СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Международное географическое разделение труда"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает технологическую карту, презентацию, раздаточные материалы.

На данной публикации только технологическая карта.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Международное географическое разделение труда"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тылгынинская средняя общеобразовательная школа имени Иннокентия Никитича Ханды»

муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха Якутия










Технологическая карта


Международное географическое разделение труда


10 класс






Составитель: учитель географии высшей категории

Филиппов Игнатий Гаврильевич














с.Тылгыны, 2019 г

ФИО учителя: Филиппов Игнатий Гаврильевич

Класс: 10

Дата: 22.02.2019

Предмет: География

Тема: Международное географическое разделение труда (профессии стран мира и будет ли мир единой страной?)

Цели урока:

Обучающие:

сформировать понятия «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная экономическая ин­теграция», ТНК; ознакомить с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике разных стран; дать представление о роли между­народного географического разделения труда в формировании мирового хозяйства

Развивающие:

  • Развивать навыки работы с картой;

  • Вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;

Воспитательные:

  • Сформировать интерес к мировому хозяйству;

  • Раскрыть противоречие интеграции мирового хозяйства;

  • Развивать умение слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;

  • сформировать мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений, воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной.

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

  • Формировать умение объяснять понятия МГРТ, международная специализация

  • Формировать умение понимать термины: ТНК, глобализация, антиглобалисты, международная интеграция

  • Обеспечивать образовательную потребность каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интересов

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  • Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

  • Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность при работе в группе (паре), с учителем.

Регулятивные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

  • Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

  • Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  • Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  • Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Организация учебного пространства:

Формы работы: индивидуальная, групповая

Методы: проблемно-поисковые; словесные, наглядные, практические, дедуктивные.

Технология:

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, дидактические материалы.

Средства обучения: презентация «Международное географическое разделение труда», учебник «География» 10-11 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, – М.: «Русское слово». 2017

Основные понятия темы: международное географическое разделение труда, международная специализация, мировое хозяйство, глобализация, экономическая интеграция.

Технологическая карта урока:


Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формирование УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.



Фронтальная работа с классом

Добрый день, юноши и девушки. Меня зовут Игнатий Гаврильевич.

Ознакомимся с планом работы на уроке, который пройдет в течении 30 минут.

После того, как в начале уясним основную тему урока составим картограммы на напольном контуре политической карты. Посоревнуемся в скорости и находчивости. Сделаем выводы по итогам работ.

В конце урока побеседуем о глобализации, его последствиях для народов мира.


Приветствие учителя и друг друга. Настрой на учебную деятельность. Организация рабочего места.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя.

Знакомство с планом урока, психологическая подготовка к уроку, осмысление хода работы. Проявление интереса к изучаемому материалу.

Знакомство с темой урока

Фронтальная работа с классом. Индивидуальная работа.

(слайд )

Сегодня изучим основное понятие экономической географии, с появлением которой хозяйства стран объединились в мировое хозяйство.

(слайд )

Подумайте чем будет торговать страна, расположенная в лесной зоне? (лес, бумага)

Чего не хватает странам, расположенным в аридных областях? (продукции растениеводства)

Вывод – есть места, где чего-то избыточно, и такие, где не хватает ресурсов.


Беседа с учителем. Работают с информацией, представленной в виде рисунка. Рассуждают, отвечают на вопросы.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценки процесса и результатов деятельности.

Логические: анализ

Коммуникативные: управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Воспроизводить по памяти информацию, выделять общее и частное, устанавливать причинно-следственные связи.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной задачи

Фронтальная работа с классом

Ребята, попробуем сформулировать определения понятия МГРТ

- Что разделено? – труд

- Существуют разные профессии, специальности среди работников, а как можно иначе сказать о профессии стран? – специализация

(слайд )

- Значит МГРТ – это специализация стран на производстве определенной продукции.

(слайд )

Первый фактор международной специализации – природные условия и ресурсы, который уступил первенство другому фактору – уровню развития страны. Например пустынная страна СА стала обеспечивать себя зерном и другими продуктами земледелия.


- Но можно ли производить, если это невыгодно, если невозможно продать?

- Значит существуют условия, необходимые для формирования международного географического разделения труда (по слайду).

- На этом слайде видите формы международных отношений, выберем главное направление.

