— подвести учащихся к самостоятельному открытию нового материла и решению проблемных ситуации;
— совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять верные равенства, умение решать текстовые задачи;
— формировать ключевые компетенции.
— учебно-познавательных: умение анализировать, сравнивать и обобщать; учить аргументировать свою позицию;
— коммуникативных: умение работать в микро группах (парах).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | -Начинаем наш урок математики. Давайте вспомним, какие математические задания и упражнения мы умеем выполнять? - Достаточно ли этого для полноты нашего знания? - Хотели бы вы научиться новому? - Мне очень приятно это слышать. Ни к чему стоять на месте, От безделья скучать, Мы попробуем все вместе Что-то новое узнать. Всех внимательных, пытливых Важные открытья ждут. По дороге школьных знаний Всех к успеху приведут! Под таким девизом и проведём этот урок. Но сначала немного потренируемся в устном счёте. | Ребята рассаживаются на свои места. Дети отвечают |
Актуализация знаний. Определение темы урока. | Давайте разберёмся с тем, что мы уже знаем и какие умения на уроке нам пригодятся. - Как называются такие выражения? - Какой способ нужно использовать, чтобы найти их значение? ( слайд 2) 65 + = 70 + 20 = 48 34 - = 31 - 30 = 10 + 6 = 56 17 - = 9 - Прочитайте выражения: 18+2, 56-50, 13-7, 34-14. (слайд 3) - Пользуясь данными выражениями, составьте верные равенства. - Что такое равенство? - А теперь, дети, я предлагаю вам разбить данные записи на две группы. Прокомментируйте свои действия. (слайд 4) 19 + = 21 в – 4 11 + с х + 6 = 14 - 5 = 20 -Как мы работаем с выражениями «с окошком»? -Как мы работаем с буквенными выражениями? -Все ли записи вы распределили? -Где возникло затруднение? -Почему вы затрудняетесь? (слайд 5) - На что похожа запись х + 6 = 14 ? Что вы можете о ней сказать? Как мы можем её назвать? - Кто знает, как называются такие равенства в математике? О чём же мы будем говорить на уроке? | Выражения с «окошками». Способ подбора. Читают выражения, используя математическую терминологию, находят способом подбора неизвестные числа. Дети составляют выражения: 18+2=34-14 56-50=13-7 Дети дают определение равенству. «Буквенные выражения» в – 4 11 + с «Выражения с окошком» 19 + = 21 - 5 = 20 В выражениях «с окошком» мы подбираем число для составления верного равенства. В буквенных выражениях подставляем вместо буквы число и вычисляем значение выражения. Запись х + 6 = 14 похожа одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком. Эту запись можно назвать равенством, содержащим неизвестное число. Уравнение. -Тема нашего урока – уравнение. |
Постановка учебной задачи | Впервые сегодня мы знакомимся с ним. А в старших классах самые трудные задания вы будете решать с помощью уравнений. Ещё 4000 лет назад их решали математики в Древнем Египте и в Вавилоне. - Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока. (слайд 6) - А моя задача – научить вас правильно работать с уравнениями. -Какие умения нам пригодятся ещё на уроке? Да, ребята, сегодня нам необходимо быть внимательным, уметь быстро и верно считать, решать задачи. | Ответы учеников: Открыть что такое уравнение. Выяснить, что значит решить уравнение. Узнать какие бывают способы решения уравнений. Мы должны уметь хорошо и правильно считать. Мы должны уметь правильно решать задачи. |
Совместное открытие знаний. | -Давайте осуществлять поставленные задачи. - Рассмотрим данную запись. Х+6=14 (слайд 7) - О чём нам говорит знак «=»? - В нем известны все числа? - Что неизвестно? -Как оно обозначено? Посмотрите, как называется эта латинская буква «икс». - Если оно неизвестно, что нужно сделать? - Запись на доске: Х+6=14 - Попробуйте его найти. - Запись на доске: Х=8 -Попробуем вместо Х подставить число 8 8+6=14 14=14 (слайд 8) - А знаете, что мы сейчас сделали? Что надо сделать, чтобы решить его? -Мы применили какое-то правило? - На какие ещё знания мы опирались? Попробуем сделать вывод. (слайд 9) Уравнение – это… (учитель показывает знак «=»), которое содержит … (учитель показывает х) -Что значит решить уравнение? (слайд 10) -Сравним свой вывод с выводом учебника на странице 68. -Правильность выполнения уравнения надо доказывать. Для этого выполняется проверка. Сегодня мы комментируем проверку устно. Так каким способом мы находим неизвестное? - А как вы думаете, есть ли другие способы решения уравнений? | Это равенство. Нет. Первое число. Буквой. Найти это число. Дети работают в тетрадях. Это число 8, потому что 8+6=14 Решили уравнение. Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным. Нет, мы использовали способ подбора. На знание состава числа 14. Равенство Неизвестное число Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным. Учащиеся читают вывод вслух. Число находим способом подбора. Дети высказывают своё мнение: В этом выражении неизвестно 1 слагаемое, чтобы его найти, нужно из суммы вычесть второе слагаемое. с1=С-с2 14 – это целое, нам неизвестна 1 часть, чтобы её найти, нужно из целого вычесть известную часть ч1=Ц-ч2 |
Физкультминутка | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Рада я за вас, ребята! Нам сегодня повезло- Знаем мы, кто маскирует неизвестное число. Познакомьтесь, Мистер Х! (роль мистера Х выполняет учитель) Встаньте с места. Руки вниз. Ноги шире, три, четыре. Руки вверх все поднимите- И меня изобразите. Покачайтесь влево, вправо. Сколько иксов! Просто браво! Вновь за парты сядем дружно, Нам решать заданья нужно! | Дети выполняют физкультминутку. |
Применение знаний на практике | -Потренируемся решать уравнения, используя данные способы. Выполняем №1 на странице 68 учебника. - Третий и четвёртый столбики решаем самостоятельно в парах. - Проверяем выполнение задания. -Вновь к вам Мистер Х с заданьем, Отнесёмся со вниманьем! «Я привёл друзей с собою Два знакомых вам числа. (Показ карточек с числами 7, 17) (слайд11) Вместе нас троих возьмите Уравненья запишите. Постарайтесь разные Придумать уравнения. Икс подбором В них найдите – Заслушаю все мнения! -Проверьте свою работу.(слайд 11) | Выполняют №1 на странице 68 учебника. (1 и 2 столбики с комментированием у доски) Учащиеся работают в парах Учащиеся комментируют решённые уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников. Учащиеся самостоятельно записывают уравнения с числами 7 и 17. |
Закрепление изученного материала Решение задач | -Как назовём данные записи. (слайд 12) - Найдите в данном столбике лишнее уравнение, решите его способом подбора. Выбор уравнения обоснуйте. Х + 10 =60 Х + 20 =60 40 + Х = 60 Х + 30 = 90 Х + 25 = 60 1.)Решение задачи №6 с. 69. (слайд 13) - Прочтите задачу. Какой вопрос можно поставить к этой задаче? - Какая из моделей верна? Т.- 5 л. М.-(5+19) л. П.- ?л. Т.- 5л. П.- ?л. М.- (5+19)л. 2.)Решение задачи №7 с. 69. С.р. (15-5)мин 15 мин ? мин 3.)Три друга второклассника решали уравнения. Витя решил уравнений больше, Миша, а Миша решил – больше Коли. Кто решил больше уравнений Витя или Коля? 4.)Таня решила столько же уравнений, что и Ира. Таня начала решать уравнения раньше, а закончили они одновременно. Кто из девочек решает уравнения быстрее? | Уравнения Учащиеся устно доказывают вариант своего выбора, после комментируют решение уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников. Сколько лет папе? К условию задачи подходит первая модель-схема, т.к. в задаче известны части, а найти надо целое. Ученики решают задачу 5+(5+19)=29 (л.) Дети самостоятельно решают задачу. 15+(15-5)= 25 (мин) Коллективная проверка. (Витя) (Ира) |
Итог урока | Вот и подошёл к концу наш урок. -Что нового вы узнали? | Высказывания |
Домашнее задание | Дома выполните задание №5, на с. 69, а также составьте 2 своих уравнения – 1 на сложение и 1 на вычитание, найти в них значение Х. (слайд 14) | Записывают задание в дневник. |
Самооценка | Молодцы, ребята! Я говорю вам всем спасибо за урок. - А как вы оцениваете свою работу? | Дети оценивают свою работу. |
Рефлексия | С каким настроением вы заканчиваете урок? -Что понравилось (не понравилось)? -На каком этапе урока было трудно? - Что бы хотели повторить на следующем уроке? | Высказывания. |