Конспект
урока литературы в 8 классе
«Мцыри как романтический герой»
(по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)
Тема урока: «Мцыри как романтический герой» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).
Класс: 8
Цели урока:
Образовательные: идейно-тематический анализ литературного произведения, выявление способов выражения авторской позиции, роли изобразительно-выразительных средств языка для характеристики героя;
Развивающие: создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся; формирование навыков анализа, сравнения, обобщения, структурирования, подготовка учащихся к исследовательской деятельности;
Воспитательные: воспитание интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова «Мцыри», любви к поэзии как особому роду искусства.
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Оборудование: электронная презентация, мультимедийный проектор, разноцветные стиккеры.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя:
Цель нашего урока – постараться понять характер Мцыри, каким его изобразил М.Ю.Лермонтов. Для достижения поставленной цели нам необходимо будет выявить истоки и проявления свободолюбивого характера героя.
3. Беседа
- Какие черты характера Мцыри вы отметили бы в первую очередь? (Любовь к свободе, целеустремленность, бесстрашие, стремление к борьбе, нежелание приспосабливаться, жить размеренной жизнью «обычных» людей и т.д.).
- Из ваших вариантов ответов выберите два, которые включали бы в себя все остальные (свобода – природа, свобода – несвобода, монах – ребенок).
- Какие две основополагающие черты можно выделить? Запишем эти ключевые понятия. Это любовь к…(свободе) и… (душевность) в отношении к окружающему миру.
- Давайте подумаем, какой характер мы называем свободолюбивым? (Независимый, жизнелюбивый, энергичный)
4. Работа со словарем.
- А что означает слово «свобода»? (Ответ. Возможность самостоятельно принимать решения, ни от кого не зависеть, действовать в соответствии со своими убеждениями, мировоззрением).
- А теперь давайте проверим, правильно ли мы определили значение слова «свобода»? Посмотрите значение слова в словаре С.И.Ожегова.
Слово «свобода» имеет несколько значений:
Свобода – 1) возможность проявления своей воли на основе понимания законов природы и общества; 2) независимость, отсутствие стеснений и ограничений , связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность общества или его членов; 3) отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-нибудь; 4) состояние того, кто не находится в заключении, неволе.
- А что же такое душа? (Ответ. Душа – внутренняя сущность человека, это то, как человек относится к себе, другим людям и окружающему миру).
Поработаем со словарем.
Душа – 1) внутренний, психический мир человека; 2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами; 3) перен.: вдохновитель чего-нибудь, главное лицо; 4) о человеке; 5) в старину крепостной крестьянин.
-Какое определение больше всего подходит для характеристики Мцыри?
5. Работа с текстом
- Предлагаю спросить самого героя о том, какое определение он вкладывает в понятие «душа», обратимся к тексту.
- Какое из определений слова «свобода» больше всего можно отнести к Мцыри? (Последнее, т.к. он находился в неволе и мечтал вырваться оттуда).
- Как Мцыри попал в монастырь? (Его привезли туда маленьким мальчиком, когда ему было шесть лет).
Дайте по тексту характеристику Мцыри, когда он был ребенком. (Ответ. Он был…»как серна гор пуглив и дик / И слаб и гибок, как тростник»: он был «чужд ребяческих утех / Сначала бегал он от всех, / Бродил безмолвен, одинок»).
-Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри? Докажите свою точку зрения цитатами из текста. (Ответ. Определяющим является понятие «свобода», поскольку, несмотря на неволю, Мцыри рос свободолюбивым ребенком):
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Смотрел, вздыхая, на восток,
Гоним неясною тоской
По стороне своей родной.
- Как же тогда будет соотноситься понятие «душа» с характером Мцыри? (Ответ. Душа есть у каждого человека вне зависимости от характера. Душа человека проявляется в его отношении к окружающему миру и другим людям. Понятия «душа» и «характер» связаны, если человек злобный, плохой, то и душа у него такая же).
- В чем проявляется противоречие характера Мцыри? (Ответ. С одной стороны, он дитя природы, привыкшее к свободе, с другой – воспитанник монахов, подчиняющийся обстоятельствам).