- Дайте, пожалуйста, примеры специализации районов РС.

Осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию.

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, поочередно высказывают свое мнение. Совместно с учителем формулируют основное понятие, знакомятся с условиями формирования МГРТ, дают примеры специализации территорий.













Только предметы первой необходимости (вооружение, продукты)





Внешняя торговля

Олекм. – картофель

Кобяйск. – карась

Амга – зерно

Вилюйс. – газ

Нерюнгр – уголь и т.д.

Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Коммуникативные 

умение излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Проявляют интерес к новому содержанию материала. Оценивают уровень владения материалом.

Дают примеры.


Построение проекта выхода из затруднения

Индивидуальная и групповая работа

И так, тема и цель нашего урока – МГРТ, определение специализации некоторых стран, а также поговорим о глобализации хозяйства мира (слайд )

Для этого вместе поработаем на карте

(слайд )

Практическая работа – составление картограммы

1 группа «Примеры специализации аграрных стран» (Эквадор, Индия, Колумбия, Аргентина)

2 группа «Примеры специализации сырьевых стран» (Бразилия, Австралия, Канада, Россия)

3 группа «Примеры специализации промышленных стран» (Япония, Франция, США, Италия)

4 группа «Примеры специализации стран, предоставляющих услуги» (Швейцария - финансы, Багамские острова - курорт, Панама – «дешевый флаг»

Оборудование:  муляжи и макеты, надписи, атлас.

Порядок выполнения работы

  1. Найдите с помощью атласа на контуре соответствующие страны и отметьте надписью названия страны.

  2. Из предоставленных макетов соответствующий поставьте на территорию страны.

  3. При затруднении используйте учебник (стр. 109-110), атлас или энциклопедию «Страны мира»

  4. Сделайте вывод.


Записывают тему урока в тетрадях.











Занимают места в группах. Выполняют предложенные задания на напольном контуре.





























Познавательные: Ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления.

Коммуникативные: 

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, слушать и понимать речь других людей, задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности, сотрудничества с партнером и учителем.


Правильно понимать задания справляться с ним, выявлять особенности модели, анализировать ее, делать выводы.


Первичное закрепление

Выступления учащихся, беседа, обобщение

Слайд

Промышленные страны – экономически развитые, производят и экспортируют, разнообразную продукцию.

Аграрные страны – в основном развивающиеся страны, специализация в большинстве «монокультурное растениеводство».

Сырьевые страны – страны, обладающие большой территорией, в связи с этим богатыми природными ресурсами.

Страны, предоставляющие услуги, выходят в мир по следующим направлениям –туризм, финансы, транспорт и др.


Выступают, слушают сообщения ребят, участвуют в обсуждении, вносят дополнения


Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации. Учет разных мнений, достижение договоренностей и согласование общего решения.

Личностные: 

Осознание ответственности за общее дело.

Уметь объяснять используя картограмму. Сопоставление и сравнение

Самостоятельная работа на контурной карте

Парная работа

Сначала выполним задание в виде соревнования, по итогам выполненной работы сформулируем основные понятия второй части темы

Задание (слайд )

Две группы будете соревноваться на то, кто быстрее разложит флаги интеграционных групп по странам, которые в них входят. Подсказкой будет учебник, карта на стр. 111., и статья в энциклопедии на стр. 213.

Кто быстрее закончит получит 3 очка, проигравшие – 2 очка.

Чтобы добрать до 5 очков надо будет сделать соответствующие выводы, по выполненной картограмме.

Сколько наберете очков, такая будет оценка работы.


Самостоятельно выполняют задания. Формируют следующие выводы:

Слайд

- Страны интегрируются в основном по регионам - Ю-В Азия, Европа и т.д.

- Существуют и отраслевые объединения стран, например, ОПЕК.

- Мир постепенно интегрируется, происходит процесс глобализации.

- Между собой интегрируются, в большинстве, близкие по уровню развития страны.

-

Познавательные: 

анализ, сравнение,

обобщение, классификация;

Регулятивные:

саморегуляция в

ситуации затруднения;

Личностные:

умение адекватно понимать причину успеха / неуспеха в учебной деятельности


Усвоить основные интеграционные группировки стран, их квалификацию.

