Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тылгынинская средняя общеобразовательная школа имени Иннокентия Никитича Ханды»
муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха Якутия
Технологическая карта
Международное географическое разделение труда
10 класс
Составитель: учитель географии высшей категории
Филиппов Игнатий Гаврильевич
с.Тылгыны, 2019 г
ФИО учителя: Филиппов Игнатий Гаврильевич
Класс: 10
Дата: 22.02.2019
Предмет: География
Тема: Международное географическое разделение труда (профессии стран мира и будет ли мир единой страной?)
Цели урока:
Обучающие:
сформировать понятия «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», ТНК; ознакомить с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике разных стран; дать представление о роли международного географического разделения труда в формировании мирового хозяйства
Развивающие:
Развивать навыки работы с картой;
Вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;
Воспитательные:
Сформировать интерес к мировому хозяйству;
Раскрыть противоречие интеграции мирового хозяйства;
Развивать умение слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;
сформировать мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений, воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
Формировать умение объяснять понятия МГРТ, международная специализация
Формировать умение понимать термины: ТНК, глобализация, антиглобалисты, международная интеграция
Обеспечивать образовательную потребность каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интересов
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность при работе в группе (паре), с учителем.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
Организация учебного пространства:
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методы: проблемно-поисковые; словесные, наглядные, практические, дедуктивные.
Технология:
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, дидактические материалы.
Средства обучения: презентация «Международное географическое разделение труда», учебник «География» 10-11 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, – М.: «Русское слово». 2017
Основные понятия темы: международное географическое разделение труда, международная специализация, мировое хозяйство, глобализация, экономическая интеграция.
Технологическая карта урока:
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формирование УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Фронтальная работа с классом | Добрый день, юноши и девушки. Меня зовут Игнатий Гаврильевич. Ознакомимся с планом работы на уроке, который пройдет в течении 30 минут. После того, как в начале уясним основную тему урока составим картограммы на напольном контуре политической карты. Посоревнуемся в скорости и находчивости. Сделаем выводы по итогам работ. В конце урока побеседуем о глобализации, его последствиях для народов мира. | Приветствие учителя и друг друга. Настрой на учебную деятельность. Организация рабочего места. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя. | Знакомство с планом урока, психологическая подготовка к уроку, осмысление хода работы. Проявление интереса к изучаемому материалу. |
Знакомство с темой урока | Фронтальная работа с классом. Индивидуальная работа. | (слайд ) Сегодня изучим основное понятие экономической географии, с появлением которой хозяйства стран объединились в мировое хозяйство. (слайд ) Подумайте чем будет торговать страна, расположенная в лесной зоне? (лес, бумага) Чего не хватает странам, расположенным в аридных областях? (продукции растениеводства) Вывод – есть места, где чего-то избыточно, и такие, где не хватает ресурсов. | Беседа с учителем. Работают с информацией, представленной в виде рисунка. Рассуждают, отвечают на вопросы. | Познавательные: Общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценки процесса и результатов деятельности. Логические: анализ Коммуникативные: управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Воспроизводить по памяти информацию, выделять общее и частное, устанавливать причинно-следственные связи. