СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 7 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок проведен с использованием наглядности, раздаточного материала. урок носит соревновательный характер

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 7 классе»



МБОУ СОШ с.Новотроицкое














Открытый урок по алгебре в 7 классе теме

«Линейное уравнение с одной переменной»



















Ноябрь 2015 год

Тема

«Линейное уравнение с одной переменной»

Цель урока:

  • формирование умений и навыков решения линейных уравнений с одной переменной;

  • развитие навыков тождественных преобразований, вычислительных навыков;

  • развитие навыков логического мышления, речевой культуры.

Оборудование:

  • компьютер,

  • проектор,

  • карточки,

  • плакаты,

  • звездочки.

Ход урока

1.Организационный момент (1 мин)


Вступительное слово учителя:

Здравствуйте дорогие ребята. Тема сегодняшнего урока: «Линейное уравнение с одной переменной». Я думаю, что вам будет интересно, и я успешно проведу урок. За каждый правильный ответ учащийся получает жетон (картонный квадратик). По окончании урока у учащихся подсчитываются жетоны. За определенное число жетонов ученик получает оценку «5»или «4». Наш урок я хочу начать со слов персидско-таджикского поэта Рудаки:

С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек


2.Фронтальная работа с классом, устное решение уравнений (8 мин)

а)«Морской бой»

Класс делится на две команды: команда девочек и команда мальчиков. Победители получат звание «Лучший знаток уравнений».

Правила игры: команды по очереди стреляют, при промахе ход переходит к противнику, при попадании команде предоставляется возможность ответить на вопрос и получить 1 балл. Далее игру продолжает команда, ответившая на вопрос.


Вопросы для игры «Морской бой»

-Что называется уравнением? (Равенство, содержащее букву)

- Что значит решить уравнение? (Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет)

- Что такое корень уравнения? (Корнем уравнения называется число, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство)

- Сформулируйте правило переноса слагаемых из одной части в другую.

Решите уравнения 5 + х = 16 (11)

3у = 12 (4)

3х – 5 = 2х + 3 (8)

2(х – 1) = 6 (4)

б) софизм

Дважды два - пять!

Возьмем верное равенство:

28+8-36=35+10-45

Вынесем за скобки общий множитель:

2(14+4-18)=5(7+2-9)

2∙2(7+2-9)=5(7+2-9)

Теперь, разделив обе части равенства на общий множитель (7+2-9), получим, что 2∙2=5. Где ошибка?


(Ответ: 7+2-9=0, а на нуль делить нельзя.)


(Софизм - рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению. Софизм является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение).



3. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока (5 мин).


Неожиданно пришло сообщение.


Здравствуй, моя дорогая внучка!

Очень соскучился по тебе, хочу приехать в гости. Но мне нужна твоя помощь. От моей деревни до железнодорожной станции 20 км. Поезд уходит со станции в 11 часов. Я, хоть уже и немолодой, но хожу быстро, со скоростью 5 км/ч. В котором часу мне надо выйти из дома, чтобы успеть на поезд? Подскажи, пожалуйста, внученька, очень хочется повидаться, а без твоей помощи я боюсь опоздать на поезд. Твой дед.





  1. Повторение алгоритма решения линейного уравнения с одной переменной (5 мин).


Решение. Если пешеход выйдет из дома в х ч. утра, то до 11 ч. он шёл бы (11 – х) ч. За это время он прошёл бы 5(11 – х) км. Чтобы он успел на поезд, надо, чтобы это расстояние было не меньше 20 км, т. е. должно выполняться неравенство 5(11 – х) = 20 (Ответ: х = 7).



Алгоритм:

  1. Раскрыть скобки в обеих частях уравнения (если есть дробные коэффициенты, то уравнение освободить от дробей).

  2. Перенести слагаемые, содержащие переменную в одну часть, а не содержащие в другую.

  3. Привести подобные члены в каждой части.

4. Разделить обе части уравнения на коэффициент при переменной (с учётом свойств равносильности при а ≠ 0).



5. Работа в тетрадях (10 мин)

Даны 9 уравнений, написанные по три уравнения на карточках. Выходит один ученик, берет первую карточку и решает, другой – вторую, третий – третью. Соответственно каждый «открывает» по три буквы фамилии.


Демонстрируется «ключ» для расшифровки фамилии ПЕРЕЛЬМАН: каждому уравнению соответствует число в таблице (результат решения уравнения), по которому легко определить очередную букву фамилии.

  1. 1

    11

    -4

    10

    3

    0

    -8

    1,2

    Л

    Р

    М

    Е

    А

    Ь

    П

    Н

    2х – 15 = 3х – 7 (П)

  2. 7х – 18 = 3х + 22(Е)

  3. у + 6 = 2у – 5 (Р)

  4. 0,3х – 17 = -1,4х (Е)

  5. 4у – 10 = -6у (Л)

  6. 3х +2 = 6х + 2 (Ь)

  7. 1,3х + 2,5 = 0,3х – 1,5 (М)

  8. 18 – 5у = 6у – 15 (А)

  9. 29 – 13х = 17 – 3х (Н)

Историческая справка (2 мин)

Яков Исидорович Перельман (1882 – 1942) – популярный физик-математик. Один из первых пропагандистов идей К.Э. Циолковского. Автор свыше 100 книг («Занимательная математика», «Занимательная алгебра», «Занимательная физика», «Межпланетные путешествия» и др.), которые переведены на 24 языка народов мира и изданы общим тиражом свыше 13 млн. экземпляров. Именем Перельмана назван кратер на обратной стороне Луны.


6.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (10 мин)

I вариант 5 + 4х = 6 + 3х

5х - 3 = 3х + 1

3(х – 1) = 5 – (2х – 1)

II вариант 6х – 7 = 8 + 3х

4х – 2 = 10 + 2х

х – 3(2х – 1) = -2х

III вариант 6х + 3 = 5х + 17

8х – 10 = 6х + 20

3(2 – х) – 8 = 7 + 2х

7. Домашнее задание (1 мин).

  1. Решите уравнение:

а) 5у – 8 = 2у – 5;

б)

в) (2 + 3х) – (4х – 7) = 10;

г) 2(х – 1,5) + х = 6.

  1. При каком значении у равны значения выражений:

1,2у – 1 и 0,4у + 3?


  1. Решите уравнение:

а) 0,4х – 6 = -12;

б) х + 6 = 5 + 4х;

в) 13 – 3(х + 1) = 4 - 5х;

г) 0,2(3х – 5) – 0,3(х – 1) = -0,7.

  1. При каком значении у значение

выражения 8у + 2 больше значения

выражения 5у + 3 на 5?


  1. Решите уравнение:

а) 1,3х – 2 = 2,6х + 11;

б) ;

в) -6 = -2 – (4 + 9х);

г) 1,2(5 – 4х) = -6(0,8х + 1).

2. При каком значении у сумма

числа 4 и выражения 3у – 0,5

меньше их произведения на

3,5?

(геометрические фигуры соответственно обозначают – задания базового уровня, повышенного и высокого)

8. Рефлексия (3 мин).

Учащиеся отвечают на вопросы.

Назовите тему урока____________________

Какова цель урока?____________________

На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке доволен / не доволен
Материал урока мне был понятен / не понятен
Домашнее задание мне кажется легким / трудным

9. Итог урока (3 мин).

Восстановить алгоритм решения неравенств с одной переменной.
















  1. Подведение итогов урока


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!