Обобщение

Беседа

Глобализация – процесс всемирной интеграции. Он происходит во всех сферах жизни – хозяйственной, культурной, политической.

Мир постепенно становится единым целым. Как Вы думаете - больше положительной стороны или негативной в глобализации?

Может еще знаете другие интеграционные группы.

Высказывают свое мнение о процессе глобализации, дискутируют.








НАТО, АТЭС, ШОС, Лига арабских государств и др.



Домашнее задание

Индивидуальная работа

Изучить текст § 16 учебника, записать определения основных понятий.

ТНК – это крупные компании, которые имеют филиалы в нескольких странах. Примеры посмотрите на слайдах, есть ли знакомые названия. Это тоже один из элементов глобализации мира. (слайд)

Задание: сфотографировать продукцию ТНК, которая есть у Вас дома, или у соседей, знакомых в количестве 4 или 5 разных наименований, смотря какую оценку хотите получить. И отправить по приложению Ватсап на номер 89627399327 до 1 марта.

Записывают домашнее задание в дневник и тетрадь, или фотографируют.

Личностные:

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

Организовывать себя на определенную деятельность, делать выбор и нести ответственность за него. Работать с различными источниками информации в поисках фактов-иллюстраций.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Индивидуальная работа

Устали ли на уроке?

Какую специализацию лучше знаете «международную» или «межулусную»?

Сложно ли составлять картограммы?

Какую картограмму захотелось сделать самим?

Кого бы Вы поддержали, тех кто интегрирует мир в единую систему, или антиглобалистов?

Сложно ли будет выполнить домашнюю работу?



Спасибо за общение, досвидание.


Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Личностные:

Установление связи между целью деятельности и ее результатом – оценивание собственного вклада в работу группы

Регулятивные:

Выработка критериев оценивания работы в группах.

Выражать собственные чувства и мысли, правильно понимать себя, осуществлять самооценку. Самоконтроль. Оценивать уровень собственной деятельности. Выявлять существенное в собственной работе.




























Приложение 1

Карточка 1

Практическая работа – составление картограммы

1 группа «Примеры специализации аграрных стран» (Эквадор, Судан, Новая Зеландия, Аргентина)

Оборудование:  муляжи и макеты, надписи, атлас.

Порядок выполнения работы

  1. Найдите с помощью атласа на контуре соответствующие страны и отметьте надписью названия страны.

  2. Из предоставленных макетов соответствующий поставьте на территорию страны.

  3. При затруднении используйте учебник (стр. 109), атлас или энциклопедию «Страны мира»

  4. Сделайте вывод.



Карточка 2

Практическая работа – составление картограммы

2 группа «Примеры специализации сырьевых стран» (Саудовская Аравия, Австралия, Канада, Россия)

Оборудование:  муляжи и макеты, надписи, атлас.

Порядок выполнения работы

  1. Найдите с помощью атласа на контуре соответствующие страны и отметьте надписью названия страны.

  2. Из предоставленных макетов соответствующий поставьте на территорию страны.

  3. При затруднении используйте учебник (стр. 109), атлас или энциклопедию «Страны мира»

  4. Сделайте вывод.


Карточка 3

Практическая работа – составление картограммы

3 группа «Примеры специализации промышленных стран» (Япония, Франция, США, Италия)

Оборудование:  муляжи и макеты, надписи, атлас.

Порядок выполнения работы

  1. Найдите с помощью атласа на контуре соответствующие страны и отметьте надписью названия страны.

  2. Из предоставленных макетов соответствующий поставьте на территорию страны.

  3. При затруднении используйте учебник (стр. 109), атлас или энциклопедию «Страны мира»

  4. Сделайте вывод.


Карточка 4

Практическая работа – составление картограммы

4 группа «Примеры специализации стран, предоставляющих услуги» (Швейцария - финансы, Багамские острова - курорт, Панама – «дешевый флаг»

Оборудование:  муляжи и макеты, надписи, атлас.

Порядок выполнения работы

  1. Найдите с помощью атласа на контуре соответствующие страны и отметьте надписью названия страны.

  2. Из предоставленных макетов соответствующий поставьте на территорию страны.

  3. При затруднении используйте учебник (стр. 109), атлас или энциклопедию «Страны мира»

  4. Сделайте вывод.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!