Цель: ознакомление со свойством сторон прямоугольника.
Здравствуйте, ребята.
Начинается урок.
И фигуры изучать.
Сегодня на уроке мы попадем в необычную сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит преодолеть препятствия, как в любой сказке. Как вы думаете, что нам понадобиться. Ум, смекалка и сообразительность. А также учебник по математики, тетрадь, пенал с линейкой, карандашами и ручками. Вы готовы к работе? Тогда сказка начинается…
Однажды Буратино и Мальвина гуляли в перке, и вдруг налетел вихрь и унес Мальвину. Опечалился Буратино и заплакал. Черепаха Тартилла, к которой он пришел за советом сказала: «Не плачь, Буратино, найдешь ты Мальвину у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики».
Отправился Буратино в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Вместо моста повисли над рекой примеры. Решит Буратино их, значит пройдет через реку. А мы же знаем, какой нерадивый ученик бвл Буратино. Ему без помощи не обойтись. Поможем Буратино?
(на доске записаны примеры, обучающиеся, по одному читают выражения разными способами и называют ответ)
Подготовка к изучению новой темы
С вашей помощью Буратино благополучно миновал реку и попал в лес. Лесная тропинка привела Буратино к избушке, в которой жила Баба-Яга.
(на доске иллюстрация с изображением Бабы-Яги и картинка «Избушка»)
Увидела Баба-Яга Буратино и говорит: «Знаю, зачем пришел, но сначала ответ на мои вопросы и выполни задания».
Из каких геометрических фигур состоит избушка? (Треугольник, прямоугольник, круг)
Что такое треугольник? (Треугольник – это (многоугольник) геометрическая фигура с тремя углами)
Что такое прямоугольник? (Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.)
Что такое круг? (Круг – это геометрическая фигура, у которой нет углов.
Молодцы, ребята, помогли Буратино справиться с первым заданием.
Изучение нового материала
А теперь, посмотрите внимательно на пол и потолок избушки. Каким цветом они обозначены? (красным)
Они лежат друг против друга, как их можно назвать? (Противоположными)
Покажите еще две противоположные стороны. Каким цветом они обозначены? (выходят к доске, показывают)
Сколько пар противоположных сторон имеет прямоугольник? (две пары)
Как вы думаете, а какими должны быть противоположные стороны прямоугольника? (одинаковыми или равными)
Но Баба-Яга не поверит на слово. Проверим ваши предположения по учебнику. Открываем учебник математики на странице 32. Прочитаем, что мы должны узнать. Узнаем свойства противоположных сторон прямоугольника. Читаем дальше, задание рядом с вертикальной красной линией.
Практическая работа.
Открываем тетради, записываем с доски число, классная работа. Приготовили линейки и цветные карандаши. Выполняем измерения по линейке. Назовите длину, измеренной вами красной стороны. Измерьте противоположную красную сторону. Чему равны эти стороны. Вы можете сказать, что они между собой равны? Измерьте две синие стороны. Сколько сантиметров длина этих сторон. Можно сказать, что они между собой равны? Копируем прямоугольник к себе в тетрадь. По линейке красным карандашом проводим горизонтальные линии. Синим – вертикальные.
Как еще можно доказать, что противоположные стороны прямоугольника равны? (проверить сгибанием)
Возьмите лист прямоугольной формы, которые лежат у вас на парте и согните пополам, так чтобы противоположные стороны соединились. Посмотрите, равны ли они? Подтвердилось ли наше предположение? Смогли мы доказать Бабе-Яге, что противоположные стороны прямоугольника равны?
Физкультминутка.
Баба-Яга у нас современная и очень любит делать зарядку. Следующим заданием для Буратино стала физкультминутка.
Буратино подтянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся…
Закрепление нового материала
Решение задач геометрического характера
«Вот теперь, - говорит Баба-Яга, - могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею».
«Нет, - говорит Буратино, - мне надо скорее, дай мне лучше ступу».
«Что же, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если решишь задачу про моего внучка Никиту, то сможешь взлететь».
Задача №1. (дети читают задачу, отвечают на вопрос)
Повторение пройденного материала
«Молодец, Буратино, - говорит Баба-Яга, - открою тебе напоследок два секрета Кощея. Первый секрет. Чтобы войти во дворец Кощея надо справиться с двумя замками – шифры – это ответы к задаче №2. (Решить задачу по вариантам. Первый вариант – на сложение. Второй – на вычитание. Работа у закрытой доски).
И второй секрет, - сказала Баба-Яга, - смерь Кощея заключена в игле, игла в шкатулке над троном. Открыть эту шкатулку сможет тот, кто решит 2 уравнения (по вариантам):