Министерство образования и науки Республики Казахстан
Управление образования Костанайской области
КГУ «Пешковская средняя школа» отдела образования акимата
Фёдоровского района»
Урок мужества,
посвященный 75-летию Победы в Великой отечественной войне
«Памяти героев посвящается…»
Автор:
Ефремова Юлия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2020 год
Цель мероприятия: воспитание у подрастающего поколения бережного и уважительного отношения к героическому историческому прошлому
Задачи:
расширить представления детей о Великой Отечественной войне, участии в ней наших земляков.
формировать гражданскую позицию; патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину
воспитывать уважительное отношение к истории своей страны, её героям, патриотических чувств, гордости за свою Родину.
Ход мероприятия.
1-й ведущий: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.
2-й ведущий: И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война.
1-й ведущий: Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.
2-й ведущий: Ещё живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству.
1-й ведущий: Ещё можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах…
2-й ведущий: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожжённых деревень, разрушенных городов…
1-й ведущий: Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.
2-й ведущий: О чём думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.
1-й ведущий: Об этом могут рассказать они сами.
2-й ведущий: Те, кто видел эту войну.
1-й ведущий: Те, кто выжил в эту войну.
2-й ведущий: Те, кто ещё живы.
1-й ведущий: Тем, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной войны
Чтец-девушка:
Опять война,
Опять блокада, -
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда, Такая правда
Не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Учитель: 75 лет назад отгремели последние залпы самой страшной войны в истории человечества. Маршал К.К.Рокоссовский сказал: «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим». Мы помним имена и подвиги героев войны, потому что, благодаря им, мы живы, свободны и независимы
1 ведущий: Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделенный на четырех оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки.
2 ведущий: Война – это письма, которых ждут и боятся получать, это особая любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу и смерти; погибшие молодые жизни, непрОжитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами.
1 чтец
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет...
А. Твардовский.
1 ведущий: С первого дня войны Казахстан стал одним из арсеналов фронта. В ряды Советской Армии за время войны было призвано более 1 млн. 200 тысяч казахстанцев, было сформировано более 20 стрелковых дивизий и другие соединения. На фронт было направлено 14,1 тысячи грузовых и легковых автомобилей, 1,5 тысячи гусеничных тракторов, 110,4 тысячи лошадей и 16,2 тысячи повозок.
2 ведущий: За боевые заслуги сотни тысяч казахстанцев были награждены медалями и орденами, около 500 человек стали Героями Советского Союза, среди которых две женщины — Алия Молдагулова и Маншук Маметова. Четыре казахстанца стали дважды героями — Т. Бегельдинов, С. Луганский, И. Павлов и Л. Беда. Уже после войны Звезда Героя была присвоена выдающемуся полководцу Б. Момышулы.
1 ведущий: Тысячи казахстанцев сложили свои головы, покрыв себя ратной славой под Курском, в боях за освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии. Знамя Победы на стенах Рейхстага в поверженном Берлине было установлено Р. Кошкарбаевым. Многие казахстанцы сражались в тылу врага в составе партизанских формирований.
2 ведущий: Война потребовала от народа напряжение сил, огромных жертв, стойкости и мужества советского человека. Этого она получила сполна, ведь в годы войны героизм стал массовым.
У
читель: Одним из таких героев является старший сержант Дьюсебаев Ахмед Киреевич, помощник командира стрелкового взвода 7-й стрелковой роты 8-ого стрелкового батальона 388 стрелкового Сандомирского полка 172 стрелковой Павлоградской ордена Суворова дивизии. Он совершил подвиг 12 января 1945 года. Командир полка подполковник Иванов в наградном листе так описывает подвиг героя: «В наступательном бою при прорыве долговременной обороны противника западнее села Ракув Кельцкого воеводства (Польша) 12 января 1945 года сержант Дьюсебаев, воодушевляя бойцов на подвиг, преодолевая минные поля, первым из атакующих ворвался в траншеи противника, уничтожил трех немцев. При выбытии из строя командира взвода лейтенанта Попова Ф.Г., взял на себя командование взводом и продвигался стремительно вперед»
За этот подвиг Ахмед Киреевич был награжден Орденом Славы ІІІ степени.
