МБОУ СОШ с.Новотроицкое
Открытый урок по алгебре в 7 классе теме
«Линейное уравнение с одной переменной»
Ноябрь 2015 год
Тема
«Линейное уравнение с одной переменной»
Цель урока:
формирование умений и навыков решения линейных уравнений с одной переменной;
развитие навыков тождественных преобразований, вычислительных навыков;
развитие навыков логического мышления, речевой культуры.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
карточки,
плакаты,
звездочки.
Ход урока
1.Организационный момент (1 мин)
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте дорогие ребята. Тема сегодняшнего урока: «Линейное уравнение с одной переменной». Я думаю, что вам будет интересно, и я успешно проведу урок. За каждый правильный ответ учащийся получает жетон (картонный квадратик). По окончании урока у учащихся подсчитываются жетоны. За определенное число жетонов ученик получает оценку «5»или «4». Наш урок я хочу начать со слов персидско-таджикского поэта Рудаки:
С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек
2.Фронтальная работа с классом, устное решение уравнений (8 мин)
а)«Морской бой»
Класс делится на две команды: команда девочек и команда мальчиков. Победители получат звание «Лучший знаток уравнений».
Правила игры: команды по очереди стреляют, при промахе ход переходит к противнику, при попадании команде предоставляется возможность ответить на вопрос и получить 1 балл. Далее игру продолжает команда, ответившая на вопрос.
Вопросы для игры «Морской бой»
-Что называется уравнением? (Равенство, содержащее букву)
- Что значит решить уравнение? (Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет)
- Что такое корень уравнения? (Корнем уравнения называется число, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство)
- Сформулируйте правило переноса слагаемых из одной части в другую.
Решите уравнения 5 + х = 16 (11)
3у = 12 (4)
3х – 5 = 2х + 3 (8)
2(х – 1) = 6 (4)
б) софизм
Дважды два - пять!
Возьмем верное равенство:
28+8-36=35+10-45
Вынесем за скобки общий множитель:
2(14+4-18)=5(7+2-9)
2∙2(7+2-9)=5(7+2-9)
Теперь, разделив обе части равенства на общий множитель (7+2-9), получим, что 2∙2=5. Где ошибка?
(Ответ: 7+2-9=0, а на нуль делить нельзя.)
(Софизм - рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению. Софизм является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение).
3. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока (5 мин).
Неожиданно пришло сообщение.
Здравствуй, моя дорогая внучка! Очень соскучился по тебе, хочу приехать в гости. Но мне нужна твоя помощь. От моей деревни до железнодорожной станции 20 км. Поезд уходит со станции в 11 часов. Я, хоть уже и немолодой, но хожу быстро, со скоростью 5 км/ч. В котором часу мне надо выйти из дома, чтобы успеть на поезд? Подскажи, пожалуйста, внученька, очень хочется повидаться, а без твоей помощи я боюсь опоздать на поезд. Твой дед. | |
Повторение алгоритма решения линейного уравнения с одной переменной (5 мин).
Решение. Если пешеход выйдет из дома в х ч. утра, то до 11 ч. он шёл бы (11 – х) ч. За это время он прошёл бы 5(11 – х) км. Чтобы он успел на поезд, надо, чтобы это расстояние было не меньше 20 км, т. е. должно выполняться неравенство 5(11 – х) = 20 (Ответ: х = 7).
Алгоритм: Раскрыть скобки в обеих частях уравнения (если есть дробные коэффициенты, то уравнение освободить от дробей). Перенести слагаемые, содержащие переменную в одну часть, а не содержащие в другую. Привести подобные члены в каждой части. 4. Разделить обе части уравнения на коэффициент при переменной (с учётом свойств равносильности при а ≠ 0). | |
5. Работа в тетрадях (10 мин)
Даны 9 уравнений, написанные по три уравнения на карточках. Выходит один ученик, берет первую карточку и решает, другой – вторую, третий – третью. Соответственно каждый «открывает» по три буквы фамилии.
Демонстрируется «ключ» для расшифровки фамилии ПЕРЕЛЬМАН: каждому уравнению соответствует число в таблице (результат решения уравнения), по которому легко определить очередную букву фамилии.
1 | 11 | -4 | 10 | 3 | 0 | -8 | 1,2 |
Л | Р | М | Е | А | Ь | П | Н |
2х – 15 = 3х – 7 (П) 7х – 18 = 3х + 22(Е)
у + 6 = 2у – 5 (Р)
0,3х – 17 = -1,4х (Е)
4у – 10 = -6у (Л)
3х +2 = 6х + 2 (Ь)
1,3х + 2,5 = 0,3х – 1,5 (М)
18 – 5у = 6у – 15 (А)
29 – 13х = 17 – 3х (Н)
Историческая справка (2 мин)
Яков Исидорович Перельман (1882 – 1942) – популярный физик-математик. Один из первых пропагандистов идей К.Э. Циолковского. Автор свыше 100 книг («Занимательная математика», «Занимательная алгебра», «Занимательная физика», «Межпланетные путешествия» и др.), которые переведены на 24 языка народов мира и изданы общим тиражом свыше 13 млн. экземпляров. Именем Перельмана назван кратер на обратной стороне Луны.
6.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (10 мин)
I вариант 5 + 4х = 6 + 3х
5х - 3 = 3х + 1
3(х – 1) = 5 – (2х – 1)
II вариант 6х – 7 = 8 + 3х
4х – 2 = 10 + 2х
х – 3(2х – 1) = -2х
III вариант 6х + 3 = 5х + 17
8х – 10 = 6х + 20
3(2 – х) – 8 = 7 + 2х
7. Домашнее задание (1 мин).
Решите уравнение:
а) 5у – 8 = 2у – 5;
б)
в) (2 + 3х) – (4х – 7) = 10;
г) 2(х – 1,5) + х = 6.
При каком значении у равны значения выражений:
1,2у – 1 и 0,4у + 3?
Решите уравнение:
а) 0,4х – 6 = -12;
б) х + 6 = 5 + 4х;
в) 13 – 3(х + 1) = 4 - 5х;
г) 0,2(3х – 5) – 0,3(х – 1) = -0,7.
При каком значении у значение
выражения 8у + 2 больше значения
выражения 5у + 3 на 5?
Решите уравнение:
а) 1,3х – 2 = 2,6х + 11;
б) ;
в) -6 = -2 – (4 + 9х);
г) 1,2(5 – 4х) = -6(0,8х + 1).
2. При каком значении у сумма
числа 4 и выражения 3у – 0,5
меньше их произведения на
3,5?
(геометрические фигуры соответственно обозначают – задания базового уровня, повышенного и высокого)
8. Рефлексия (3 мин).
Учащиеся отвечают на вопросы.
Назовите тему урока____________________
Какова цель урока?____________________
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке доволен / не доволен
Материал урока мне был понятен / не понятен
Домашнее задание мне кажется легким / трудным
9. Итог урока (3 мин).
Восстановить алгоритм решения неравенств с одной переменной.
Подведение итогов урока