Учитель: Чурсина Г.Е. УМК «Перспектива» 1 класс (ФГОС)
Тема урока, место в общей теме | Тема урока: «Число ноль». |
Цели урока | - введение числа 0 как характеристику пустого множества и начало отсчета на числовом отрезке, написание цифры 0, закрепление умения считать, сравнивать, решать задачи; закрепление навыков сложения и вычитания с нулём; - развитие речи, памяти, внимания, логического мышления; - воспитание интереса к предмету, дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. |
Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока | Ноль, знаки цифр, числовой отрезок. |
Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведения урока | В результате обучающиеся овладеют переходом от одних единиц измерения к другим, научатся сравнивать, складывать и вычитать с нулем, записывать число 0. |
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Личностные: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; учиться ориентироваться в учебнике, тетрадях; сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения; Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, одноклассников, слушать и понимать речь других; старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение. |
Планируемый результат | Знать название и последовательность чисел при счете, правильно употреблять в речи математические понятия, научиться правильно писать цифру 0, складывать и вычитать с нулем. |
Применение оборудования и инструментария: (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т.д.). | Модель числового отрезка, набор цифр, образец цифры 0, учебник «Математика» для 1 класса, проектор, компьютер. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствие, эмоциональный настрой на урок. Устанавливает тематические рамки учебной деятельности. | Организуют рабочее место, проверяют готовность к уроку. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Проговаривание стихотворения. Встало солнышко давно Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс. Математика у нас! Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!. | Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности. Цели: - организовать актуализации умений различать числа и цифры. Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. 1)Посчитайте в прямой и обратной последовательности от 1 до 10. 2)Обозначьте количество предметов соответствующей цифрой?(6-кружочков, 8-треугольников,5 квадратов. 3)-Покажите число, которое следует за числом 6,3. 4)-Покажите число, которое стоит перед числом 2,5. 5)-Покажите число, которое стоит между числами 8 и 10. 6)Соседей числа 7. Для вас следующая задача на логику: Зайки волка испугались, Спрятались за дерево. 8 ушек лишь торчат, Сколько зайчиков дрожат ?(4). | Считают, обозначают, показывают. Обсуждают способы решения задания. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения | Практическая работа. -Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, выполним следующую работу. Взяли кружки, цифры. -Положите 3 кружочка, рядом поставьте соответствующее число (3). -Уменьшите количество кружочков на 1.Сколько кружочков осталось?(2) -Где место числа 2 в числовом ряду? (Перед числом 3). -Уменьшите количество кружочков на 1.Сколько кружочков осталось?(1) -Где место числа 1 в числовом ряду? (Перед числом 2). -Уменьшите количество кружочков на 1.Сколько кружочков осталось? (Нисколько). Каким числом обозначим?(0).Как мы получили ноль? (Из одного вычли один). -Как вы думаете, где будет стоять число 0? (Перед числом1) Почему? (Ноль меньше 1) -учитель ставит. -Назовите тему урока? (Число 0. Цифра 0). -Чему мы будем учиться? (Получать число 0.Писать цифру 0.) | Работают с кружками, цифрами, индивидуально и в паре. Формулируют тему урока и моделируют цели урока, сравнивают свою тему урока с эталоном. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель: разрешение проблемной ситуации. Физминутка. | Организует учебное исследование для выделения понятия. Работа по учебнику. (с.82) Проводит физминутку. | Составляют с помощью учителя план работы на уроке. План урока: ( на доске) 1.Знакомство с числом 0. 2. Цифра 0. 3. Сложение и вычитание с нулём. 4. Повторение: решение задач и примеров. Дети выполняют упражнения для снятия утомляемости. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
V. Реализация построенного проекта. | Задание в учебнике, учитель направляет, задает наводящие вопросы. Объясняет и выполняет показ цифры 0 на доске: – С правой стороны клетки, немного ниже верхнего правого угла, начинаем писать овал, ведем вверх, касаемся верхней линии, закругляем влево и ведем вниз до начала овала. | Составляют рассказ по рисункам, объясняют, почему надо вычесть, сравнивают (работа в паре) Работают в рабочей тетради с.70. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). |
VI. Первичное закрепление во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Выполняют вычисления с проговариванием, сравнивают. | Уметь с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Физминутка для глаз. Офтальмотренажёр по В. Ф. Базарному | Организует самостоятельную работу по усвоению сложения и вычитания с нулем. У.с.82 Включает презентацию. (по В.Ф. Базарному) | Учащиеся самостоятельно выполняют задания с последующей взаимо и самопроверкой. Выполняют упражнения. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
VIII.. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включить новые знания в систему знаний, при этом повторить и закрепить изученные приемы. | Учитель проводит сюжетно – ролевую игру «Фишки»; - предлагает решить задачи на развитие логического мышления. | Выполняют предложенные учителем задания, в которых новый способ действий связан с ранее изученными. | |
IХ. Рефлексия учебной деятельности. Цель: проведение самооценки учащимися своей деятельности. | *Урок полезен, все понятно. *Лишь кое-что чуть-чуть неясно. *Еще придется потрудиться. *Да, трудно все-таки учиться! – На парте у вас лежат кружки. Выберите 1 кружок, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения. Спасибо за урок! | Дети дают самооценку своей учебной деятельности по сигнальным карточкам. | |