СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 6 классе. Тема урока: Сложение положительных и отрицательных чисел.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей математики.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 6 классе. Тема урока: Сложение положительных и отрицательных чисел.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Корочанская СОШ им. Д.К. Кромского

Корочанского района Белгородской области»









Урок математики в 6 классе.


Тема урока: Сложение положительных и отрицательных чисел.












подготовила

учитель математики Мамонтова Н.Н.













2014 г

Урок математики в 6 классе.


Тема урока: Сложение положительных и отрицательных чисел.

Цель урока: • формирование и развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, конкретизации), форм мышления (умозаключений по индукции и аналогии);

• формирование навыков сложения положительных и отрицательных чисел;

• формирование интереса к математике, воспитание сотрудничества.

Эпиграф «Мир построен на силе чисел»

(Пифагор).


Структура урока


  1. Организационная часть(вступительное слово учителя и ученика).

  2. Математическая разминка.

  3. Парная работа. Открытие нового знания.

  4. Обучающая самостоятельная работа.

  5. Историческая справка

  6. Проверь себя ( тест).

  7. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока:


  1. Вступительное слово.

Ученик : Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать,

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинится с места любая работа.



Без счета не будет на улице света,

Без счёта не сможет подняться ракета.

Без счёта письмо не найдёт адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.


Летит выше звёзд арифметика наша

Уходит в моря, строит здания, пашет,

Сажае деревья, турбиы куёт

До самого неба рукой достаёт.



Считайте ребята, точнее считайте,

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте.

Учебник научит Вас быстрому счёту

Скорей за работу, скорей за работу!

(Ю. Яковлев)

Ещё в 6 веке до нашей эры ПИФАГОР сказал, что мир построен на силе чисел и вы видите на сколько он был прав.

(Связать стихотворение с эпиграфом).


Учитель. Вы уже поняли ребята, что сегодня мы совершили увлекательное путешествие на один из «числовых островов». Это путешествие будет связано со сложением положительных и отрицательных чисел, которое тренирует мышление: надо внимательно посмотреть на числа, выявить связь между ними.


Поэтому запишем тему урока: « Тренируем мышление: сложение положительных и отрицательных чисел».



2. Математическая разминка:




1. Сделать вывод по аналогии


Найти неизвестное число:


Отрицательные 13


Модуль ?






2. Как связано отрицательное число и модуль ?

1

| - 2,7 | = ? | 4 | -? | 0 | - ?








3.

Из данных примеров исключите

один:

|- 5 |- |10 |: |- 2 |

| 0,1|• 10 + |- 4|

|- 2,3| + |2,7|


4. В типографию поступил новый учебник Математики для 6 класса, но к сожелению, в компьютере произошёл сбой, и условие к одному из заданий стало выглядеть так:

- 3,21 - 2,79. (Что забыл поставить компьютер?).

[Модуль].

5. Сравни - 5,5 - 7,2

- 8,9 2,7

- 3,7 0

- 3,11 - 3,1


6. Используя «воздушную» координатную прямую вычислить:

- 5 + ( - 3 )

- 2 + 3 Далее уч – ся задают друг другу

- 8 + 2 примеры.

(Записываю их в три столбика) (нужно для дальнейшей работы).

-5+(-3) -2+3 -8+2


3. Парная работа (с/р).


    1. Имея заготовки координатных прямых учащиеся выполняют самостоятельную работу, в ходе которой проверяется умение складывать положительные и отрицительные числа с помощью координатной прямой (работа в парах).

Карточка № 1



1)


- 7 + (-3) =





2)


- 4 + (-2)





3)

- 6 + (- 3) =


4)


- 5 + (- 2) =


5)


- 1 + (- 3) =






Карточка № 2



1)


- 7 + 3 =


2)


- 4 + 2 =


3)


3 + (- 6) =


4)


2 + (- 5) =



5)


- 3 + 1 =


Карточка № 3.


1)


- 3 + 7 =


2)


- 2 + 4 =






3)


6 + (- 2 ) =


4)


- 2 + 5 =


5)


3 + ( - 1 ) =




Полученными результатами учащиеся дополняют полученную на доске таблицу.

( Важно найти свой столбик).


    1. Вопрос: по какому принципу мы заполнили таблицу ?

    2. Неудобство: каждый раз использовать координату прямой неудобно.

Правило (совместно выводим его).

4. Обучающая самостоятельная работа (устная).



- 35 + ( - 9 ) 35 + ( - 9 )

- 5,6 + ( - 2, 4 ) - 5,6 + 2,4

- 5 + ( - 238 ) 5 + ( - 238 )

3 2 3 2

- 7 + ( - 7 ) - 7 + 7



5.Историческая справка.

(о возникновении отрицательных чисел и о правилах сложения, изложенных индийским математиком Брахмагуптой в 7 в. До н. э.).

(у каждого на столе лежит карточка с правилом)





Современная

запись

Правила Брахмагупты


1.

2.

3.

4.

5.

6.


а + в = с

(- а ) + (- в )= - с

а+(-в)= а-в

а+(-а)=0

0+(-а)= -а

0+а=а

Сумма двух имуществ есть имущество

Сумма двух долгов есть долг

Сумма имущества и долга = их разности

Сумма имущества и равного долга = 0

Сумма 0 и долга есть долг

Сумма 0 и имущества есть имущество.





Учитель предлагает изучить правило Брахмагупты и ведёт диалог с учащимися по его возможному использованию.



6. «Проверь себя» (тесты).


Тесты.


Вариант – 1


  1. -152 + ( - 203 )

а) – 355; б) – 51; в) 355;


  1. 37 + ( - 56 )

а) – 93; б) – 19; в) 19;

  1. - 5,4 + ( - 3,6 )

а) – 1,8; б) 1,8; в) – 9;


  1. - 4,3 + 7,5

а) 3,2; б) – 11,8; в) – 3,2;


  1. ( - 36 + ( - 14)) + 50

а) 100; б) 0; в) 72;


Вариант – 2


  1. - 102 + ( - 178 )

а) – 280; б) – 76; в) 280;

  1. - 37 + 56

а) – 19; б) 19; в) – 93;




  1. - 4,5 + ( - 5,5 )

а) 1; б) – 1; в) – 10;


  1. 4,3 + ( - 7,5 )

а) – 3,2; б) – 11,8; в) 3,2;


  1. ( 36 + ( - 16 )) + 20

а) 0; б) 40; в) – 32;


Учитель предлагает учащимся проверить полученные на уроке знания. Учащиеся выполняют самостоятельную работу в виде теста. Через определённое время учащимся предлагаются павильные ответы для самопроверки. Учащимся предлагают оценить себя.


  1. Итог урока, домашнее задание.

Все знания, полученныена нашем уроке, вам будут необходимы и в дальнейшем. Я надеюсь, что вы не утратите интереса, а напротив, будете стремиться к знаниям более глубоким.

Домашнее задание: п. 32,33 № 1040, 1056.