Муниципальное общеобразовательное учреждение
Минская основная общеобразовательная школа
Костромского муниципального района
Костромской области
Открытый урок
по математике
в 5 классе
по теме:
«ОКРУЖНОСТЬ И КРУГ»
Провела Кузнецова Е.В.,
учитель математики
2015
Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков с элементами исследовательской работы.
Цели урока:
Образовательные: - формирование понятия об окружности и круге, как геометрических фигурах, их элементах, умения различать окружность и круг;
- развитие практических умений пользоваться чертежными инструментами;
- формирование умения чертить окружность любого радиуса.
Развивающие: - формирование навыков учебного труда;
- развитие логического мышления, наблюдательности, самостоятельности в учебной деятельности;
- развитие математической речи.
Воспитательные: - формирование графической культуры, эстетического отношения к предмету;
- развитие познавательной активности, интереса к предмету;
- воспитание у учащихся умения общаться и работать в команде.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, работа в группе, тестовый контроль.
Оборудование: проектор и экран, презентация, компьютер.
На каждой парте: практические листы, цветная бумага, ножницы, 2 карандаша – острый и неотточенный, циркуль, веревочка.
Ход работы:
“Из всех фигур прекраснейшая – круг” (Пифагор)
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня отправляемся в страну под названием «Геометрия». С собой мы возьмем хорошее рабочее настроение и доброе отношение друг к другу.
В этой стране мы были с вами не раз и успели познакомиться с ее некоторыми жителями. Чтобы вы их вспомнили, я приготовила для вас загадки.
Слайд 1.
Эта странная фигура, Ну, совсем миниатюра! И на маленький листочек Мы поставим сотни ... (точек) Ровная линия тянется. Нет у неё ни конца, ни начала Скажет и взрослый, скажет и маленький, Линия эта зовется …(прямая) Он от солнца прилетает, Пробивая толщу туч И в тетрадочке бывает, А зовется просто - ... (луч) | Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - ... (треугольник) Все углы его прямые И всего углов четыре. Ну а по две стороны Противоположны и равны. Этот четырёхугольник Назовем … (прямоугольник) Не овал я и не круг, Треугольнику я друг, Прямоугольнику я брат, Ведь зовут меня... (квадрат) |
А это что за незнакомец?
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку
Я похож, друзья, не вдруг!
Кто ж такой, скажите? (круг)
Слайд 2.
Да он не один, а с подругой!
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность,
Она идет по краю круга,
И называется… ( окружность.)
Может вы мне подскажите тему нашего урока?
А что вы знаете об этих фигурах? А еще хотите узнать? Тогда определим цели нашего урока.
3. Создание проблемной ситуации.
Слайд 4.
Учитель: Что за шум там происходит? Что случилось?
Встретилась Окружность с Кругом,
Спорить стали вот о чём:
Кто главнее всех в округе,
Кто сначала, кто потом?
Круг сказал, что он главнее:
-Я большой и, посмотри,-
Весь заполнен в середине,
Есть по краю и внутри."
Тут воскликнула Окружность:
"Жить не сможешь без меня!
Я ведь линия сплошная
И граница я твоя."
Долго спорили фигуры
Кто из них кого главней,
И соседей опросили
И знакомых, и друзей.
Но закончить этот спор
Не смогли и до сих пор,
В чью же пользу и без ссор
Разрешится этот спор?
Чтобы помочь фигурам разрешить этот спор, надо поближе познакомиться с ними, узнать – что у них общего и чем они отличаются друг от друга.
А для этого выполним небольшую практическую работу исследовательского характера, которая поможет ответить на вопрос – что такое окружность?
4. Изучение нового материала.
Слайд 5.
Работа с практическими листами.
![](https://fhd.multiurok.ru/7/a/1/7a1acaf6a55831ea40c0399e9b43f5724b751a77/php2XShpQ_okruzhnost-i-krug_0_1.png)
- Какие линии на рисунке ломаные, а какие кривые?
- Выберите из кривых линий – какие замкнутые, а какие незамкнутые.
- Проверьте – справедливо ли утверждение, что в замкнутых линиях 3, 6 и 8 расстояние от т.О до точек А, В, С и D одинаковы?
I вариант сравнивает фигуры 3 и 6, II – фигуры 6 и 8.
- Как можно назвать фигуры 3 и 8?
- Почему нельзя назвать окружностью фигуру 8? А фигуры 5 и 9?
- Чем отличаются окружности 3 и 8?
Подведем итог нашей работы: назовите существенные признаки окружности –
- замкнутая линия
- расстояние от т.О до точек окружности одинаковое.