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной задачи | Фронтальная работа с классом | Ребята, попробуем сформулировать определения понятия МГРТ - Что разделено? – труд - Существуют разные профессии, специальности среди работников, а как можно иначе сказать о профессии стран? – специализация (слайд ) - Значит МГРТ – это специализация стран на производстве определенной продукции. (слайд ) Первый фактор международной специализации – природные условия и ресурсы, который уступил первенство другому фактору – уровню развития страны. Например пустынная страна СА стала обеспечивать себя зерном и другими продуктами земледелия. - Но можно ли производить, если это невыгодно, если невозможно продать? - Значит существуют условия, необходимые для формирования международного географического разделения труда (по слайду). - На этом слайде видите формы международных отношений, выберем главное направление. - Дайте, пожалуйста, примеры специализации районов РС. | Осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, поочередно высказывают свое мнение. Совместно с учителем формулируют основное понятие, знакомятся с условиями формирования МГРТ, дают примеры специализации территорий. Только предметы первой необходимости (вооружение, продукты) Внешняя торговля Олекм. – картофель Кобяйск. – карась Амга – зерно Вилюйс. – газ Нерюнгр – уголь и т.д. | Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; Коммуникативные умение излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Проявляют интерес к новому содержанию материала. Оценивают уровень владения материалом. Дают примеры. |
Построение проекта выхода из затруднения | Индивидуальная и групповая работа | И так, тема и цель нашего урока – МГРТ, определение специализации некоторых стран, а также поговорим о глобализации хозяйства мира (слайд ) Для этого вместе поработаем на карте (слайд ) Практическая работа – составление картограммы 1 группа «Примеры специализации аграрных стран» (Эквадор, Индия, Колумбия, Аргентина) 2 группа «Примеры специализации сырьевых стран» (Бразилия, Австралия, Канада, Россия) 3 группа «Примеры специализации промышленных стран» (Япония, Франция, США, Италия) 4 группа «Примеры специализации стран, предоставляющих услуги» (Швейцария - финансы, Багамские острова - курорт, Панама – «дешевый флаг» Оборудование: муляжи и макеты, надписи, атлас. Порядок выполнения работы Найдите с помощью атласа на контуре соответствующие страны и отметьте надписью названия страны. Из предоставленных макетов соответствующий поставьте на территорию страны. При затруднении используйте учебник (стр. 109-110), атлас или энциклопедию «Страны мира» Сделайте вывод. | Записывают тему урока в тетрадях. Занимают места в группах. Выполняют предложенные задания на напольном контуре. | Познавательные: Ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления. Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, слушать и понимать речь других людей, задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности, сотрудничества с партнером и учителем. | Правильно понимать задания справляться с ним, выявлять особенности модели, анализировать ее, делать выводы. |
Первичное закрепление | Выступления учащихся, беседа, обобщение | Слайд Промышленные страны – экономически развитые, производят и экспортируют, разнообразную продукцию. Аграрные страны – в основном развивающиеся страны, специализация в большинстве «монокультурное растениеводство». Сырьевые страны – страны, обладающие большой территорией, в связи с этим богатыми природными ресурсами. Страны, предоставляющие услуги, выходят в мир по следующим направлениям –туризм, финансы, транспорт и др. | Выступают, слушают сообщения ребят, участвуют в обсуждении, вносят дополнения | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации. Учет разных мнений, достижение договоренностей и согласование общего решения. Личностные: Осознание ответственности за общее дело. | Уметь объяснять используя картограмму. Сопоставление и сравнение |
Самостоятельная работа на контурной карте | Парная работа | Сначала выполним задание в виде соревнования, по итогам выполненной работы сформулируем основные понятия второй части темы Задание (слайд ) Две группы будете соревноваться на то, кто быстрее разложит флаги интеграционных групп по странам, которые в них входят. Подсказкой будет учебник, карта на стр. 111., и статья в энциклопедии на стр. 213. Кто быстрее закончит получит 3 очка, проигравшие – 2 очка. Чтобы добрать до 5 очков надо будет сделать соответствующие выводы, по выполненной картограмме. Сколько наберете очков, такая будет оценка работы. | Самостоятельно выполняют задания. Формируют следующие выводы: Слайд - Страны интегрируются в основном по регионам - Ю-В Азия, Европа и т.д. - Существуют и отраслевые объединения стран, например, ОПЕК. - Мир постепенно интегрируется, происходит процесс глобализации. - Между собой интегрируются, в большинстве, близкие по уровню развития страны. - | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация; Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения; Личностные: умение адекватно понимать причину успеха / неуспеха в учебной деятельности | Усвоить основные интеграционные группировки стран, их квалификацию. |
