СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Мцыри как романтический герой" (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  На уроке закрепляются такие понятия, как "романтизм" и "романтический герой". При работе с текстом ученики учатся находить и отмечать признаки, характерные для литературного направления "романтизм".

Просмотр содержимого документа
«Урок "Мцыри как романтический герой" (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри")»







Конспект

урока литературы в 8 классе


«Мцыри как романтический герой»


(по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)




























Тема урока: «Мцыри как романтический герой» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).

Класс: 8

Цели урока:

Образовательные: идейно-тематический анализ литературного произведения, выявление способов выражения авторской позиции, роли изобразительно-выразительных средств языка для характеристики героя;

Развивающие: создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся; формирование навыков анализа, сравнения, обобщения, структурирования, подготовка учащихся к исследовательской деятельности;

Воспитательные: воспитание интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова «Мцыри», любви к поэзии как особому роду искусства.

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Оборудование: электронная презентация, мультимедийный проектор, разноцветные стиккеры.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя:

Цель нашего урока – постараться понять характер Мцыри, каким его изобразил М.Ю.Лермонтов. Для достижения поставленной цели нам необходимо будет выявить истоки и проявления свободолюбивого характера героя.

3. Беседа

- Какие черты характера Мцыри вы отметили бы в первую очередь? (Любовь к свободе, целеустремленность, бесстрашие, стремление к борьбе, нежелание приспосабливаться, жить размеренной жизнью «обычных» людей и т.д.).

- Из ваших вариантов ответов выберите два, которые включали бы в себя все остальные (свобода – природа, свобода – несвобода, монах – ребенок).

- Какие две основополагающие черты можно выделить? Запишем эти ключевые понятия. Это любовь к…(свободе) и… (душевность) в отношении к окружающему миру.

- Давайте подумаем, какой характер мы называем свободолюбивым? (Независимый, жизнелюбивый, энергичный)

4. Работа со словарем.

- А что означает слово «свобода»? (Ответ. Возможность самостоятельно принимать решения, ни от кого не зависеть, действовать в соответствии со своими убеждениями, мировоззрением).

- А теперь давайте проверим, правильно ли мы определили значение слова «свобода»? Посмотрите значение слова в словаре С.И.Ожегова.

Слово «свобода» имеет несколько значений:

Свобода – 1) возможность проявления своей воли на основе понимания законов природы и общества; 2) независимость, отсутствие стеснений и ограничений , связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность общества или его членов; 3) отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-нибудь; 4) состояние того, кто не находится в заключении, неволе.

- А что же такое душа? (Ответ. Душа – внутренняя сущность человека, это то, как человек относится к себе, другим людям и окружающему миру).

Поработаем со словарем.

Душа – 1) внутренний, психический мир человека; 2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами; 3) перен.: вдохновитель чего-нибудь, главное лицо; 4) о человеке; 5) в старину крепостной крестьянин.

-Какое определение больше всего подходит для характеристики Мцыри?

5. Работа с текстом

- Предлагаю спросить самого героя о том, какое определение он вкладывает в понятие «душа», обратимся к тексту.

- Какое из определений слова «свобода» больше всего можно отнести к Мцыри? (Последнее, т.к. он находился в неволе и мечтал вырваться оттуда).

- Как Мцыри попал в монастырь? (Его привезли туда маленьким мальчиком, когда ему было шесть лет).

Дайте по тексту характеристику Мцыри, когда он был ребенком. (Ответ. Он был…»как серна гор пуглив и дик / И слаб и гибок, как тростник»: он был «чужд ребяческих утех / Сначала бегал он от всех, / Бродил безмолвен, одинок»).

-Подумайте, какое из ключевых понятий является определяющим в характере Мцыри? Докажите свою точку зрения цитатами из текста. (Ответ. Определяющим является понятие «свобода», поскольку, несмотря на неволю, Мцыри рос свободолюбивым ребенком):

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов. Без жалоб он

Томился, даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.


Смотрел, вздыхая, на восток,

Гоним неясною тоской

По стороне своей родной.

- Как же тогда будет соотноситься понятие «душа» с характером Мцыри? (Ответ. Душа есть у каждого человека вне зависимости от характера. Душа человека проявляется в его отношении к окружающему миру и другим людям. Понятия «душа» и «характер» связаны, если человек злобный, плохой, то и душа у него такая же).

