СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Межличностные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Межличностные отношения". Урок- тренинг (второй урок по теме).Урок проводится за круглым столом. Целевая аудитория: 7 класс. Задача урока показать и снять барьеры, которые возникают при общении подростков. Снятие барьеров позволяет повысить самооценку подростка.

Просмотр содержимого документа
«Межличностные отношения»

Открытый урок по обществознанию

Тема: Межличностные отношения.

Тип урока: урок – тренинг (второй урок по теме).

Урок проводится за круглым столом.

Класс: 7 «А»

Цели и задачи:

1.Установить факторы, влияющие на становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также рассмотрение форм организации общения;

2. Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе;

3. Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия.

Оборудование к уроку: Мультимедийный проектор, экран, презентация, пустые пробирки .

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Повторение изученного.

На протяжении уже нескольких уроков мы с вами изучаем тему «Подросток в социальной среде». Давайте посмотрим, какими знаниями по изученным темам раздела вы обладаете.

Вопросы:

Что такое социальная среда подростка?

Кто оказывает прямое влияние на подростка?

Какое значение имеет для подростка группа, в которую он входит?

Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе?

Какие отношения называются межличностными?

Какие барьеры общения существуют?

Какими бывают межличностные отношения?

Как они (отношения) подразделяются по форме?

3.Мотивация урока.

Мы уже выяснили на предыдущих уроках, что формирование и развитие личности, а также деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди вступают друг с другом в разнообразные межличностные отношения. Мы с вами знаем, что межличностные отношения еще называют психологическими, потому что в контактах между людьми присутствуют чувства и эмоции. А подростки более эмоциональны и чувствительны и поэтому у них очень часто возникают барьеры в общении. О них мы и поговорим сегодня на уроке.

4.Изучение нового материала.

Существует несколько видов барьеров общения, мы сегодня рассмотрим такие барьеры: (слайд 4)



Барьеры взаимодействия включают в себя такие барьеры:

( Учитель коротко разъясняет каждый барьер)





(слайд 5)

Барьеры восприятия и понимания включают в себя такие барьеры:

( Учитель коротко разъясняет каждый барьер)

(слайд 6)

Коммуникативные барьеры включают в себя такие барьеры:

( Учитель коротко разъясняет каждый барьер)

(слайд 7)

Сейчас на практике мы с вами и рассмотрим несколько барьеров. Это будет барьер взаимоотношения, барьер установки и барьер взаимопонимания.

Каждый человек стремиться, чтобы его понимали. Но не все при этом стремлении делают все необходимое для того, чтобы смысл его речи был ясным, стремления отчетливыми, цели обоснованными. В общении в возникшем непонимании чаще всего виноваты обе стороны.

5.Тренинг «Взаимоотношение в группе».

Инструкция.

Четыре человека сидя по квадрату. За их спиной еще четыре участника держат таблички. На табличках написано то отношение или манера поведения, которую необходимо демонстрировать, по отношению к тому человеку, за которым табличка.

Я буду вести беседу, так чтобы вы догадались, что за поведение демонстрируют участники друг к другу.

Анализ тренинга.

• Все сразу поняли, что нужно делать?

• Что принесло успех делу? (Все помогали друг другу).

• Что мешало?

6. Тренинг « Пробирки»

Позицию человека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто, еще не начав разговор, человек бывает убежден в неправоте своего собеседника. В основе его лежит установка, т. е. сформировавшаяся в человеке оценка, стереотип, готовность к определенному действию, отрицательные реакции, предубеждение.

Инструкция.

В этих пробирка два дня назад находились разные жидкости, а именно: бензин, уксусная кислота, духи и чистая дистиллированная вода. Потом эти вылили, запах практически выветрился, но все же уловить его можно. У каждой пробирки свой номер. Ваша задача определить в какой пробирке находилась та или иная жидкость.

Анализ тренинга.

-В пробирке №1 какая была жидкость? (далее между детьми завязывается спор, каждый доказывает свою точку зрения)

- Ребята, не спорьте! Я открою вам секрет: эти пробирки совершенно чистые, в них не было этих жидкостей.

