-Формировать устойчивое желание учиться.
-Воспитывать аккуратность, самостоятельность, наблюдательность.
-Способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, развивать логическое мышление.
-Умение слушать учителя и товарищей по классу.
-Актуализировать знания об умении находить результат различных арифметических действий.
-Закрепить знания о компонентах арифметических действий.
-Показать связь с жизненными ситуациями при разъяснении понятия «доли».
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Определять задачи урока самостоятельно и с помощью учителя.
Формировать умение ориентироваться в учебнике.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя.
Наблюдать и делать простейшие выводы.
Воспитывать в детях дружбу и взаимопомощь.
Развивать интерес к предмету.
Взаимодействовать с учителем и с товарищами по классу.
Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких. Математика в 3х частях, часть 1, класс 3.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности. |
Приветствие! Стихотворение: Прозвенел, друзья, звонок Начинается урок. Отдохнуть вы все успели. А теперь вперед – за дело! -Перед тем как мы начнем наш урок, прочитайте эту пословицу. Каждая работа хороша, когда работаешь с желанием. -Ребята, я хочу, чтобы вы на уроке работали усердно, старались и внимательно слушали. | |
Этап урока. Актуализация Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, зависимости, факта) и создать условия для возникновения проблемной ситуации. |
1) компоненты арифметических действий -посмотрите на эти выражения. Слайд 1 Чтобы найти 1. сумму, нужно… 2. неизвестное слагаемое нужно … 3. разность, нужно… 4. уменьшаемое, нужно... 5. неизвестный множитель нужно… 6. делитель нужно… -что нужно с ними сделать? -как вы догадались? -давайте по цепочке будем читать выражения. -что мы с вами повторили этим заданием? 2) выполнение арифметических действий -правила мы с вами повторили, а сейчас эти знания применим в следующем задании. Слайд 2 30 * 3 12 * 4 23 * 2 10 * 5 | 56 : 8 32 : 16 48 : 12 42 : 7 | 54 + 6 34 + 42 39 + 21 29 + 14 | 92 – 8 87 – 37 53 – 4 52 - 44 | -что вы видите? -что нужно с ними сделать? -давайте так же по цепочке. Будем читать пример и называть результат. -что мы повторили этим заданием? -для чего мы повторяли эти умения? | -заполнить, продолжить -есть пропуски, они показаны точками 1. сумму, нужно… c=a+b 2. неизвестное слагаемое нужно …a=c-b, b=c-a 3. разность, нужно… c=a-b 4. уменьшаемое, нужно...a=c+b 5. неизвестный множитель нужно…a=c:b, b=c:a 6. делитель нужно…b=a:c -правила -примеры -решить их 30 * 3=90 12 * 4=48 23 * 2=46 10 * 5=50 | 56 : 8=7 32 : 16=2 48 : 12=4 42 : 7=6 | 54 + 6=60 34 + 42=76 39 + 21=60 29 + 14=43 | 92 – 8=84 87 – 37=50 53 – 4 =49 52 – 44=8 | -умение решать примеры различных арифметических действий -понадобятся в будущем |
Этап урока. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке учебной проблемы. |
1) Загадка: -послушайте загадку. Ваша задача догадаться, о чем говорится. С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нём полезный витамин — Это спелый...
Слайд 3 Иллюстрация апельсина -какая может быть связь апельсина и урока математики? -я вам предлагаю посмотреть мультфильм, может он вам поможет ответить на мой вопрос. 2) мультфильм «Мы делили апельсин» -Что делали звери? -Что получил каждый из животных мультфильма? - Где в жизни вы встречали это слово? - В математике тоже существуют ДОЛИ. 3) Формулирование цели и темы урока Слайд 5 -Кто назовет тему нашего урока? - Какие задачи перед собой поставим? -вам могут помочь слова: «Узнать», «Научиться », «Образовывать и называть». -Хорошо. сейчас мы с вами приступим к решению наших задач. | -апельсин -делили апельсин -дольку апельсина -долька апельсина, мандарина, лимона и т.д. -доли Узнать, что такое доли. Научиться работать с долями: образовывать и называть их, записывать. |
Этап урока. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы. |
