Урок математики в 3 классе
УМК: «Школа России»
Тема: Умножение и деление с числами 1 и 0. Деление нуля на число."
Тип урока: изучение нового материала, повторение пройденного.
Цель: познакомить с приёмом деления нуля на число; обобщить и закрепить знания таблицы умножения
Задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
ориентация на достижение успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
развитие навыков сотрудничества;
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
формирование навыков работы с учебной информацией;
формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
способствовать формированию понимания смысла умножения и деления с числами 1 и 0;
создать условия для совершенствования вычислительного навыка;
создать условия для отработки учащимися умения применять в практической деятельности изученные математические правила;
Оборудование: картонные домики, магнитные цифры, листочки с формулами, карточка с таблице для заполнения краткого условия к задаче; проектор, электронное приложение к учебнику на диске.
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, дифференцированная, фронтальная.
Прогнозируемый результат: учащиеся научатся умножать и делить на 1 и 0; закрепят знания таблицы умножения, умения решать составные задачи
Ход урока
1.Организационный момент
- Мы за парты дружно сели
Друг на друга посмотрели
А теперь читаем вслух:
«МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА ВСЕХ НАУК» (запись на доске)
- Почему так говорят?
+ (Варианты ответов).
- Сегодня нас ждут жители математической страны. А какие, вы узнаете отгадав загадки.
Сколько лет в яйце цыпленку,
Сколько крыльев у котенка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра…(ноль) (Выставляю домик цифры 0 на доске)
Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора
И попыток у сапера,
Знает и гордится собой,
Цифра-столбик… (единица). (Выставляю домик цифры 1)
- Пригласим их на минутку чистописания. (Минутка чистописания)
2. Устный счет.
- Итак, давайте вспомним, какие правила умножения на 1 и 0 мы уже изучили.
+(При умножении любого числа на 1 получается тоже самое число. При умножении любого числа на нуль получается нуль.)
- Формулы-подсказки я повешу на доске.
а ∙ 1 = а а ∙ 0 = 0
- Молодцы! А теперь пользуясь этими и другими правилами, поиграем в игру «Верни ответ на место». (Примеры записаны на доске. Магнитные цифры хаотично расположены справа. Дети по одному выходят к доске и подставляют верный ответ к примеру.)
7 ∙ 0 = 7 0 8
7 + 0 = 5 9
9 ∙ 1 =
45:9= 0
0 ∙ 9 = 7 4
1 ∙ 8 = 0 8
4 ∙ 0 =
24:3=
12 ∙ 0 = 9 4 8
4 ∙ 1 =
64:8= 5 6 3
3. Сообщение темы и целей урока.
- На прошлых занятиях мы с вами изучили темы « Умножение на 1» и «Умножение на 0». Что же будем делать сегодня?
+ (Закреплять полученные знания).
- Верно, сегодня мы проверим и закрепим ваши знания. А еще нам предстоит познакомиться и с другими правилами, которые существуют в домиках единицы и нуля! Может вы их знаете?
( + Варианты ответов)
- Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим приёмы деления нуля на число, закрепим знания таблицы умножения, умение решать составные задачи.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Давайте проверим, все ли мы верно вспомнили! Я предлагаю посмотреть на экран.
(Работа с электронным приложением к учебнику «Математика» под ред. Моро и др. 3 класс)
- Итак, что вы узнали?
- Выберите нужные правила и прикрепите их рядом с домиками наших гостеприимных хозяев.
1 ∙ а = а 0 : а = 0
а : 1 = а
а : а = 1 а : 0
- А теперь давайте проверим, как вы поняли и усвоили новую тему. Выполняем упражнение из учебника
Стр. 85 №1 (Громыко Полина и Александрова Арина. Дети выставляют оценки по результатам проверки).
Стр. 85 № 2 (устно. 3-5 человек приводят свои примеры).
Стр. 85 под чертой (устно).
Первичная проверка понимания изученного.
-К какому выводу мы пришли?
+ (При делении нуля на любое другое число, получается нуль.)
ПОМНИ, делить на нуль нельзя!
А) Коллективная работа с заданиями из электронного приложения
-Выполним задание из электронного приложения. Задание № 1 устно. (Коллективная работа. Пока шарик в зоне видимости нужно успеть сказать ответ.)
- Задание №2: запишите выражения в тетради, выполните решение. Вместе проверяем правильность выполнения задания. (У стола за компьютером ученик, который справился с работой раньше остальных.)
Б) Работа с учебником.
Стр. 85 №6 (У доски Кристина Виноградова (1, 2 ст.) и Григорьев Саша 1, 3 ст.). Дима З., Руслан Е., Денис Б. решают 1 и 2 столбики, Ксюша Б., Вероника Г. 3 столбик. Остальные дети выполняют полностью задания № 6 (1). Для детей, выполнивших задание раньше других № 6 (2). Коллективная проверка. Хлопком дети сигнализируют о наличии ошибки. Оценку выставляет желающий ученик.)
Физкультминутка.
Вдох глубокий, руки шире –
Потянитесь (три-четыре).
Выдох сделайте, наклон,
Благодарственный поклон.
Улыбнитесь мне, гостям
И присядьте по местам.
Закрепление полученных на уроке знаний.
- Наши гостеприимные хозяева 0 и 1 с удовольствием наблюдали за вашей работой. Им будет приятно получить от нас подарок. По одному (по вариантам) выходим быстренько к доске и записываем пример на изученное правило с ответом 0 или 1 под соответствующим домиком – правильно выполненное задание и будет нашим подарком.
8. Работа над пройденным материалом.
- Теперь вернемся к изученному ранее материалу. Потренируемся решать задачи.
А) Коллективная работа над задачей.
Стр. 85 № 5, решение задачи коллективно.
Чтение условия, разбор.
- О чем задача?
+ О сливах и грушах.
- В чем привезли фрукты?
+ В ящиках.
- Что известно про сливы?
+ Привезли 48 кг по 8 кг в каждом ящике.
- Что сказано про груши?
+ Столько же ящиков по 9 кг в каждом.
- Отразим это в таблицах?
(Одна карточка на парту. Работа в парах. Один ученик у доски)
Количество ящиков | Вес одного ящика | Общий вес продукта |
Г. | ? | 8 кг | 48 кг |
С. | одинаковое | 9 кг | ? |
- Прочитайте вопрос задачи. Можем ли мы сразу на него ответить?
+ Мы не можем ответить на вопрос задачи, т.к. для этого нужно знать, сколько ящиков со сливами привезли.
- Можем ли мы это узнать?
- Каким действием? (Делением. Мы разделим 48 на 8 и узнаем сколько ящиков с грушами привезли. Со сливами привезли столько же ящиков).
- Сколько всего действий в задаче? (Два)
- Приступайте к решению самостоятельно. Ксюша выполнит запись решения с пояснением и ответа на доске. (Помогаю слабоуспевающим ученикам с решением и записью задачи)
Коллективная проверка.
Б) Самостоятельное решение задачи.
Стр. 85 № 3
- Можем мы сразу решить задачу?
- Дополним условие … по 5 и еще 10 р.
(Возможные варианты предлагают дети. Выбираем один общий. Взаимопроверка).
Дима Б., Кристина В., Максим П. дополнительно выполняют № 8 (решение уравнений). Для самопроверки на доске цифры 1, 0, 1, 9.
Подведение итогов занятия.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Что получится при делении нуля на любое число?
- Какое важное правило должны запомнить?
- Ребята, вам понравился урок?
- Что на уроке понравилось больше всего?
Домашнее задание.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание:
Стр. 85 №6 (2) и № 7 или № 3 и № 7.
- Урок окончен. Спасибо за урок!