-Почему вы уловили запахи этих жидкостей?

Потому что мной была дана установка ! Поэтому старайтесь избегать и не формировать мнение о человеке по мнению другого человека, и не оценивать по первичному впечатлению.

7.Тренинг «Взаимопонимание в группе».

Человек живет среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Большое значение в межличностных отношениях имеет взаимопонимание. Многие из вас наверняка были в ситуации, когда переданная информация о событиях или о вас самих доставляла вам массу неприятных эмоций. Сейчас мы увидим механизм передачи информации. Может быть, это поможет вам в будущем.

Инструкция.

Сейчас мы с вами проведем тренинг на взаимопонимание. Задача участников – как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5-6 учащихся) выйдут за дверь и будут по одному заходить в класс. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передаст ее следующему вошедшему, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник – третьему и т.д.

Запоминать информацию вы можете, как хотите, кроме письменной записи.

-Кто желает принять участие в тренинге? (Желающие уходят).

-Я обращаю внимание оставшихся на то, что вы должны внимательно следить за происходящим, фиксируя:

-Способы слушания, использованные участниками,

-Искажение информации и с чем они связаны.

-Вы должны также соблюдать тишину, не подсказывать и не мешать участникам.

Информация.

Во время перемены заходила Валентина Германовна и сказала, что из-за того, что у Ирины Михайловны сын заболел свинкой, ее завтра не будет и вместо истории будет биология. Не забудьте, на носу конец четверти, время зря не теряйте, зарабатывайте хорошие оценки. Скоро Новый год – от нашего класса на праздник нужен номер художественной самодеятельности. Подумайте, что покажем. Алевтина Леонидовна просила передать, чтобы Кузнецов зашел к ней после уроков, забрал книжку.

-Вы готовы передать информацию?

- Пригласите следующего участника.

Анализ тренинга.

Слово предоставляется

А) участникам игры,

Б) учащимся для анализа действий участников тренинга.

• Какими способами слушания и запоминания пользовались участники игры?

• Какая информация запоминалась лучше?

• Какие произошли искажения информации?

• С чем связаны искажения?

• Умеем ли мы слушать и слышать другого человека?

В) учителю.

Итоги тренинга.

- Не стесняйтесь задавать вопросы, проясните непонятное.

- При необходимости повторяйте информацию в присутствии собеседника, точно воспроизведя ее или своими словами.

- Старайтесь выделить самую суть сообщения, игнорируя в случае необходимости второстепенные детали.

8. Итог

- С какими видами барьеров мы сегодня с вами познакомились?

- Что нужно сделать, что бы эти барьеры не возникали?

-Для полноценного взаимодействия мало владеть информацией, важно уметь сообщить ее людям, важно понимать друг друга, а этому надо учиться. Мы слышим не всегда то, что нам говорят. Слушать и слышать – это не одно и то же. Учитесь уважать друг друга и не делайте поспешных выводов о человеке. Благодарю всех участников.

Домашнее задание. §12, подобрать иллюстрации из Интернета по теме «Межличностные отношения глазами художников» и подобрать пословицы, поговорки, афоризмы по межличностным отношениям.



Тренинг «Пробирки»

Просмотр содержимого презентации
«Межличностные отношения»

Межличностные отношения.

Межличностные отношения.

Цели урока:

Цели урока:

  • 1.Установить факторы, влияющие на становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также рассмотрение форм организации общения;
  • 2. Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе;
  • 3. Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия.
Вопросы:

Вопросы:

  • Что такое социальная среда подростка?
  • Кто оказывает прямое влияние на подростка?
  • Какое значение имеет для подростка группа, в которую он входит?
  • Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе?
  • Какие отношения называются межличностными?
Кого называют «своими», «чужими», «иными»? Что обозначает выражение « круг знакомств»? Как часто у вас появляются новые друзья? Если вы оказались в чужой компании, легко ли вам там общаться?
  • Кого называют «своими», «чужими», «иными»?
  • Что обозначает выражение « круг знакомств»?
  • Как часто у вас появляются новые друзья?
  • Если вы оказались в чужой компании, легко ли вам там общаться?
Барьеры общения Барьеры взаимодействия Барьеры восприятия и понимания Коммуникативные барьеры

Барьеры

общения

Барьеры

взаимодействия

Барьеры

восприятия и

понимания

Коммуникативные

барьеры

Барьеры взаимодействия Мотивационный барьер Этический барьер Барьер стилей общения

Барьеры

взаимодействия

Мотивационный

барьер

Этический

барьер

Барьер стилей

общения

Коммуникативные барьеры Некомпетентность Неумение слушать Неумение выражать свои мысли Барьер модальностей Плохая техника речи Барьер характера

Коммуникативные

барьеры

Некомпетентность

Неумение слушать

Неумение выражать

свои мысли

Барьер модальностей

Плохая техника речи

Барьер характера

Барьеры восприятия и понимания: Эстетический барьер Психологическая защита Разное социальное положение Барьер установки Барьер отрицательных эмоций Барьер двойника Состояние здоровья Барьер взаимопонимания Барьер взаимоотношения

Барьеры восприятия и понимания:

Эстетический барьер

Психологическая защита

Разное социальное положение

Барьер установки

Барьер отрицательных эмоций

Барьер двойника

Состояние здоровья

Барьер взаимопонимания

Барьер взаимоотношения

Эстетический барьер   ВОЗНИКАЕТ В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА СОБЕСЕДНИК НЕОПРЯТНО, НЕРЯШЛИВО ОДЕТ ИЛИ ОБСТАНОВКА В ЕГО КОМНАТЕ, ВИД РАБОЧЕГО СТОЛА НЕ РАСПОЛАГАЮТ К БЕСЕДЕ.

Эстетический барьер

ВОЗНИКАЕТ В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА СОБЕСЕДНИК НЕОПРЯТНО, НЕРЯШЛИВО ОДЕТ ИЛИ ОБСТАНОВКА В ЕГО КОМНАТЕ, ВИД РАБОЧЕГО СТОЛА НЕ РАСПОЛАГАЮТ К БЕСЕДЕ.

Разное социальное положение    ВОЗНИКАЕТ ПРИ ОБЩЕНИИ БОГАТОГО И БЕДНОГО ИЛИ ПРИ ОБЩЕНИИ НАЧАЛЬНИКА И ПОДЧИНЕННОГО .

Разное социальное положение

ВОЗНИКАЕТ ПРИ ОБЩЕНИИ БОГАТОГО И БЕДНОГО ИЛИ ПРИ ОБЩЕНИИ НАЧАЛЬНИКА И ПОДЧИНЕННОГО .

Барьер отрицательных эмоций  ВОЗНИКАЕТ В ОБЩЕНИИ С РАССТРОЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.

Барьер отрицательных эмоций

ВОЗНИКАЕТ В ОБЩЕНИИ С РАССТРОЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.

Состояние здоровья  БАРЬЕР ВОЗНИКАЕТ В ОБЩЕНИИ С БОЛЬНЫМ (ФИЗИЧЕСКИ ИЛИ ДУХОВНО) ЧЕЛОВЕКОМ.  НАПРИМЕР: ЧЕЛОВЕК С БОЛЬНЫМ ЗУБОМ.

Состояние здоровья

БАРЬЕР ВОЗНИКАЕТ В ОБЩЕНИИ С БОЛЬНЫМ (ФИЗИЧЕСКИ ИЛИ ДУХОВНО) ЧЕЛОВЕКОМ. НАПРИМЕР: ЧЕЛОВЕК С БОЛЬНЫМ ЗУБОМ.

Барьер взаимоотношения ВОЗНИКАЕТ, КОГДА ОБЕ СТОРОНЫ НЕ ПЫТАЮТСЯ В ТОЧНОСТИ ПЕРЕДАТЬ СМЫСЛ СВОЕГО РАССКАЗА, НЕ ПЫТАЮТСЯ ПОХВАЛИТЬ ДРУГ ДРУГА ИЛИ СДЕЛАТЬ КОМПЛЕМЕНТ.

