СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 3 классе. Тема: Числовой луч.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Числовой луч.

Тип урока – урок открытия нового знания.

Цель урока: ознакомление с понятием числового луча.

Задачи:

  • дать понятие числового луча, о  единичном отрезке и его величине на  числовом луче
  • научить отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам

     Метапредметные УУД      Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу
  • читать, слушать, извлекать информацию, критически её оценивать
  • понимать информацию в разных формах (схемы, модели, рисунки), переводить её в словесную форму
  • проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение
  • устанавливать причинно - следственные связи, подводить под понятие, доказывать и т.д.

     Регулятивные УУД:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу
  • действовать по плану и планировать
  • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике

Коммуникативные УУД:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ общения людей
  • участвовать в диалоге, в беседе, выполнять нормы речевого поведения, культуры речи
  • строить свои высказывания и слушать другого
  • вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками
  • допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 3 классе. Тема: Числовой луч.»

Урок математики

Дата: 10.02.2017.

Класс: 3 (система Л.В. Занкова)

Учитель: Белоусова Г.В.

Тема: Числовой луч.

Тип урока – урок открытия нового знания.

Цель урока: ознакомление с понятием числового луча.

Задачи:

  • дать понятие числового луча, о  единичном отрезке и его величине на  числовом луче

  • научить отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам

Метапредметные УУД
Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу

  • читать, слушать, извлекать информацию, критически её оценивать

  • понимать информацию в разных формах (схемы, модели, рисунки), переводить её в словесную форму

  • проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение

  • устанавливать причинно - следственные связи, подводить под понятие, доказывать и т.д.

Регулятивные УУД:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу

  • действовать по плану и планировать

  • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике

Коммуникативные УУД:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ общения людей

  • участвовать в диалоге, в беседе, выполнять нормы речевого поведения, культуры речи

  • строить свои высказывания и слушать другого

  • вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками

  • допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение


Сл. 1.Мотивация к деятельности (организационный момент)

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?   Всё готово?

Вспомним-ка скорей, друзья,

Что учили мы не зря.


2. Актуализация знаний

Сл. а). Перед вами последовательность чисел.

0 1 2 3 4 5 6 …

Что вы можете о ней сказать? (числовой ряд, потому что начинается с 0)


б). Убираю нуль.

1 2 3 4 5 6 7 ….

- А теперь? Что изменилось? (натуральный ряд чисел)

(применяют для счёта предметов, «нуль» не относится к натуральному числам)


в). Убираю точки.

1 2 3 4 5 6 7

- Теперь? (отрезок натурального ряда чисел) прочитайте число

Возвращаю точки и нуль.

Сл. - Итак, это числовой ряд.

  • самое маленькое натуральное число

  • самое большое натуральное число (нет, т.к. нат. ряд бесконечен, нет наибольшего числа)


г). Заглянем в тетрадку


М



С •В

А•




- Одним словом (геометрические фигуры).

- Назовите их.

- Что скажете о прямой? (можно продолжить прямую сколько угодно в разные стороны, не имеет конца и границ. Давайте продолжим.

- Что скажете об отрезке СВ? (часть прямой ограничена точками с обеих сторон).


- Чем луч отличается от прямой и отрезка? (часть прямой ограниченной точкой с одной стороны). Луч можно продолжить по прямой сколько угодно, но только в одну сторону. Попробуйте.


- Все геометрические фигуры не нужны, а только та, которая спряталась в этой загадке.

Об этой фигуре

Разносится весть:

Конца в ней пусть нету

Начало-то есть.

И солнце,

Тихонько взойдя из-за туч

Сказало: «Друзья, это луч».


- Что вы себе представляете, когда говорите «луч»?

(луч солнца, луч фонарика, луч маяка, и др.)


В словаре Ожегова есть определение.

лучузкая полоска света, исходящая от яркого светящегося предмета.


луч - поток частиц энергии – рентгеновский, тепловой, ультрафиолетовый )

Сл. Всё ли мы назвали - луч надежды (перенос) - просвет,

луч света в тёмном царстве (о чём-то радостном в тёмной отсталой среде)


- В математике свой лучматематический.


д). Итак, у нас луч с началом в точке С. Давайте поставим на луче точку А. Получился луч АЕ.

А

Е



- Попробуем провести ещё одну линию из точки А.

- Какая геометрическая фигура получилась? (угол – фигура образованная двумя лучами, исходящими из одной точки)





М



А Е

Сл. Об углах

- Сколько лучей можно провести из точки А? (много)

- Проведите ещё столько лучей, сколько углов у треугольника (три).



М





А Е



Как вы думаете, всё ли мы знаем о луче?

3. Постановка проблемы

Сл. – Посмотрим, что мы имеем, если я закрою слово ряд и поставлю слово луч, прочитайте выражение.

(числовой луч)

- Это будет темой нашего урока.

Щёлк - Задайте мне вопросы по теме урока, которые начинаются со слов «что», «как»

- На первый вопрос мы сможем дать ответ? (луч и на нём числа)


- Как вы думаете этого достаточно?


-А вот сейчас и проверим. Будем работать по группам.

Сл. - Вспомним правила дружной работы:


  • Внимательно слушай товарища.

  • Говори вполголоса.

  • Исправляй товарища так, чтобы его не обидеть.

  • Береги каждую минуту.

- Ну, тогда садитесь в группы, и попробуйте найти под каким номером будет числовой луч.


Сл.

•------•------------•------•------------•------------•------•---------

0 1 2 3 4 5 6


•------•------•------•------•------•------•------•------•------•---------

0 1 2 3 4 5 6



•------•------•------•------•------•------•------•------•------•---------

0 4 1 3 2 5 6


•------•------•------•------•------•------•------•------•------•---------

1 2 3 4 5 6

•------------------------------------------------------------

-Возникло затруднение. Вопрос один, а вариантов ответов несколько.

- Значит, мы не всё знаем про числовой луч. Не хватает знаний.

- Где будем искать информацию? (в Интернете, в учебнике, в справочнике)



4. «Открытие» детьми нового знания

- Я дам каждой команде определение числового луча, выделите признаки

числового луча и найдите, под каким он номером.

Числовой луч — луч, на котором точками обозначены натуральные числа. Расстояние между соседними точками равно единице измерения (единичный отрезок или мерка), которая задаётся условно. Каждой точке

ставится в соответствие число, начиная с числа 1. Началу луча ставится в соответствие число 0.

Сл. - Признаки числового луча:

  • начало луча – число нуль

  • мерка - единичный отрезок

  • точки - натуральные числа

Сл. - Ищем, под каким номером числовой луч.

Сл. - (два)

- Есть луч под номером 5, давайте его, превратим в числовой луч в тетради красного цвета.

(Луч с началом в точке В. Укажем направление. Отложим отрезки один за другим – единичный отрезок, у нас он равен 1 см. У начала луча поставим число 0 и пронумеруем один за другим концы отрезков 1, 2, 3, 4. 5, 6. Мы получили числовой луч, подпишем. А сколько чисел можно изобразить точками на луче? (Любое число и сколько угодно, т.к. луч бесконечен)

Ответили на первый вопрос, что такое числовой луч.

- А знаете, кто открыл числовой луч? А я знаю.


Сл. - Числовой луч открыл древнегреческий математик и астроном Евдокс Книдский. Он известен как автор самых различных открытий. Он составил первый каталог звёзд, описание звёздного неба, занимался врачеванием, философией. В его часть названы кратеры на Луне и Марсе. Одно из его открытий – числовой луч.


-Что из школьных принадлежностей напоминает нам числовой луч?

(линейка, метр)



Сл. - А всегда ли единичный отрезок у числовых лучей одинаковый? (да, нет)

Понаблюдаем. Поможет нам учебник.

5. Первичное закрепление во внешней речи

- Найдём стр.32 нашего учебника. Ещё раз о секретах нашего урока.

- Читаем тему стр. 32 №316, стр.34 №321

- Рассмотри рисунок.

- Кого вы видите на рисунках? Ещё что?

- Чем похожи?

- Чем различаются?

- На каком числовом луче самый большой единичный отрезок? (у белки)

- Самый маленький единичный отрезок? (у кузнечика)

- задание под 3).

- Вывод: единичные отрезки могут быть разные.

- Где в математике используется числовой луч? (можем сравнивать

числа, отсчитывать, присчитывать парами, тройками)

- Вы сказали можно сравнивать числа. Как?

- Чем правее точка от начала луча, тем большему числу, она соответствует.



6. Самостоятельно с самопроверкой по образцу (создание ситуации

успеха для каждого учащегося)

Работа в паре.


№1 Объясните с помощью числового луча: в какую сторону от точки, соответствующей числу 4, надо двигаться, чтобы найти все числа, которые больше, чем 4 и в какую сторону двигаться, чтобы найти все числа, которые меньше, чем 4? (вправо, влево)


№2 Рассмотрите числовой луч и скажите, какими буквами обозначены точки на числовом луче, соответствующие числам 3, 5, 8?

К С М

О

3 5 8


(точка, соответствущая числу 3обозначена заглавной латинской буквой К т.д.)


№3 Каким числам на числовом луче соответствуют точки Д, С, М

Д

О К С М

0 1


Д.З. Придумай своего персонажа и покажи, как он будет прыгать по

числовому лучу.



7. Рефлексия. Мне сегодня было очень комфортно с вами на уроке.


Спасибо вам. Продолжи фразу:

Я узнал (а) …
Я повторил (а) …
Я научился (лась) …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!