- умений и навыков учащихся применять правила сложения и вычитания десятичных дробей при решении примеров, содержащих действия данной ступени, при решении уравнений и задач;
- вычислительных навыков.
научить в процессе реальной ситуации использовать правила сложения и вычитания десятичных дробей;
умение определять цель учебной деятельности и искать средства ее достижения, слушать других и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, критично оценивать свои знания, понимать причины своего неуспеха, находить способы выхода из этой ситуации.
-рефлектируют.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. | Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность их к уроку. Отвечает на вопросы учащихся по домашнему заданию, проверяет (выборочно) домашнее задание. Учитель отмечает наиболее добросовестных учащихся, верно и полностью выполнивших домашнее задание. Ребята,мы с вами познакомились с десятичными дробями, умеем их записывать и сравнивать, а также учились складывать и вычитать десятичные дроби. | Учащиеся готовы к началу работы, подготовили к уроку домашнее задание (теоретический материал: повторения правил сложения и вычитания чисел, сравнения десятичных дробей; письменную работу: для слабых №1200, 1204, 1205 (а,б); для сильных: №1201, 1203, 1206) Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию. |
II. | Вводная беседа. Актуализация знаний. | 1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (слайд1) 2.Фронтальный опрос: а) Назовите компоненты при сложении. б) Какие еще знаете действия с числами? в) Назовите компоненты при вычитании. | 1. Учащиеся решают примеры устно. 2. Отвечают на вопросы: а) «Слагаемые, сумма» б) «Деление, умножение, вычитание» в) «Уменьшаемое, вычитаемое, разность» |
| | А как складывать десятичные дроби? Как вычесть из одной десятичной дроби другую? Учитель демонстрирует слайд 2. Догадались, чем сегодня будем заниматься на уроке? Назовите тему урока. Учитель корректирует ответы учащихся. Это и будет нашими целями на урок. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся называют тему урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»; записывают тему урока в тетрадях. |
III. | Изучение нового материала | 1. Работа над правилами сложения и вычитания десятичных чисел. Итак, как правильно сложить (вычесть) десятичные числа? Учитель на примерах объясняет, как правильно складывать (вычитать) десятичные дроби с последующей проверкой, особое внимание уделяя основным моментам. Демонстрирует слайд 3 с ответами к предыдущим примерам. 2. Письменная работа (индивидуальная-у доски, работа в парах-на местах) а) Чтобы еще раз показать, как правильно выполнять действия сложения и вычитания десятичных дробей, выполним примеры из учебника (№1213, 1214 а,б,в). б) Комментируйте свои решения (индивидуальная работа). в) Вывод: Проговорите алгоритм выполнения данных заданий г) Откройте учебник на с.191, найдите это правило. Прочитайте. д) Закройте ладошкой это правило и расскажите его сами себе. е) Теперь расскажите это определение друг другу. Учитель называет пары детей. Правило нужно запомнить! Это очень важно знать для дальнейшего изучения математики. Для лучшего запоминания расскажите дома мамам, папам и др. | Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя, по ходу объяснения задают вопросы и записывают в тетради решения примеров на сложение (вычитание) десятичных дробей. Учащиеся выполняют в тетрадях и на доске № 1213,1214 (а,б,в): Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. Учащиеся комментируют свои решения: проговаривают алгоритм (правило): чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно: - уравнять в этих числах количество знаков после запятой; - записывать эти числа друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой; - выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую; - в ответе поставить запятую под запятыми в данных десятичных дробях. Учащиеся про себя рассказывают правила, затем – друг другу. |
1V. | Первичное осмысление и закрепление знаний (1) | Чтобы проверить, как вы поняли сегодняшний материал, предлагаю выполнить самостоятельно №1219. При необходимости помогайте друг другу. | Учащиеся, используя алгоритм сложения (вычитания) десятичных чисел, выполняют самостоятельно №1219. Взаимопомощь между учащимися. Сильные учащиеся получают дополнительное задание в виде тестов |
V. | Физминутка | Учитель организует учащихся на зарядку. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть» | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
VI. | Первичное осмысление и закрепление знаний (2) (Решение задач | Мотивация. Решение задач Учитель дает дополнительное задание в виде тестов и дифференцированных карточек учащимся, справившимся быстрее с заданиями №1219, задачами № 1215, 1217 | Слабые учащиеся решают задачу базового уровня №1211, сильные учащиеся дополнительно самостоятельно решают тестовые задания. |
VII. | Этап оценивания знаний учащихся | Учитель: Наш урок подходит к концу. Оцените, пожалуйста, себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями: Учитель: Поднимите руку те, кто получил «5», «4», «3». Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. | Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок. |
VII1. | Подведение итогов урока | Итак, ребята, давайте вернемся к началу урока: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Давайте еще раз вспомним новые правила, с которыми вы сегодня познакомились. Учитель демонстрирует слайд №4 с текстом правил сложения и вычитания десятичных дробей с пропущенными словами, предлагает детям вставить эти слова. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся заполняют пропуски в правиле: чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно: - ...........в этих числах количество знаков ......... запятой; - записывать эти числа друг под другом так, чтобы ........... была .......... ..... .........; - выполнить сложение (вычитание), не обращая ............ на ............; - в ответе поставить .......... ........ ........... в данных десятичных дробях |
1X. | Информирование учащихся о домашнем задании | Учитель: Сегодня мы изучили очень важные правила, с которыми будете встречаться очень часто и в старших классах. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.32 на стр.190 и решите № 1228 (это задание на оценку "3"). Предлагаю дополнительно к данному номеру на оценку "4" №1216; на оценку "5" - №№ 1218, 1222. Учитель поясняет задание. Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся внимательно слушают, записывают домашнее задание в дневниках: П. 32 (стр.190), на оценку "3" - №1228; на оценку "4" - №№1228, 1216; на оценку "5" - №№ 1228,1218, 1222. |
- учебник «Математика 5 класс», ФГОС, авт. Н. Я. Виленкин и др., М. 2012;
авт. Н. Я. Виленкина