Барьер взаимоотношения

ВОЗНИКАЕТ, КОГДА ОБЕ СТОРОНЫ НЕ ПЫТАЮТСЯ В ТОЧНОСТИ ПЕРЕДАТЬ СМЫСЛ СВОЕГО РАССКАЗА, НЕ ПЫТАЮТСЯ ПОХВАЛИТЬ ДРУГ ДРУГА ИЛИ СДЕЛАТЬ КОМПЛЕМЕНТ.

Психологическая защита ВОЗНИКАЕТ КОГДА СОБЕСЕДНИК НЕ ХОЧЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ И ПЫТАЕТСЯ ПЕРЕВЕСТИ РАЗГОВОР НА ДРУГУЮ ТЕМУ.  ЧЕЛОВЕК ЗАКРЫВАЕТСЯ ОТ РАЗГОВОРА.

Психологическая защита

ВОЗНИКАЕТ КОГДА СОБЕСЕДНИК НЕ ХОЧЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ И ПЫТАЕТСЯ ПЕРЕВЕСТИ РАЗГОВОР НА ДРУГУЮ ТЕМУ. ЧЕЛОВЕК ЗАКРЫВАЕТСЯ ОТ РАЗГОВОРА.

Барьер установки ВОЗНИКАЕТ КОГДА ОДИН ИЗ СОБЕСЕДНИКОВ ОБЛАДАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЙ УСТАНОВКОЙ.  ПРИМЕР: ПЕРЕД ЗНАКОМСТВОМ С ЧЕЛОВЕКОМ ВАМ СКАЗАЛИ, ЧТО ОН ЛЖЕЦ.

Барьер установки

ВОЗНИКАЕТ КОГДА ОДИН ИЗ СОБЕСЕДНИКОВ ОБЛАДАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЙ УСТАНОВКОЙ. ПРИМЕР: ПЕРЕД ЗНАКОМСТВОМ С ЧЕЛОВЕКОМ ВАМ СКАЗАЛИ, ЧТО ОН ЛЖЕЦ.

Барьер двойника ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО МЫ НЕВОЛЬНО СУДИМ О КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ ПО СЕБЕ, ЖДЕМ ОТ СОБЕСЕДНИКА ТАКОГО ПОСТУПКА, КАКОЙ СОВЕРШИЛИ БЫ НА ЕГО МЕСТЕ.

Барьер двойника

ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО МЫ НЕВОЛЬНО СУДИМ О КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ ПО СЕБЕ, ЖДЕМ ОТ СОБЕСЕДНИКА ТАКОГО ПОСТУПКА, КАКОЙ СОВЕРШИЛИ БЫ НА ЕГО МЕСТЕ.

Барьер взаимопонимания ВОЗНИКАЕТ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОЛНОЙ И ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ, А ТАК ЖЕ ПРИ НИЗКОМ УРОВНЕ ИНТЕЛЛЕКТА СОБЕСЕДНИКА.

Барьер взаимопонимания

ВОЗНИКАЕТ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОЛНОЙ И ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ, А ТАК ЖЕ ПРИ НИЗКОМ УРОВНЕ ИНТЕЛЛЕКТА СОБЕСЕДНИКА.

Барьеры общения

Барьеры общения

  • 1. Барьер взаимоотношения
  • 2. Барьер установки
  • 3. Барьер взаимопонимания
http://d2c.infogin.com/en-us/ig8del/lnk000/=http:/rucoin.ru/IGCODEigacto_3D1_26igimpersonate_3D100_26igorg_3D01p4963F53Ac40igSrcDest=19 http://www.rw-base.ru/forum/viewtopic.php?t=626&postdays=0&postorder=asc&start=36 http://darudar.org/gift/wishers/610593/ http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=18&art=256
  • http://d2c.infogin.com/en-us/ig8del/lnk000/=http:/rucoin.ru/IGCODEigacto_3D1_26igimpersonate_3D100_26igorg_3D01p4963F53Ac40igSrcDest=19
  • http://www.rw-base.ru/forum/viewtopic.php?t=626&postdays=0&postorder=asc&start=36
  • http://darudar.org/gift/wishers/610593/
  • http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=18&art=256


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!