СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе "Окружность и круг"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок получения новых знаний, умений и навыков с элементами исследовательской работы

Просмотр содержимого документа
«Окружность и круг»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Минская основная общеобразовательная школа

Костромского муниципального района

Костромской области


















Открытый урок

по математике

в 5 классе

по теме:

«ОКРУЖНОСТЬ И КРУГ»


Провела Кузнецова Е.В.,

учитель математики






2015


Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков с элементами исследовательской работы.


Цели урока:

Образовательные: - формирование понятия об окружности и круге, как геометрических фигурах, их элементах, умения различать окружность и круг;

- развитие практических умений пользоваться чертежными инструментами;

- формирование умения чертить окружность любого радиуса.


Развивающие: - формирование навыков учебного труда;

- развитие логического мышления, наблюдательности, самостоятельности в учебной деятельности;

- развитие математической речи.


Воспитательные: - формирование графической культуры, эстетического отношения к предмету;

- развитие познавательной активности, интереса к предмету;

- воспитание у учащихся умения общаться и работать в команде.


Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, работа в группе, тестовый контроль.


Оборудование: проектор и экран, презентация, компьютер.

На каждой парте: практические листы, цветная бумага, ножницы, 2 карандаша – острый и неотточенный, циркуль, веревочка.


Ход работы:


“Из всех фигур прекраснейшая – круг” (Пифагор)


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня отправляемся в страну под названием «Геометрия». С собой мы возьмем хорошее рабочее настроение и доброе отношение друг к другу.

В этой стране мы были с вами не раз и успели познакомиться с ее некоторыми жителями. Чтобы вы их вспомнили, я приготовила для вас загадки.

Слайд 1.


Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни ...
(точек)

Ровная линия тянется.

   Нет у неё ни конца, ни начала

   Скажет и взрослый, скажет и маленький,

   Линия эта зовется …(прямая)



Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто - ...
(луч)


Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(треугольник)

Все углы его прямые

  И всего углов четыре.

  Ну а по две стороны

  Противоположны и равны.

  Этот четырёхугольник

  Назовем … (прямоугольник)



Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
(квадрат)

А это что за незнакомец?

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку
Я похож, друзья, не вдруг!
Кто ж такой, скажите?
(круг)

Слайд 2.

Да он не один, а с подругой!

У круга есть одна подруга,

Знакома всем ее наружность,

Она идет по краю круга,

И называется… ( окружность.)

Может вы мне подскажите тему нашего урока?

А что вы знаете об этих фигурах? А еще хотите узнать? Тогда определим цели нашего урока.


3. Создание проблемной ситуации.

Слайд 4.

Учитель: Что за шум там происходит? Что случилось?

Встретилась Окружность с Кругом,
Спорить стали вот о чём:
Кто главнее всех в округе,
Кто сначала, кто потом?
Круг сказал, что он главнее:
-Я большой и, посмотри,-
Весь заполнен в середине,
Есть по краю и внутри."
Тут воскликнула Окружность:
"Жить не сможешь без меня!
Я ведь линия сплошная
И граница я твоя."
Долго спорили фигуры
Кто из них кого главней,
И соседей опросили
И знакомых, и друзей.
Но закончить этот спор

Не смогли и до сих пор,

В чью же пользу и без ссор

Разрешится этот спор?

Чтобы помочь фигурам разрешить этот спор, надо поближе познакомиться с ними, узнать – что у них общего и чем они отличаются друг от друга.

А для этого выполним небольшую практическую работу исследовательского характера, которая поможет ответить на вопрос – что такое окружность?


4. Изучение нового материала.

Слайд 5.

Работа с практическими листами.


- Какие линии на рисунке ломаные, а какие кривые?

- Выберите из кривых линий – какие замкнутые, а какие незамкнутые.

- Проверьте – справедливо ли утверждение, что в замкнутых линиях 3, 6 и 8 расстояние от т.О до точек А, В, С и D одинаковы?


I вариант сравнивает фигуры 3 и 6, II – фигуры 6 и 8.

- Как можно назвать фигуры 3 и 8?

- Почему нельзя назвать окружностью фигуру 8? А фигуры 5 и 9?

- Чем отличаются окружности 3 и 8?

Подведем итог нашей работы: назовите существенные признаки окружности –

- замкнутая линия

- расстояние от т.О до точек окружности одинаковое.

Сформулируйте и запишите – что же такое окружность? Слайд 6.

Соедините в окружностях т.О с точками окружности. Какие отрезки получились? Т.О называется центром окружности, а отрезки – радиусами окружности. Слайд 7.

Чему равны радиусы окружности 3(8)? А если мы возьмем на окружности еще одну точку К? Чему равен радиус ОК? Какой можно сделать вывод? Слайд 7 .

А теперь сравним наши выводы с научным источником – учебником. Откройте страницу 133 и прочитайте второй абзац сверху.


Слайд 8. Историческая справка о термине «радиус».

Слайд 9. С помощью какого чертежного инструмента мы строили уже знакомые нам фигуры? А окружность с помощью чего будем чертить?

Ноги очень интересны
У таинственного друга:
Если первая на месте,
То другая ходит кругом!


Циркуль мой, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и — ни шагу.


Слайд 10. Сообщение исторических сведений о циркуле.

Ученик: Старый добрый циркуль со своим другом линейкой – пожалуй самые старые чертёжные инструменты на Земле. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних вавилонян и ассирийцев нарисованы такие ровные прямые линии, такие правильные круги, что без циркуля и линейки их не провести. А существовали эти государства около 3-х тысяч лет назад.

Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет. В пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи обнаружили очень много бронзовых циркулей. Циркуль всегда был незаменимым помощником архитекторов и строителей. Неслучайно на фасаде одного из самых древних и красивых храмов Грузии изображена рука архитектора, а позади неё циркуль.

В Древней Руси любили узор из мелких кружков. Стальной циркуль-резец для нанесения такого рисунка археологи нашли при раскопках в Новгороде.


Слайд 11. Техника безопасности работы с циркулем.


Слайд 12.

Учитель: Может кто-нибудь из вас знает – как пользоваться циркулем и чертить окружность?

Острие циркуля опирается на центр окружности, а грифель бежит по точкам окружности. Значит раствор циркуля? (радиус).

Как мне начертить окружность радиусом 2 см?


Слайд13.

Учитель: вот и новая проблема – что же делать, если забыл циркуль дома? Как начертить окружность без ошибки и красиво? Помогите решить эту задачу.


Слайд14.

Практическая работа: - начертите окружность радиусом 3 см;

- отметьте центр окружности, обозначьте т.О;

- проведите произвольный радиус ОА, какова его длина?

- продолжите отрезок ОА за т.О до точки пересечения,

обозначьте ее т.В;

- измерьте длину отрезка АВ и сравните ее с радиусом ОА;

- какой можно сделать вывод?

Слайд 15.

Ввести понятие диаметра, установить связь между радиусом и диаметром.

Для закрепления - решение устных задач на нахождение диаметра по радиусу и наоборот.


Слайд 16.

Первичное закрепление знаний:

Петя Циркулькин провел в окружности 12 диаметров.

Потом сосчитал получившиеся радиусы и у него получилось 25. Правилен ли его подсчет?




Слайд 17.

Выберите на рисунке, те окружности, в которых проведен диаметр


Слайд 18.

Практическая работа.

- Начертите окружность на цветной бумаге радиусом 3 см. Отметьте центр окружности. Проведите радиус ОС и диаметр МК.

- Что за фигура получится, если мы вырежем эту окружность из бумаги?

Дети вырезают круги из бумаги. Обязательно проговаривается инструктаж безопасной работы с ножницами.


Слайд 19.

Дети с помощью учителя формулируют ответ на вопрос – что такое круг.


Слайд 20.

Учитель: Посмотрите – сколько у нас получилось кругов. Какой круг вам больше всего понравился? А мне – зеленый. Зеленый цвет самый полезный для глаз. Нам пора дать глазам отдохнуть. Физкультминутка.


Слайд 21.

Учитель: Чем отличается окружность от круга? Что у них есть общего?

Посмотрите – у окружности есть центр, а у круга? Радиус? Диаметр? Это общее. В чем тогда отличие?


Слайд 22.

Приведите примеры предметов, имеющих форму круга и окружности.


Слайд 23,24.

Рефлексия. + Тест

Тест-рефлексия.

  1. Замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра – это____________________

  2. Отрезок, соединяющий две точки окружности – это_____________________________

  3. Точка, от которой все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии – это____________________

  4. Часть плоскости, ограниченная окружностью – это _______________________________

  5. Отрезок, соединяющий центр с точкой окружности – это__________________________


Слайд 25.

А теперь продолжите предложения, которые вы видите на доске


Слайд 26

Домашнее задание. 1. Творческое задание: составить узор из окружностей

2. №874, №875


Слайд 27.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились!

Просмотр содержимого презентации
«Окружность и круг»

Все углы его прямые   И всего углов четыре.   Ну а по две стороны   Противоположны и равны.   Этот четырёхугольник   Назовем …  (прямоугольник)  Не овал я и не круг,  Треугольнику я друг,  Прямоугольнику я брат,  Ведь зовут меня...   (квадрат)   Эта странная фигура,  Ну, совсем миниатюра!  И на маленький листочек  Мы поставим сотни ...   (точек)  Ровная линия тянется.     Нет у неё ни конца, ни начала     Скажет и взрослый, скажет и маленький,     Линия эта зовется …  (прямая) Он от солнца прилетает,  Пробивая толщу туч  И в тетрадочке бывает,  А зовется просто - ...    (луч) Три вершины тут видны,  Три угла, три стороны, -  Ну, пожалуй, и довольно! -  Что ты видишь? - ...   (треугольник)   Нет углов у меня,  И похож на блюдце я,  На тарелку и на крышку  Я похож, друзья, не вдруг!  Кто ж  такой , скажите ?   (круг)

Все углы его прямые

  И всего углов четыре.

  Ну а по две стороны

  Противоположны и равны.

  Этот четырёхугольник

  Назовем …

(прямоугольник)

Не овал я и не круг, Треугольнику я друг, Прямоугольнику я брат, Ведь зовут меня...

(квадрат)

Эта странная фигура, Ну, совсем миниатюра! И на маленький листочек Мы поставим сотни ...

(точек)

Ровная линия тянется.

    Нет у неё ни конца, ни начала

    Скажет и взрослый, скажет и маленький,

    Линия эта зовется …

(прямая)

Он от солнца прилетает, Пробивая толщу туч И в тетрадочке бывает, А зовется просто - ...

(луч)

Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - ...

(треугольник)

Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку Я похож, друзья, не вдруг! Кто ж такой , скажите ?

(круг)

У круга есть одна подруга, Знакома всем ее наружность, Она идет по краю круга, И называется  окружность.

У круга есть одна подруга,

Знакома всем ее наружность,

Она идет по краю круга,

И называется

окружность.

Окружность  и  круг “ Из всех фигур прекраснейшая – круг” (Пифагор)

Окружность и круг

Из всех фигур прекраснейшая – круг” (Пифагор)

Встретилась Окружность с Кругом,  Спорить стали вот о чём:  Кто главнее всех в округе,  Кто сначала, кто потом?  Круг сказал, что он главнее:  -Я большой и, посмотри,-  Весь заполнен в середине,  Есть по краю и внутри.

Встретилась Окружность с Кругом, Спорить стали вот о чём: Кто главнее всех в округе, Кто сначала, кто потом? Круг сказал, что он главнее: -Я большой и, посмотри,- Весь заполнен в середине, Есть по краю и внутри." Тут воскликнула Окружность: "Жить не сможешь без меня! Я ведь линия сплошная И граница я твоя." Долго спорили фигуры Кто из них кого главней, И соседей опросили И знакомых, и друзей. Но закончить этот спор

Не смогли и до сих пор,

В чью же пользу и без ссор

Разрешится этот спор?

Окружность   Окружностью называется фигура, которая состоит из всех точек плоскости, равноудалённых от данной точки.  Эта точка называется центром окружности. О

Окружность

Окружностью называется фигура, которая состоит из всех точек плоскости, равноудалённых от данной точки.

Эта точка называется центром окружности.

О

Радиус Радиусом называется любой отрезок, соединяющий точку окружности с её центром.  Все радиусы одной окружности равны А О B

Радиус

Радиусом называется любой отрезок, соединяющий точку окружности с её центром.

Все радиусы одной окружности равны

А

О

B

Историческая справка “ Радиус” - в переводе с латинского – луч, спица в колесе  Впервые встречается в “Геометрии” французского ученого Рамуса, изданной в 1569 г, затем у Ф.Виета; термин “радиус” становится общепринятым лишь в конце XVII века.

Историческая справка

“ Радиус” - в переводе с латинского – луч, спица в колесе

Впервые встречается в “Геометрии” французского ученого Рамуса, изданной в 1569 г, затем у Ф.Виета; термин “радиус” становится общепринятым лишь в конце XVII века.

Ноги очень интересны  У таинственного друга:  Если первая на месте,  То другая ходит кругом!  Циркуль Циркуль мой, циркач лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился и — ни шагу.

Ноги очень интересны У таинственного друга: Если первая на месте, То другая ходит кругом!

Циркуль

Циркуль мой, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и — ни шагу.

