Урок математики в 3 классе.
Тема: Задачи в стихах.
Задачи:
Закрепить термины, связанные с понятием "задача", познакомить с этапами исследования;
Развивать мышление, вычислительный навык, внимание, умение ставить вопросы и находить на них ответы;
Воспитывать познавательный интерес у учащихся.
Методы: репродуктивный, проблемный
Оборудование: шапочка магистра, тексты задач.
Ход урока:
1.0рганизация класса. Разминка:
- Сколько хвостиков у 4 щенят?
- Назовите второй день недели.
- Сколько месяцев длится лето?
- Что лишнее: ручка,
карандаш, отрезок?
Чего больше на лугу: цветов или ромашек?
2. Устный счет
- Перед тем, как приступить к изучению новой темы, нужно себя настроить на математический лад.
Задачи в стихах
а) На забор взлетел петух Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов? (3)
б) Три цыпленка стоят На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят У наседки моей? (5)
в) 6 орешков мама-свинка Для детей несла в корзинке.
Свинку ежик повстречал И еще 4 дал.
Сколько орехов свинка Деткам принесла в корзинке? (10)
г) Семь веселых поросят У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
А скольким еще не спится? (5)
Местоположение чисел
- Покажите "соседей" чисел 32 5, 7, 87 9, 6, 1002.
3) Игра "Секретик” (показываю выражение на карточке, дети считают в уме. Кто первым решил - подбегает ко мне, шепчет "по секрету" мне на ухо ответ. Если правильный ответ, стоит рядом со мной и принимает ответы других учеников. Если ответ неверен, возвращается на место и решает снова)
5 + 4-3 = ? (6)
10-5 + 2=7(7)
8 - 4 - 3 = ? (1)
Сообщение темы урока
- Сегодня мы работаем по теме "Задача". На уроке мы проведем исследование по теме. В конце урока мы должны получить проект под названием "Задача".
Работа по теме урока
- Исследование проводится поэтапно. На отдельных листочках мы делаем записи, как настоящие исследователи. Записи можно делать сокращенно, но так, чтобы вам самим было понятно, что записано. Итак, пишем первое слово: ЗАДАЧА.
1 этап - карточка с восклицательным знаком (надпись ”.Подумать!")
- Что такое задача? Какие мысли приходят вам в голову? (текст, числа, вопрос). Как вы думаете, на какой из этих карточек написана задача?
Мама принесла 10 конфет. 3 конфеты она отдала детям.
На тарелке лежало 15 пирожков. 2 пирожка съели. Сколько пирожков осталось?
В пачке было 16 вафель. За завтраком дети несколько штук съели. Сколько вафель осталось?
- Почему вы так думаете? (есть то, что известно и есть вопрос - то, что нужно найти)
- Сразу вспомните, что в задаче то, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. А то, что нужно найти - ВОПРОСОМ задачи. Прочитайте в нашей задаче условие. А теперь вопрос задачи. (На листочках напишите - УСЛОВИЕ, ВОПРОС)
- Давайте проверим это знание вторым этапом.
1 этап - "Спросить у другого человека" (на листке нарисован профиль человека)
- Задайте нашим гостям вопросы по теме урока:
1. Из чего состоит задача?
2. УСЛОВИЕ-это...
3. То, что нам известно - это ...
4. ВОПРОС - это ...
5. То, что нужно найти - это ...
3 этап - "Узнать из книг" (рисунок книги)
- Из какой книги вы сейчас можете узнать о задаче? (из учебника.)
Исследуйте эту страницу и найдите подсказку. (Из чего состоит задача?)
- Итак, действительно, задача состоит из УСЛОВИЯ, ВОПРОСА.
-О каких других составных частях задачи вы узнали из учебника? (РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ) (вписываем в листочки слова РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ)
- Закрепим это знание. На солнышке грелись 10 (25) утят. К ним прибежало 3 (24) цыплёнка. Сколько стало птиц?
Прочитайте УСЛОВИЕ задачи. Прочитайте ВОПРОС задачи. Как РЕШИТЬ эту задачу? Какой ОТВЕТ получили?
4этап - "Наблюдение и эксперимент" (рисунок ладони)
1.Посылали молодицу
По холодную водицу
А водица далеко
И носить-то нелегко
Два ведра по десять раз
Получается как раз.
Сколько ведер?
Не зевай, Молодице помогай (2* 10 = 20
2. К трем зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (7* 6 = 42).
3. Мышка зерна собирала,
По два зернышка таскала,
Принесла уж девять раз.
Каков мышкин стал запас?
(2 * 9 = 18.)
А. Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 20 штук,
Как делить забыли вдруг
Мамы с папой нет нигде...
Помогите им в беде! (20: 5 = 4.)
На птичьем дворе гусей кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей.
В каждой семье по 12 гусей.
Сколько гусей собралось за обедом?
Ты нам ответь, торопись с ответом!
(12 *5 = 60.)
Мы только с парохода,
Мы только из похода,
Четырнадцать недель Гостили на воде.
А сколько это дней?
Скажи-ка поверней!
(7* 14= 98.)
Индюшат, их 240,
Водит Катя на пригорок.
А на речке уток 200.
Как закрякают все вместе!
Хороши все птицы эти!
Сколько их? Считайте, дети!
(240 + 200 = 440.)
Дарит бабушка-лисица Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте».
Сколько всех? Пересчитайте!
(2-3 = 6.)
Три бельчонка маму-белку Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка Девять шишек принесла.
Разделила на троих - Сколько каждому из них?
Есть ли в этих задачах: УСЛОВИЕ, ВОПРОС,? Можно ли записать РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ?
Вывод:
-Вернемся к нашим полузадачам и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает?
В 1-й - задать ВОПРОС.
В 3-й - дополнить УСЛОВИЕ недостающими данными.
4 этап - "Обобщение материала" (нарисован вопросительный знак)
- Итак, какую информацию мы собрали о задаче за урок? Смотрим свои записи в листочках? (фронтальный опрос)
На листочках и на доске записаны слова столбиком: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ
-Если условие неполное, не хватает чисел - можно решить задачу? Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей?
4этап - "Сообщение" (шапочка магистра)
Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока. А теперь нужно одному ученику рассказать все то, что мы добыли всем классом, т.е. выступить с сообщением, как это делают настоящие взрослые ученые.
Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. Условие задачи можно записать кратко.
5. Итог урока.