- Когда происходит формирование характера Мцыри? (Ответ. Характер героя уже сформировался до того, как его взяли в плен, т.к. он долго не хотел жить, стремился к смерти.
- Назовите противоречия в характере Мцыри в тот момент, когда он попал в монастырь. (Ответ. Свободолюбивый горец Мцыри попадает в монастырь, где он одинок, лишен свободы и привычного окружения. Порядки и уклад монастырской жизни угнетают его, он жаждет свободы. Однако именно монахам он обязан жизнью.)
6. Задание – кластер
Все периоды жизни Мцыри в соответствии с текстом можно разделить на определенные периоды-кластеры: «Детство Мцыри», «Мцыри и монастырь», «Мцыри и свобода».
- Найдите в тексте описание черт характера, которые проявляются в герое на каждом этапе.
- Найдите ключевые понятия для каждого периода жизни героя.
(Работа в группах (5 мин.). Защита кластера).
7. Продолжение работы с текстом
- Какой мечтой живет Мцыри в монастыре? Найдите подтверждение в тексте. (Ответ. Он хотел вернуться на родину:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди горды, как орлы.)
Мцыри не хочет отказываться от своего прошлого, он стремится сохранить дорогие его сердцу воспоминания детства:
…и видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.)
- Вспомните эпизод боя Мцыри с барсом. Какие черты характера героя проявляются в данный момент? (Ответ. Мцыри горд, храбр, силен, в бою с барсом он выходит победителем:
Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг…и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил…
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…)
- Была ли у Мцыри возможность избежать встречи с барсом? (Ответ. Да:
То был пустыни вечный гость –
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая весело хвостом,
На полный месяц,- и на нем
Шерсть отливалась серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови…да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.)
- Как вы думаете, почему Мцыри решил сразиться с барсом? (Ответ. Мцыри решил проверить себя, свои силы и мужество. В монастыре он был лишен общения с природой, его характер пытались «подавить» уставом монастыря. Поэтому, увидев барса, Мцыри решил проверить свои силы.)
- Вспомните другой эпизод, где в характере Мцыри проявляются совершенно другие качества? (Ответ. Встреча с грузинкой.)
Приведите цитату.
Тогда к потоку с высоты,
Держась за гибкие кусты...
……..
Как отперлась тихонько дверь…
И затворилася опять!..
- На ваш взгляд, как характеризуют героя эти две встречи? (Ответ. Мне кажется, это два разных человека: при встрече с барсом Мцыри ловок, хитер, безрассуден, а когда он видит молодую девушку, то становится робким и беззащитным.)
- Как вы думаете, есть ли объективные причины такого поведения? (Ответ. Мцыри одинок. В монастыре он был замкнут в себе, он мечтал, и мечта его осуществилась. Ему близка природа, однако он не умеет общаться с другими людьми. Он хочет любить, но не умеет.)
8. Литературоведческий анализ текста
- Какие художественно-изобразительные средства помогают автору раскрыть сложный характер героя, выявить авторскую позицию. Приведите примеры сравнений, эпитетов, метафор, олицетворений, контраста и гиперболы, определите их роль.
(Работа в группах (5 мин.)
Выступления групп.
9. Выводы: идеал Мцыри – свобода, единение с природой, родиной. Для достижения этого идеала он готов рисковать своей жизнью, предпочесть смерть жизни в монастыре.
10. Синквейн
- Составьте синквейн со словами «свобода» и «душа» - ключевыми понятиями в характеристике героя.
свобода | душа |
Манящая, окрыляющая Вдохновляет, зовет, освобождает Сравнима с глотком воздуха Воля | Чистая, искренняя Просыпается, жаждет, чувствует Сохраняет заветы предков Дитя |
11. Рефлексия.
Ученики сдают разноцветные стиккеры с целью выявления настроения (розовый – отличное, желтый – хорошее, зеленый – плохое)
12. Домашнее задание:1) прочитать статью в учебнике «Романтизм», ответить на вопрос «Какие черты романтического героя раскрываются в характере Мцыри?»;
2) написать сочинение-эссе «Душой – дитя, судьбой – монах».