Тема: Простые задачи с отношениями «меньше на 1», «меньше на 2»
Цель: создание условий для раскрытия смысла отношения «на… меньше» при решении простых задач; содействовать повторению приёмов сравнения двух групп предметов; способствовать формированию умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать; воспитывать уверенность в себе.
Оборудование: схемы и чертежи задач, мяч, названия станций, предметные картинки.
Ход урока
Ориентировочно-мотивационный этап.
Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать,
Думать, сравнивать, решать
И друг другу помогать.
Целеполагание. Мотивация.
- Сейчас мы отправимся в путешествие по математической стране. Каких жителей этой страны вы знаете? (Цифры, математические знаки, геометрические фигуры).
- Мы побываем на разных станциях, на которых будем выполнять задания. Как вы думаете, какие задания нам придётся выполнять? (Решать примеры, задачи).
Операционно-познавательный этап.
Актуализация знаний учащихся.
- Первая станция «Считайкино», где мы проверим, хорошо ли вы умеете считать. Мы отправляемся в путь на поезде. Угадайте, сколько вагонов в поезде, если я нахожусь во 2 вагоне с начала поезда и во 2 вагоне с конца? (3 вагона).
А) Игра «Кто знает, пусть дальше считает».
Учитель бросает мяч ученику и называет число. Ученик считает от этого числа, называя 4 следующих числа. Другой ученик продолжает счёт. Считают дети от 1 до 20 в прямом и обратном порядке.
Б) Игра «Пропусти число».
Учитель называет число, от которого ведётся счёт. Дети считают хором через один. Называют число – хлопок-число-хлопок и так далее.
В) Игра «Живые числа».
- У нас препятствие. Кто-то перемешал на доске карточки с цифрами. Чтобы поехать дальше, нужно расположить цифры в порядке возрастания.
Г) Решение задач с отношениями «больше на 1» и «больше на 2».
- В магазине игрушек было 5 утят, а щенков на 1 больше. Сколько игрушек щенков было в магазине?
Что значит «на 1 больше»? (Столько же, да ещё 1).
- Составьте задачу по картинкам (на доске предметные картинки). Дети составляют условие, формулируют вопрос, решение и ответ задачи.
Д) Командная игра «Чей вагон самый дружный».
- На каждом вагоне поезда появилось действие, которое вам нужно выполнить с тем числом, которое я вам назову (1 вагон-1, 2 вагон+2, 3 вагон-2).
Физкультминутка
Изучение нового материала.
- На предыдущей станции мы вспоминали задачи, с которыми познакомились на прошлом уроке. Какие «волшебные» слова были в задаче? («На…больше»). Каким действием решали такие задачи? (Сложением).
- Отправляемся на следующую станцию под названием «Догадайкино».
- Сегодня мы познакомимся с новыми задачами. Вам нужно догадаться, чем новая задача будет отличаться от той, с которой уже знакомы.
Задача: Маша нарисовала 5 красных кругов, а синих - на 1 меньше. Сколько синих кругов нарисовала Маша?
- Что известно в задаче? (Маша нарисовала 5 красных кругов).
- Что неизвестно? (Сколько синих кругов).
- Что знаем о синих кругах? (Что на 1 меньше, чем красных).
- Что обозначают слова «на 1 меньше»? (Синих кружков столько же, сколько красных, но без 1.)
- Какое действие нужно выполнить, чтобы найти количество синих кружков? (Вычитание). Почему? (5 уменьшаем на 1).
- Прочитайте решение задачи. Назовите ответ.
- Чем эта задача отличается от ранее известной? Какое «волшебное» слово есть в этой задаче? С помощью какого действия нужно решать такие задачи? (Вычитание).
3) Первичная проверка усвоения новых знаний.
Станция «Тетрадкино»
А) Составьте задачу по рисунку (стр. 19, задание 2).
- На тарелке было 5 ягод, а на веточке на 1 меньше. Сколько ягод было на веточке?
- Назовите решение задачи и ответ. Запишите решение в тетрадь.
Б) Составьте задачу по рисунку в учебнике (стр. 37, задание 4).
- На поляне росли 5 берёз, а елей на 2 меньше. Сколько елей росли на поляне?
- Что известно в задаче? ( На поляне росли 5 берёз).
- Что неизвестно? (Сколько елей).
- Что говорится про ели? (Елей на 2 меньше).
- Что значит «на 2 меньше»? (Столько же, но без двух).
- Каким действием будем решать задачу? (Вычитанием).
- Заполните краткое условие задачи недостающими числами в тетради (стр. 19, задание 3).
- Какое решение задачи запишем? (5-2=3)
Физкультминутка
4) Закрепление новых знаний.
Станция «Повторяйкино».
Решение задач (устно, фронтально с опорой на схему)
А) Хозяйка купила 3 яблока, а груш – на 2 меньше. Сколько груш купила хозяйка?
Б) В зоопарке жили 4 пингвина, а медведей – на 1 меньше. Сколько медведей жили в зоопарке?
Контрольно-оценочный этап. Рефлексивный.
Контроль и самоконтроль знаний.
- Возвращаемся домой. Давно путешествуем – устали. Проверим, сможете ли вы самостоятельно определить номера своих домов (стр. 19, задание 1 в тетради) и соединить стрелкой дом и его номер, решив примеры (Взаимопроверка).
2) Рефлексия. Подведение итогов.
- С какими задачами познакомились?
- Какие «волшебные» слова надо запомнить?
- Что значит «на…меньше»? (Столько же, но без…)
- В ответе получаем число меньшее или большее? (Меньшее).
- Каким действием решаем? (Вычитанием).
- Оцените свою работу на уроке на линеечке успеха.
- Представьте себя журналистами, которые берут интервью у туристов, совершивших путешествие в математическую страну. О чём вы хотели бы у них спросить?
- Где вы побывали?
- Понравилось ли вам путешествие?
- Чему вы сегодня научились?
- Что нового узнали?
- Что для вас было трудным?
- Хотите ещё путешествовать?