Старый добрый циркуль со своим другом линейкой – пожалуй самые старые чертёжные инструменты на Земле. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних вавилонян и ассирийцев нарисованы такие ровные прямые линии, такие правильные круги, что без циркуля и линейки их не провести. А существовали эти государства около 3-х тысяч лет назад. Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет. В пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи обнаружили очень много бронзовых циркулей. Циркуль всегда был незаменимым помощником архитекторов и строителей. Неслучайно на фасаде одного из самых древних и красивых храмов Грузии изображена рука архитектора, а позади неё циркуль. В Древней Руси любили узор из мелких кружков. Стальной циркуль-резец для нанесения такого рисунка археологи нашли при раскопках в Новгороде.

Старый добрый циркуль со своим другом линейкой – пожалуй самые старые чертёжные инструменты на Земле. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних вавилонян и ассирийцев нарисованы такие ровные прямые линии, такие правильные круги, что без циркуля и линейки их не провести. А существовали эти государства около 3-х тысяч лет назад.

Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет. В пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи обнаружили очень много бронзовых циркулей. Циркуль всегда был незаменимым помощником архитекторов и строителей. Неслучайно на фасаде одного из самых древних и красивых храмов Грузии изображена рука архитектора, а позади неё циркуль.

В Древней Руси любили узор из мелких кружков. Стальной циркуль-резец для нанесения такого рисунка археологи нашли при раскопках в Новгороде.

Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно . Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”.

Циркуль – это чертежный инструмент.

С ним нужно работать осторожно . Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”.

- начертите окружность радиусом 3 см; - отметьте центр окружности, обозначьте т.О; - проведите произвольный радиус ОА, какова его длина? - продолжите отрезок ОА за т.О до точки пересечения,  обозначьте ее т.В; - измерьте длину отрезка АВ и сравните ее с длиной радиуса ОА; какой можно сделать вывод?   Длина отрезка, соединяющего 2 точки окружности и проходящего через ее центр, вдвое больше длины радиуса.

- начертите окружность радиусом 3 см; - отметьте центр окружности, обозначьте т.О;

- проведите произвольный радиус ОА, какова его длина?

- продолжите отрезок ОА за т.О до точки пересечения,

обозначьте ее т.В;

- измерьте длину отрезка АВ и сравните ее с длиной радиуса ОА;

  • какой можно сделать вывод?

Длина отрезка, соединяющего 2 точки окружности и проходящего через ее центр, вдвое больше длины радиуса.

Диаметр. Диаметр –  ( греч. - поперечник) - отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр Диаметр окружности в два раза больше ее радиуса . О В А

Диаметр.

Диаметр –

( греч. - поперечник) - отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр

Диаметр окружности

в два раза больше ее радиуса .

О

В

А

Петя Циркулькин провел в окружности 12 диаметров.  Потом сосчитал получившиеся радиусы и у него получилось 25. Правилен ли его подсчет? Нет! Радиусов в 2 раза больше диаметров, значит должно получится 24 радиуса.

Петя Циркулькин провел в окружности 12 диаметров.

Потом сосчитал получившиеся радиусы и у него получилось 25. Правилен ли его подсчет?

Нет! Радиусов в 2 раза больше диаметров, значит должно получится 24 радиуса.

N М Т А В С Выберите на рисунке, те окружности, в которых проведен диаметр C М – диаметр.

N

М

Т

А

В

С

Выберите на рисунке, те окружности, в которых проведен диаметр

C М – диаметр.

Круг Кругом  называют часть плоскости, ограниченной окружностью

Круг

Кругом называют часть плоскости, ограниченной окружностью

Зарядка для глаз

Зарядка для глаз

Чем отличается круг от окружности?

Чем отличается круг от окружности?

Приведите примеры предметов , имеющих форму круга и окружности

Приведите примеры предметов , имеющих форму круга и окружности

Назовите точки, которые: - Лежат на окружности - Лежат внутри круга - Не лежат на окружности - Лежат вне круга B, D C B A O, A, E О E O, A, E, C, F F C, F D

Назовите точки, которые:

- Лежат на окружности

- Лежат внутри круга

- Не лежат на окружности

- Лежат вне круга

B, D

C

B

A

O, A, E

О

E

O, A, E, C, F

F

C, F

D

Как запомнили? В Назовите:  Центр  Радиус  Диаметр D А О

Как запомнили?

В

Назовите:

Центр

Радиус

Диаметр

D

А

О

Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, … Теперь я могу… Я научился…
  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я понял, …
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
Домашнее задание 1. Составить узор из окружностей 2. п.22  №874, №875

Домашнее задание

1. Составить узор из окружностей

2. п.22 №874, №875

Молодцы! Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились!

Молодцы!

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились!

  • Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились!
  • Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились!
  • Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились!
  • Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!