Тех, кто удостоился этой награды, окружали особым уважением и почётом. Получить её можно было только за высокое личное мужество, проявленное в боевой обстановке.
В этот же день сержант Дьюсебаев совершил ещё один подвиг. Во втором наградном листе, так же подписанном подполковником Ивановым так описано геройство солдата:
«
В наступательных боях при прорыве долговременной обороны противника юго-восточнее областного города Кельце 12 января 1945 года товарищ Дьюсебаев, находясь на переднем крае штурмового батальона в составе стрелкового взвода под ураганным огнем противника, преодолевая минное поле и проволочное заграждение, воодушевляя бойцов на боевые подвиги, одним из первых ворвался в траншеи противника, завязал бой и при этом уничтожил 14 немцев и забросал гранатами две пулеметные точки. В бою за областной центр Польши Кельце истребил до взвода и взял в плен 18 фашистов. Развивая успешное наступление 27.января 1945 года тов. Дьюсебаев под огнем противника первым форсировал реку Одер, имея при себе ручной пулемет и закрепился на левом ее берегу, отразил 6 яростных контратак превосходящих силой противника, при этом уничтожил до роты пехоты немцев, подавил огонь семи огневых пулеметных точек противника, тем самым способствовал крупному успеху наших подразделений форсировать реку, закрепиться на левом ее берегу и расширить плацдарм. За решительность, личную инициативу, мужество и упорство старший сержант Дьюсебаев Ахмед Киреевич достоин звания «Герой Советского Союза».
1 ведущий: За этот подвиг Приказом №16/н командующего 13 армией Украинского фронта от 2 февраля 1945 года Дьюсебаев Ахмед Киреевич был награжден орденом Красного Знамени. Это один из высших орденов СССР. Был учреждён для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите Отечества.
2 ведущий: Родился Ахмед Дьюсебаев в 1920 году. В рабоче-крестьянской Красной армии с 1941 года. Был призван Пешковским районным военкоматом Кустанайской области. С 22 июня 1942 года участвовал в боях на Юго-западном фронте, с октября 1943 года на Белорусском фронте, с февраля 1944 года воевал в составе 1-го украинского фронта. Имеет ранения: в августе 1942 года был легко ранен, а 18 августа 1944 года получил тяжелое ранение. С первых же боев Ахмед проявил свои лучшие качества: доблесть и отвагу, готовность прийти на помощь товарищу. Бесстрашно сражался казахстанец против фашистов на протяжении всего своего боевого пути.
1 ведущий: Герои войны… Известные и безымянные, сложившие головы на полях сражений и вернувшиеся с победой. Один из них – наш земляк, герой войны, орденоносец Дьюсебаев Ахмед Киреевич. Вечная Слава герою!
Чтец 2:
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.
2 ведущий: Великая Отечественная война навсегда в истории нашей страны останется народной войной против фашизма. Память о каждом солдате, защищавшем нашу Родину, священна.
Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье.
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания
Учитель: Приближается величайший праздник всего человечества – 75 лет Победы в самой жестокой, кровопролитной и разрушительной войне. С каждым годом всё дальше и дальше в прошлое уходят от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Солдаты Победы… Как хочется назвать их всех – поименно. Да нет возможности. Победу несли миллионы. 34 миллиона 477 тысяч человек надели в годы Великой Отечественной войны шинели и в большинстве своем – солдатские. Победу нес и герой войны Дьюсебаев Ахмед Киреевич. Я предлагаю вам написать письмо герою, нашему земляку, удостоенному высоких наград за его подвиги. Думаю, вам есть что сказать человеку, победившему войну.
В конце урока несколько работ зачитываются. Урок заканчивается просмотром видеоролика «Ты помни»