СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Мужества "К 100 - летию Первой Мировой войны"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить представления учащихся о Первой мировой войне; воспитывать чувство патриотизма; развивать интерес учащихся к истории своей страны. 

Просмотр содержимого документа
«Урок Мужества "К 100 - летию Первой Мировой войны"»

Министерство образования РФ

Хасавюртовское РУО

МКОУ « ст. Карланюртовская СОШ»


















Урок Мужества в 10 классе, проведенный в Хасавюртовской центральной библиотеке имени Расула Гамзатова.






















Подготовил: Казаков Ю. С.

Цель: расширить представления учащихся о Первой мировой войне; воспитывать чувство патриотизма; развивать интерес учащихся к истории своей страны. 

В 2014 г. исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны — одной из самых драматичных страниц мировой истории. Война унесла жизни миллионов наших граждан. Россия принимала самое активное участие в военных действиях, и приоритетом для Российского исторического общества в предстоящих юбилейных мероприятиях является возвращение общенациональной памяти о событиях войны, которую часто называют «забытой».

Её основными причинами были экономические и политические противоречия между государствами двух военно-политических блоков: Антанты (сформировался в 1904-1907 гг.; в его состав входили Россия, Великобритания и Франция); Тройственного союза (сформировался в 1882 г.; в его состав входили Германия, Австро-Венгрия, Италия).

Первая мировая война длилась 51 месяц и 2 недели и охватила территории Европы, Азии и Африки, акватории Атлантики, Северного, Балтийского, Чёрного и Средиземного морей.

Россия не хотела этой войны и стремилась ее предотвратить. Вплоть до 1912 года наша дипломатия не теряла надежду сохранить добрые отношения с Германией. И только за полтора-два года до начала войны была сделана ставка на укрепление Антанты в расчете на то, что это было бы действенным фактором сдерживания Берлина и Вены. Переломный момент наступил в конце 1913 года: в Петербурге окончательно пришли к выводу, что дальнейшие уступки германо-австрийскому блоку не только не помогут предотвратить конфликт, но, напротив, будут лишь поощрять его к более агрессивным действиям и ослаблять позиции России в рамках Антанты.
Тем не менее, в ходе кризиса, разразившегося вслед за выстрелами в Сараево, Россия вплоть до последних дней июля 1914 года предпринимала усилия, направленные на дипломатическое урегулирование конфликта между Веной и Белградом. Однако принятие в полном объеме австрийского ультиматума было неприемлемо для Петербурга, поскольку это фактически лишало бы Сербию ее суверенитета и вызвало бы протесты в общественном мнении самой России. К тому же Германия уже сделала свой выбор и активно поощряла агрессивные устремления Австро-Венгрии. Тем самым кризис в Европе принял фатальный характер: 1 августа Германия объявила войну России, а 3 августа – Франции. 4 августа в войну вступила Великобритания.

В военном отношении Россия не была полностью готова к войне. Русская армия еще не завершила программу реорганизации, рассчитанную до 1917 года, однако с первых дней войны проявила исключительное мужество и самопожертвование.

В августе 1914 года Франция, столкнувшись с реальной угрозой падения Парижа, обратилась к России с просьбой как можно скорее начать наступление в Восточной Пруссии. Российское командование не успело в полной мере подготовиться к проведению запланированной операции, но, верное союзническому долгу, пришло на помощь Франции. Платить за это пришлось дорогой ценой – разгромом армии генерала А.В.Самсонова. Однако немцы были вынуждены перебросить с Запада на русский фронт два корпуса, и Париж был спасен. Красноречиво признание маршала Фоша: «Если Франция не была стерта с лица земли и Париж не был взят в первые же несколько месяцев, то это только благодаря жертвенному наступлению русских».

Действия России, таким образом, внесли крупный вклад в победу Антанты, так как германо-австрийский блок мог выиграть войну только на начальном этапе, в случае быстрой победы на Западном фронте. 
В дальнейшем, с переходом к затяжной позиционной войне, он был обречен на поражение из-за необходимости вести ее на два фронта и очевидного стратегического превосходства Антанты, особенно после вступления в войну США.

В условиях военного времени произошла существенная модернизация внешнеполитического ведомства России, расширение его функций, в том числе за счет обширной гуманитарной деятельности: активной помощи военнопленным и раненым, оказания поддержки российским подданным, оказавшимся на территории противника и т.д. Российские дипломаты проявляли личное мужество в чрезвычайных ситуациях, например, 
в посольстве в Сербии во время австрийского наступления на Белград. Многие были мобилизованы в действующую армию и пали на полях сражений.
Мировое сообщество должно переосмыслить уроки Первой мировой войны не для сведения «исторических счетов» и деления ее участников на победителей и побежденных. Важно, чтобы историческая память об этой трагедии нацеливала на более активные поиски решения современных проблем безопасности. Главное – осознать, что в условиях глобальной турбулентности и растущей взаимозависимости государств и народов единственно надежной страховкой от возможных потрясений является соблюдение универсальных принципов равной и неделимой безопасности применительно к евроатлантическому, евразийскому и азиатско-тихоокеанскому пространствам.

 











«В целом Первая мировая война была испытанием России на зрелость. И Россия, увы, к сожалению, этого испытания не выдержала, хотя продемонстрировала невероятное достоинство и героизм. Если история чему-то учит, то эта ее страница должна научить нас очень многому. Первая мировая война – это суровый урок нашему Отечеству».

Перед учащимися 10 класса выступили работники библиотеки.













Учащимся были продемонстрированы книги о первой мировой  в русской и зарубежной литературе. Такие, как: 1.Пастернак Б. Л. Доктор Живаго 2. Толстой А. Н. Хождение по мукам 3. Шолохов М. А. Тихий Дон 4. Пикуль В. Честь имею 5. Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка 6. Хемингуэй Э. Прощай, оружие! 7. Ремарк Э. На западном фронте без перемен










Учащимися 10 класса были заполнены читательские формуляры.















Также был посещен краеведческий отдел.





























В память о посещении библиотеки учащимся были вручены журналы.