Сформулируйте и запишите – что же такое окружность? Слайд 6.
Соедините в окружностях т.О с точками окружности. Какие отрезки получились? Т.О называется центром окружности, а отрезки – радиусами окружности. Слайд 7.
Чему равны радиусы окружности 3(8)? А если мы возьмем на окружности еще одну точку К? Чему равен радиус ОК? Какой можно сделать вывод? Слайд 7 .
А теперь сравним наши выводы с научным источником – учебником. Откройте страницу 133 и прочитайте второй абзац сверху.
Слайд 8. Историческая справка о термине «радиус».
Слайд 9. С помощью какого чертежного инструмента мы строили уже знакомые нам фигуры? А окружность с помощью чего будем чертить?
Ноги очень интересны
У таинственного друга:
Если первая на месте,
То другая ходит кругом!
Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и — ни шагу.
Слайд 10. Сообщение исторических сведений о циркуле.
Ученик: Старый добрый циркуль со своим другом линейкой – пожалуй самые старые чертёжные инструменты на Земле. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних вавилонян и ассирийцев нарисованы такие ровные прямые линии, такие правильные круги, что без циркуля и линейки их не провести. А существовали эти государства около 3-х тысяч лет назад.
Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет. В пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи обнаружили очень много бронзовых циркулей. Циркуль всегда был незаменимым помощником архитекторов и строителей. Неслучайно на фасаде одного из самых древних и красивых храмов Грузии изображена рука архитектора, а позади неё циркуль.
В Древней Руси любили узор из мелких кружков. Стальной циркуль-резец для нанесения такого рисунка археологи нашли при раскопках в Новгороде.
Слайд 11. Техника безопасности работы с циркулем.
Слайд 12.
Учитель: Может кто-нибудь из вас знает – как пользоваться циркулем и чертить окружность?
Острие циркуля опирается на центр окружности, а грифель бежит по точкам окружности. Значит раствор циркуля? (радиус).
Как мне начертить окружность радиусом 2 см?
Слайд13.
Учитель: вот и новая проблема – что же делать, если забыл циркуль дома? Как начертить окружность без ошибки и красиво? Помогите решить эту задачу.
Слайд14.
Практическая работа: - начертите окружность радиусом 3 см;
- отметьте центр окружности, обозначьте т.О;
- проведите произвольный радиус ОА, какова его длина?
- продолжите отрезок ОА за т.О до точки пересечения,
обозначьте ее т.В;
- измерьте длину отрезка АВ и сравните ее с радиусом ОА;
- какой можно сделать вывод?
Слайд 15.
Ввести понятие диаметра, установить связь между радиусом и диаметром.
Для закрепления - решение устных задач на нахождение диаметра по радиусу и наоборот.
Слайд 16.
Первичное закрепление знаний:
Петя Циркулькин провел в окружности 12 диаметров.
Потом сосчитал получившиеся радиусы и у него получилось 25. Правилен ли его подсчет?
Слайд 17.
Выберите на рисунке, те окружности, в которых проведен диаметр
Слайд 18.
Практическая работа.
- Начертите окружность на цветной бумаге радиусом 3 см. Отметьте центр окружности. Проведите радиус ОС и диаметр МК.
- Что за фигура получится, если мы вырежем эту окружность из бумаги?
Дети вырезают круги из бумаги. Обязательно проговаривается инструктаж безопасной работы с ножницами.
Слайд 19.
Дети с помощью учителя формулируют ответ на вопрос – что такое круг.
Слайд 20.
Учитель: Посмотрите – сколько у нас получилось кругов. Какой круг вам больше всего понравился? А мне – зеленый. Зеленый цвет самый полезный для глаз. Нам пора дать глазам отдохнуть. Физкультминутка.
Слайд 21.
Учитель: Чем отличается окружность от круга? Что у них есть общего?
Посмотрите – у окружности есть центр, а у круга? Радиус? Диаметр? Это общее. В чем тогда отличие?
Слайд 22.
Приведите примеры предметов, имеющих форму круга и окружности.
Слайд 23,24.
Рефлексия. + Тест
Тест-рефлексия.
Замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра – это____________________
Отрезок, соединяющий две точки окружности – это_____________________________
Точка, от которой все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии – это____________________
Часть плоскости, ограниченная окружностью – это _______________________________
Отрезок, соединяющий центр с точкой окружности – это__________________________
Слайд 25.
А теперь продолжите предложения, которые вы видите на доске
Слайд 26
Домашнее задание. 1. Творческое задание: составить узор из окружностей
2. №874, №875
Слайд 27.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились!