Открытый урок по обществознанию
Тема: Межличностные отношения.
Тип урока: урок – тренинг (второй урок по теме).
Урок проводится за круглым столом.
Класс: 7 «А»
Цели и задачи:
1.Установить факторы, влияющие на становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также рассмотрение форм организации общения;
2. Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе;
3. Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия.
Оборудование к уроку: Мультимедийный проектор, экран, презентация, пустые пробирки .
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Повторение изученного.
На протяжении уже нескольких уроков мы с вами изучаем тему «Подросток в социальной среде». Давайте посмотрим, какими знаниями по изученным темам раздела вы обладаете.
Вопросы:
Что такое социальная среда подростка?
Кто оказывает прямое влияние на подростка?
Какое значение имеет для подростка группа, в которую он входит?
Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе?
Какие отношения называются межличностными?
Какие барьеры общения существуют?
Какими бывают межличностные отношения?
Как они (отношения) подразделяются по форме?
3.Мотивация урока.
Мы уже выяснили на предыдущих уроках, что формирование и развитие личности, а также деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди вступают друг с другом в разнообразные межличностные отношения. Мы с вами знаем, что межличностные отношения еще называют психологическими, потому что в контактах между людьми присутствуют чувства и эмоции. А подростки более эмоциональны и чувствительны и поэтому у них очень часто возникают барьеры в общении. О них мы и поговорим сегодня на уроке.
4.Изучение нового материала.
Существует несколько видов барьеров общения, мы сегодня рассмотрим такие барьеры: (слайд 4)

Барьеры взаимодействия включают в себя такие барьеры:
( Учитель коротко разъясняет каждый барьер)

(слайд 5)
Барьеры восприятия и понимания включают в себя такие барьеры:
( Учитель коротко разъясняет каждый барьер)

(слайд 6)
Коммуникативные барьеры включают в себя такие барьеры:
( Учитель коротко разъясняет каждый барьер)

(слайд 7)
Сейчас на практике мы с вами и рассмотрим несколько барьеров. Это будет барьер взаимоотношения, барьер установки и барьер взаимопонимания.
Каждый человек стремиться, чтобы его понимали. Но не все при этом стремлении делают все необходимое для того, чтобы смысл его речи был ясным, стремления отчетливыми, цели обоснованными. В общении в возникшем непонимании чаще всего виноваты обе стороны.
5.Тренинг «Взаимоотношение в группе».
Инструкция.
Четыре человека сидя по квадрату. За их спиной еще четыре участника держат таблички. На табличках написано то отношение или манера поведения, которую необходимо демонстрировать, по отношению к тому человеку, за которым табличка.
Я буду вести беседу, так чтобы вы догадались, что за поведение демонстрируют участники друг к другу.
Анализ тренинга.
• Все сразу поняли, что нужно делать?
• Что принесло успех делу? (Все помогали друг другу).
• Что мешало?
6. Тренинг « Пробирки»
Позицию человека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто, еще не начав разговор, человек бывает убежден в неправоте своего собеседника. В основе его лежит установка, т. е. сформировавшаяся в человеке оценка, стереотип, готовность к определенному действию, отрицательные реакции, предубеждение.
Инструкция.
В этих пробирка два дня назад находились разные жидкости, а именно: бензин, уксусная кислота, духи и чистая дистиллированная вода. Потом эти вылили, запах практически выветрился, но все же уловить его можно. У каждой пробирки свой номер. Ваша задача определить в какой пробирке находилась та или иная жидкость.
Анализ тренинга.
-В пробирке №1 какая была жидкость? (далее между детьми завязывается спор, каждый доказывает свою точку зрения)
- Ребята, не спорьте! Я открою вам секрет: эти пробирки совершенно чистые, в них не было этих жидкостей.
-Почему вы уловили запахи этих жидкостей?
Потому что мной была дана установка ! Поэтому старайтесь избегать и не формировать мнение о человеке по мнению другого человека, и не оценивать по первичному впечатлению.
7.Тренинг «Взаимопонимание в группе».
Человек живет среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Большое значение в межличностных отношениях имеет взаимопонимание. Многие из вас наверняка были в ситуации, когда переданная информация о событиях или о вас самих доставляла вам массу неприятных эмоций. Сейчас мы увидим механизм передачи информации. Может быть, это поможет вам в будущем.
Инструкция.
Сейчас мы с вами проведем тренинг на взаимопонимание. Задача участников – как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5-6 учащихся) выйдут за дверь и будут по одному заходить в класс. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передаст ее следующему вошедшему, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник – третьему и т.д.
Запоминать информацию вы можете, как хотите, кроме письменной записи.
-Кто желает принять участие в тренинге? (Желающие уходят).
-Я обращаю внимание оставшихся на то, что вы должны внимательно следить за происходящим, фиксируя:
-Способы слушания, использованные участниками,
-Искажение информации и с чем они связаны.
-Вы должны также соблюдать тишину, не подсказывать и не мешать участникам.
Информация.
Во время перемены заходила Валентина Германовна и сказала, что из-за того, что у Ирины Михайловны сын заболел свинкой, ее завтра не будет и вместо истории будет биология. Не забудьте, на носу конец четверти, время зря не теряйте, зарабатывайте хорошие оценки. Скоро Новый год – от нашего класса на праздник нужен номер художественной самодеятельности. Подумайте, что покажем. Алевтина Леонидовна просила передать, чтобы Кузнецов зашел к ней после уроков, забрал книжку.
-Вы готовы передать информацию?
- Пригласите следующего участника.
Анализ тренинга.
Слово предоставляется
А) участникам игры,
Б) учащимся для анализа действий участников тренинга.
• Какими способами слушания и запоминания пользовались участники игры?
• Какая информация запоминалась лучше?
• Какие произошли искажения информации?
• С чем связаны искажения?
• Умеем ли мы слушать и слышать другого человека?
В) учителю.
Итоги тренинга.
- Не стесняйтесь задавать вопросы, проясните непонятное.
- При необходимости повторяйте информацию в присутствии собеседника, точно воспроизведя ее или своими словами.
- Старайтесь выделить самую суть сообщения, игнорируя в случае необходимости второстепенные детали.
8. Итог
- С какими видами барьеров мы сегодня с вами познакомились?
- Что нужно сделать, что бы эти барьеры не возникали?
-Для полноценного взаимодействия мало владеть информацией, важно уметь сообщить ее людям, важно понимать друг друга, а этому надо учиться. Мы слышим не всегда то, что нам говорят. Слушать и слышать – это не одно и то же. Учитесь уважать друг друга и не делайте поспешных выводов о человеке. Благодарю всех участников.
Домашнее задание. §12, подобрать иллюстрации из Интернета по теме «Межличностные отношения глазами художников» и подобрать пословицы, поговорки, афоризмы по межличностным отношениям.

Тренинг «Пробирки»