1) Работа с яблоком (понятие «доли») -Что у меня в руках? -Кто любит кушать яблоки? -Какого цвета бывают яблоки? Слайд 6 -Сейчас я его разрежу. -на сколько частей я разрезала? -как по-другому назвать эти части? Смотрите тему урока. -что вы можете сказать об этих частях, долях? Какие они? -какой вывод сделаем? Что такое доля? На доске карточки. ![](https://fhd.multiurok.ru/5/0/c/50c465a4c1f867f7c6411c246c41dd42f3924b5e/urok-matiematiki-na-tiemu-doli-3-klass_1.png) -Если я возьму одну долю из двух долей и отдам Коле. Как назовем долю? Какая она? -Еще разрежу пополам. Сколько частей получилось? - отдам одну часть Коле. Как будет называться эта доля? Какую часть яблока я отдала? -Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи. На доске дети видят следующую запись: 1 2 - Что эта запись обозначает? - Когда мы «делим» в математике числа, то используем знак (:) . - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Как вы думаете, что обозначает число под чертой? - А число над чертой? - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли. | -яблоко -желтые, зеленые, красные -на 2 части -на 2 доли -одинаковые -Доля-это равная часть -вторая -4 части -четвертая -варианты записи от детей |
Этап урока. Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково. |
-Давайте обратимся к учебнику и посмотрим, что предлагает нам автор. Найдите на странице 76 оранжевую рамочку и прочитайте. Рассмотрим 1 схему: -что изображено? Что это? -отрезок это целое. -на сколько частей его поделили? -какая часть выделена? -согните свою 1-ую полоску на 2 части и заштрихуйте вторую часть. Возьмите ручки и подпишите, как показано в учебнике. Рассмотрим 2 схему: -на сколько частей поделили отрезок? -какая часть выделена? -согните свою 2-ую полоску на 4 части и заштрихуйте вторую часть. Возьмите ручки и подпишите, как показано в учебнике. Рассмотрим 3 схему: -третью полоску делаем самостоятельно. -Верно мы ответили на вопросы, которые нас интересовали? -Что мы узнали из правила? | -отрезок -на 2 -вторая -на 4 -четвертая -как называть доли, как их записывать |
Этап урока. Первичное закрепление с проговариванием вслух Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. |
-Переведите глаза на страницу 77 и найдите номер 3. -давайте прочитаем хором доли. -что мы с вами только что делали? -молодцы! Вы уже много информации получили о долях. Теперь попробуйте самостоятельно выполнить задание, затем его проверим по слайдам. | Одна шестая доля, одна двенадцатая доля и одна шестнадцатая доля. -называли доли |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся. |
-открываем тетради, отступаем 4 клеточки вниз от последней записи, пишем число. Сегодня у на 20 ноября. Классная работа. Ставим номер 4. -на странице 77 найдите этот номер. -коля, прочитай задание. -перерисовывать ничего не надо, только записываем доли, через запятую. Слайды 12-16 -поднимите руку, у кого было все верно. Молодцы! -поднимите руку, у кого была одна ошибка? Хорошо! -а у кого было больше ошибок? Вам нужно быть более внимательными, постараться понять эту тему. | |
6 . Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель. Организовать выполнение заданий, в которых новое знание – это промежуточный шаг. |
Работа с пословицами: - Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах и назовите их. * Один блин и тот пополам. * Один улей – улей, а пять – пасека. * Семеро одного не ждут. Молодцы! Решение задачи: Страница 77, номер 6 а) - Прочитайте задачу про себя. Коля, прочитай задачу вслух. - О ком говорится в задаче? О каких друзьях говорится в задаче? -какой праздник отмечала Алиса? - сколько всего друзей пригласила Алиса? -сколько друзей из заповедника сказок? -что сказано о друзьях из школы? -какие друзья еще были? -что о них сказано? -Что нужно найти? - посмотрите, я приготовила схему к задаче, подходит ли она к нашему условию? -докажите! - Что найдем сначала? -Что потом? -а дальше? - Коля выйдет решать к доске, а остальные в тетради. -отступаем 2 клетки от последней записи, ставим номер, рисуем схему и записываем решение. -сколько будет действий? -проверяем! -молодцы! Как хорошо все работали. | -одна вторая -одна пятая -одна восьмая -об Алисе и её друзьях. -День рождение -36 -12 -их было на 8 больше, чем из заповедника -из космических путешествий -остальные -сколько друзей из космических путешествий -сколько школьных друзей -сколько друзей из заповедника и школьных вместе -сколько друзей из космических путешествий -3 действия 1) 12+8=20 2)20+12=32 3)36-32=4 |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
-назовите тему урока? -какие задачи перед собой ставили? -все ли задачи удалось решить? -давайте с вами попробуем составить синквейн. -слышали такое слово? -это слово китайское. Оно означает сложение стихотворения. Но стихотворение необычное. 1 строчка- существительное, тема урока 2 строчка- прилагательное 3 строчка- глаголы 4 строчка- синоним или фраза по теме урока. -Получились очень необычные синквейны. -урок окончен, до свидания! | -доли Части Равные, одинаковые Образовывать, называть, записывать Доли |