нужно продолжать путешествие. Заняли свои места. Мы стартуем. С поверхности Земли всегда видна только одна сторона Луны. А давайте облетим её вокруг. Но посмотрите, с огромной скоростью в сторону нашей планеты мчится какое-то космическое тело! Что же это?
Ученик: Это комета. Название в переводе с греческого означает «волосатый, косматый». Комета – небольшое ледяное небесное тело, движущееся по орбите в Солнечной системе. При приближении с Солнцу оно частично испаряется, и поэтому вокруг неё возникает оболочка из пыли и газа. Комета может иметь один или несколько хвостов.
Комета может столкнуться с Землёй, и тогда на нашей планете случится страшная катастрофа. Но мы можем спасти землян, если решим задачу.
Расстояние от Солнца до Земли составляет 150.000.000км, а от Солнца до Марса – 228.000.000км. На сколько километров меньше расстояние от Солнца до Земли, чем от Солнца до Марса. (В тетради, с комментированием.)
228.000.000
150.000.000
78.000.000 (км)
Ответ: расстояние от Солнца до Земли на 78.000.000км меньше, чем от Солнца до Марса.
Молодцы, ребята. Мы спасли нашу родную планету. Скажите, а что науке известно о планете Марс?
Ученик: Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое окисляясь, даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у этих планет есть общие черты. На Марсе последовательно сменяют четыре времени года, продолжительность суток – 24ч 10мин., продолжительность года – 687 земных суток. У Марса есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны).
Человечество давно мечтает побывать на Марсе, но современная техника пока это не позволяет. Но на эту планету были отправлены роботы-исследователи. Только от них давно не поступало сигнала, видимо произошла какая-то поломка. Решив примеры, устраним её. (К доске выходят дети и решают примеры, данные учителем на карточках. Эти же примеры у всех на столах, дети решают их по вариантам.)
428 – 364 + 528 : 4 = (196)
(727 + 73) : 80 + 150 = (160)
Молодцы, ребята! Вы справились, и нам сообщают с Земли, что от роботов-исследователей снова начали поступать сигналы.
Нам пора возвращаться домой. Но что, же случилось? Мы попали в метеоритный дождь.
Ученик: Случается так, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом. Если же он не долетает до Земли, а сгорает в атмосфере, то называется метеором. Мы в ночное время можем наблюдать удивительное явление – «звездопад». На самом деле, это летят, сгорая в атмосфере, метеоры.
Эта неожиданная преграда может разрушить наш корабль. Но мы преодолеем её, если решим задачу.
Летом нам жарко при температуре +30 градусов. На Солнце в 180 раз жарче. Вычислите температуру на Солнце.
180 * 30 = 5.400гр.
Ответ: температура на Солнце 5.400 градусов.
Какая огромная температура! А почему же мы её не чувствуем?
Ученик: Планета Земля находится от Солнца на Расстоянии 150.000.000км. А ещё, Землю от солнечного излучения защищает толстый слой атмосферы.
Мы удачно преодолели зону метеоритного дождя. Пришло время совершить посадку. Чтобы она прошла успешно, ответьте на мои вопросы.
В каких единицах измерения длины измеряются следующие объекты:
ширина ленты видеокассеты (мм)
рост младенца (см)
длина крышки стола (дм)
высота горной вершины (м)
расстояние между городами (км)
6)Итог урока:
Из полёта возвратились.
Мы на Землю приземлились.
А чему же мы учились? (ответы детей)
Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Наше путешествие помогло узнать много нового о бескрайнем Космосе. А ведь там ещё столько неизвестного и неизученного. А значит, продолжим наш путь к познанию Вселенной!