- В чем проявляется противоречие характера Мцыри? (Ответ. С одной стороны, он дитя природы, привыкшее к свободе, с другой – воспитанник монахов, подчиняющийся обстоятельствам).

- Когда происходит формирование характера Мцыри? (Ответ. Характер героя уже сформировался до того, как его взяли в плен, т.к. он долго не хотел жить, стремился к смерти.

- Назовите противоречия в характере Мцыри в тот момент, когда он попал в монастырь. (Ответ. Свободолюбивый горец Мцыри попадает в монастырь, где он одинок, лишен свободы и привычного окружения. Порядки и уклад монастырской жизни угнетают его, он жаждет свободы. Однако именно монахам он обязан жизнью.)

6. Задание – кластер

Все периоды жизни Мцыри в соответствии с текстом можно разделить на определенные периоды-кластеры: «Детство Мцыри», «Мцыри и монастырь», «Мцыри и свобода».

- Найдите в тексте описание черт характера, которые проявляются в герое на каждом этапе.

- Найдите ключевые понятия для каждого периода жизни героя.

(Работа в группах (5 мин.). Защита кластера).

7. Продолжение работы с текстом

- Какой мечтой живет Мцыри в монастыре? Найдите подтверждение в тексте. (Ответ. Он хотел вернуться на родину:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть…

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди горды, как орлы.)

Мцыри не хочет отказываться от своего прошлого, он стремится сохранить дорогие его сердцу воспоминания детства:

…и видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ – могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.


Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.)

- Вспомните эпизод боя Мцыри с барсом. Какие черты характера героя проявляются в данный момент? (Ответ. Мцыри горд, храбр, силен, в бою с барсом он выходит победителем:

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный как стон

Раздался вдруг…и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертию грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…)

- Была ли у Мцыри возможность избежать встречи с барсом? (Ответ. Да:

То был пустыни вечный гость –

Могучий барс. Сырую кость

Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял,

Мотая весело хвостом,

На полный месяц,- и на нем

Шерсть отливалась серебром.

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови…да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.)

- Как вы думаете, почему Мцыри решил сразиться с барсом? (Ответ. Мцыри решил проверить себя, свои силы и мужество. В монастыре он был лишен общения с природой, его характер пытались «подавить» уставом монастыря. Поэтому, увидев барса, Мцыри решил проверить свои силы.)

- Вспомните другой эпизод, где в характере Мцыри проявляются совершенно другие качества? (Ответ. Встреча с грузинкой.)

Приведите цитату.

Тогда к потоку с высоты,

Держась за гибкие кусты...

……..

Как отперлась тихонько дверь…

И затворилася опять!..

- На ваш взгляд, как характеризуют героя эти две встречи? (Ответ. Мне кажется, это два разных человека: при встрече с барсом Мцыри ловок, хитер, безрассуден, а когда он видит молодую девушку, то становится робким и беззащитным.)

- Как вы думаете, есть ли объективные причины такого поведения? (Ответ. Мцыри одинок. В монастыре он был замкнут в себе, он мечтал, и мечта его осуществилась. Ему близка природа, однако он не умеет общаться с другими людьми. Он хочет любить, но не умеет.)

8. Литературоведческий анализ текста

- Какие художественно-изобразительные средства помогают автору раскрыть сложный характер героя, выявить авторскую позицию. Приведите примеры сравнений, эпитетов, метафор, олицетворений, контраста и гиперболы, определите их роль.

(Работа в группах (5 мин.)

Выступления групп.

9. Выводы: идеал Мцыри – свобода, единение с природой, родиной. Для достижения этого идеала он готов рисковать своей жизнью, предпочесть смерть жизни в монастыре.

10. Синквейн

- Составьте синквейн со словами «свобода» и «душа» - ключевыми понятиями в характеристике героя.

свобода

душа

Манящая, окрыляющая

Вдохновляет, зовет, освобождает

Сравнима с глотком воздуха

Воля

Чистая, искренняя

Просыпается, жаждет, чувствует

Сохраняет заветы предков

Дитя


11. Рефлексия.

Ученики сдают разноцветные стиккеры с целью выявления настроения (розовый – отличное, желтый – хорошее, зеленый – плохое)

12. Домашнее задание:1) прочитать статью в учебнике «Романтизм», ответить на вопрос «Какие черты романтического героя раскрываются в характере Мцыри?»;

2) написать сочинение-эссе «Душой – дитя, судьбой – монах».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!