МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
ШМО
Урок на тему
«Многообразие и значение птиц»
Учитель: Белякова С.В.
16.02.2024 г.
Тема урока
«Многообразие и значение птиц»
Цель урока: обобщение знаний о птицах, ознакомление обучающихся с значением птиц в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить обучающихся со значением птиц в природе и жизни человека;
углубить знания учащихся о многообразии птиц;
сформировать у обучающихся новые знания об охране птиц.
Воспитательные:
воспитание интереса к биологии и экологии, гуманного отношения к природе;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (любовь и бережное отношение к природе)
эстетическое воспитание
Коррекционно-развивающие:
развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам, оценивать, сравнивать, анализировать, обобщать;
развивать умение ценить красоту и многообразие окружающего мира;
коррекция и развитие мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, зрительного, слухового восприятия;
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, презентация), проблемный.
Формы организации учебной работы: фронтальные, индивидуальные.
Оборудование: таблицы, тренажёры, карточки-тренажёры для индивидуальной работы, дополнительная литература, ноутбук, проектор.
План урока:
Организационный момент
Повторение и обобщение пройденного материала
Актуализация материала
Изучение нового материала:
Физкультминутка
Закрепление материала
Подведение итогов урока
Задание на дом
Рефлексия
Ход урока:
1.Организационный момент
Тема урока «Многообразие и значение птиц»
2.Повторение и обобщение пройденного материала
Орнитология — это раздел зоологии позвоночных, который изучает птиц, их эмбриологию, морфологию, физиологию, экологию, систематику и географическое распространение.
Среди задач орнитологии:
изучение видового разнообразия и числа особей на изучаемой территории;
изучение систематики, этологии, физиологии и экологии птиц;
изучение фенологии птиц;
проблемы охраны редких видов;
пропаганда.
Термин «орнитология» введён итальянским натуралистом У. Альдрованди в конце XVI века.
3.Актуализация материала
В природе насчитывается более 10 тысяч современных видов. На территории России обитают около 800 видов, отдельно орнитологи выделяют 156 видов вымерших птиц.
4. Изучение нового материала
Многообразие птиц
В результате эволюции сформировалось многообразие птиц.
В таблице “Многообразие птиц” кратко описаны современные надотряды пернатых.
№ | Надотряд | Описание | Представители |
1 | Плавающие | Проводят жизнь на суше и под водой. Отлично плавают, имеют обтекаемую форму тела, ласты, острый клюв. Не умеют летать. На суше неуклюжие, ходят медленно | Пингвины |
2 | Бескилевые | Имеют недоразвитые крылья. Летают плохо (невысоко поднимаются в воздух) или не умеют летать. Нижние конечности высокие, сильные, мускулистые. Перья мягкие, киль отсутствует, ключица недоразвитая. Хорошо бегают, обладают острым зрением и слухом | Киви, нанду, тинаму, казуар |
3 | Новонёбные | Самый многочисленный надотряд. Хорошо приспособлены к полёту и проживанию в разной среде обитания. Имеют характерные для птиц черты – киль, сросшиеся позвонки, полые кости, крылья и т.д. | Воробьи, вороны, филины, орлы |
Экологические группы птиц
Птицы расселились по всей планете и приспособились жить в разных условиях, изменив форму клюва, отрастив длинные шеи, ласты. Птицы адаптировались к жаркому и холодному климату, к ветреной и влажной погоде, к равнинам и горным массивам.
В соответствии со средой обитания выделяют
шесть экологических групп птиц:
луговые и полевые – чибис, куропатки, журавли;
лесные – рябчик, дятел, кукушка;
водоплавающие – утка, гусь, гагара;
пустынные и степные – стрепет, страус;
болотные и прибрежные – цапля, аист, пеликан;
парковые и садовые – синицы, воробьи, скворцы.
По способу питания птицы разделяются на пять групп:
насекомоядные – едят личинок, насекомых, а также паукообразных (ласточки, грачи, синицы);
растительноядные – употребляют зёрна, ягоды, орехи (клёсты, снегири);
хищники – охотятся на птиц, млекопитающих, амфибий, пресмыкающихся, рыб (орлы, совы, цапли);
падальщики – употребление трупов животных (грифы, стервятники);
всеядные – едят растения, насекомых, животных (сорока, ворона).
Самая крупная птица на планете – африканский страус весом 75 кг и высотой 2,7 м. Из летающих птиц тяжеловесом признана дрофа, вес которой составляет 20 кг. Самый большой размах крыльев имеет андский кондор – до 5 м. Самая маленькая птица планеты – колибри-пчёлка, длина тела которой не превышает 6 см.
Значение птиц:
птицы поедают насекомых-вредителей;
уничтожают сорняки;
охотятся на мелких грызунов;
являются распространителями семян растений;
являются звеньями пищевых цепочек;
мясо птиц употребляют в пищу, мягкий пух используют в качестве наполнителя, помёт – для удобрения
5.Физкультминутка
6.Закрепление:
Задание: найдите ошибки в рассказе
В весеннем лесу.
Мы отправились в лес. Хорош лес в конце апреля. Нежное, тонкое зеленое кружево из листьев распускающейся березы, веселый щебет птиц! Вот из кустов раздалось мелодичное пение небольшой птички.
- Это сойка, - закричал Ваня, - она только на днях прилетела из теплых краев.
На согретых солнцем косогорах появились первые цветы – мать-и-мачеха, желтые шарики одуванчиков, синие фиалки, чуть дальше – желто-синие иван-да-марья. На вырубках деревьев цветет иван-чай. В воздухе одуряющий запах цветущей черемухи, сладковатый запах расцветающей липы.
А вот и первые грибы появились – сморчки, строчки с коричневыми шляпками, у пеньков желтеют опята, в траве – черные грузди.
Еще довольно прохладно, но в голубом небе стремительно пролетают стрижи. Слышится методичный стук неутомимого труженика леса – большого пестрого дятла. На величавых дубах распускаются первые почки.
Незаметно прошло время. Надо отправляться домой.
Ошибки.
Сойка поет немелодично, голос у нее резкий и неприятный.
Сойка - оседлая птица, на зимовку не улетает.
Иван-да-марья и иван-чай цветут в июне.
Липа цветет в июне-июле.
Летние опята появляются в июне-июле, а осенние – в августе; черные грузди – летом.
Стрижи прилетают в мае, в прохладную погоду они впадают в оцепенение.
Почки на дубах распускаются в конце мая.
7.Подведение итогов урока
Выставление оценок.
8.Задание на дом:
Стр. 119 – 126 (пересказ);
Найти интересные сведения о птицах;
Сделать кроссворд «Птицы»
9.Рефлексия
Рефлексия «Выбор»
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок показался мне | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | полезен / бесполезен интересен / скучен понятен / непонятен |
7.Домашнее задание мне кажется | интересным / неинтересным |
Литература:
Е.А. Анашкина. 300 вопросов и ответов о птицах, Ярославль «Академия развития» 1998г.
А.П. Большаков. Биология, занимательные факты и тесты, Санкт – Петербург. «Паритет» 1999г.
Е.Н. Дмитров. Познавательные задачи по зоологии позвоночных 5 – 11 класс, Тула «Родничок», 1999г.
А.Теремов, В. Рохлов. Занимательная зоология. Москва «Аст – Пресс» 1999г.
Я познаю мир «Птицы» - Детская энциклопедия. Москва, «Астрель» 2000г.
8