Обобщение | Беседа | Глобализация – процесс всемирной интеграции. Он происходит во всех сферах жизни – хозяйственной, культурной, политической. Мир постепенно становится единым целым. Как Вы думаете - больше положительной стороны или негативной в глобализации? Может еще знаете другие интеграционные группы. | Высказывают свое мнение о процессе глобализации, дискутируют. НАТО, АТЭС, ШОС, Лига арабских государств и др. | | |
Домашнее задание | Индивидуальная работа | Изучить текст § 16 учебника, записать определения основных понятий. ТНК – это крупные компании, которые имеют филиалы в нескольких странах. Примеры посмотрите на слайдах, есть ли знакомые названия. Это тоже один из элементов глобализации мира. (слайд) Задание: сфотографировать продукцию ТНК, которая есть у Вас дома, или у соседей, знакомых в количестве 4 или 5 разных наименований, смотря какую оценку хотите получить. И отправить по приложению Ватсап на номер 89627399327 до 1 марта. | Записывают домашнее задание в дневник и тетрадь, или фотографируют. | Личностные: Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию | Организовывать себя на определенную деятельность, делать выбор и нести ответственность за него. Работать с различными источниками информации в поисках фактов-иллюстраций. |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Индивидуальная работа | Устали ли на уроке? Какую специализацию лучше знаете «международную» или «межулусную»? Сложно ли составлять картограммы? Какую картограмму захотелось сделать самим? Кого бы Вы поддержали, тех кто интегрирует мир в единую систему, или антиглобалистов? Сложно ли будет выполнить домашнюю работу? Спасибо за общение, досвидание. | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. | Личностные: Установление связи между целью деятельности и ее результатом – оценивание собственного вклада в работу группы Регулятивные: Выработка критериев оценивания работы в группах. | Выражать собственные чувства и мысли, правильно понимать себя, осуществлять самооценку. Самоконтроль. Оценивать уровень собственной деятельности. Выявлять существенное в собственной работе. |
Приложение 1
Карточка 1
Практическая работа – составление картограммы
1 группа «Примеры специализации аграрных стран» (Эквадор, Судан, Новая Зеландия, Аргентина)
Оборудование: муляжи и макеты, надписи, атлас.
Порядок выполнения работы
Найдите с помощью атласа на контуре соответствующие страны и отметьте надписью названия страны.
Из предоставленных макетов соответствующий поставьте на территорию страны.
При затруднении используйте учебник (стр. 109), атлас или энциклопедию «Страны мира»
Сделайте вывод.
Карточка 2
Практическая работа – составление картограммы
2 группа «Примеры специализации сырьевых стран» (Саудовская Аравия, Австралия, Канада, Россия)
Оборудование: муляжи и макеты, надписи, атлас.
Порядок выполнения работы
Найдите с помощью атласа на контуре соответствующие страны и отметьте надписью названия страны.
Из предоставленных макетов соответствующий поставьте на территорию страны.
При затруднении используйте учебник (стр. 109), атлас или энциклопедию «Страны мира»
Сделайте вывод.
Карточка 3
Практическая работа – составление картограммы
3 группа «Примеры специализации промышленных стран» (Япония, Франция, США, Италия)
Оборудование: муляжи и макеты, надписи, атлас.
Порядок выполнения работы
Найдите с помощью атласа на контуре соответствующие страны и отметьте надписью названия страны.
Из предоставленных макетов соответствующий поставьте на территорию страны.
При затруднении используйте учебник (стр. 109), атлас или энциклопедию «Страны мира»
Сделайте вывод.
Карточка 4
Практическая работа – составление картограммы
4 группа «Примеры специализации стран, предоставляющих услуги» (Швейцария - финансы, Багамские острова - курорт, Панама – «дешевый флаг»
Оборудование: муляжи и макеты, надписи, атлас.
Порядок выполнения работы
Найдите с помощью атласа на контуре соответствующие страны и отметьте надписью названия страны.
Из предоставленных макетов соответствующий поставьте на территорию страны.
При затруднении используйте учебник (стр. 109), атлас или энциклопедию «Страны мира»
Сделайте вывод.