СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества "Страна патриотов"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "Страна патриотов"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Торопецкого района Скворцовская средняя общеобразовательная школа





Региональный конкурс «Страна патриотов»







Урок мужества «Память сильнее времени»



Бельская Галина Ивановна

Начальник лагеря











Д. Скворцово

Торопецкий район

Тверская область



2022г.



Актуальность:

21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно и современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Патриотическое воспитание должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину, верных своему Отечеству, готовых выполнить гражданский долг. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить положительные качества. Воспитание патриотизма – это важнейшая педагогическая задача нашего времени.

Цель: воспитание патриотических чувств, формирование патриотизма у подрастающего поколения, активной жизненной позиции детей, чувства гордости за свою страну и людей, живущих рядом, осознание принадлежности к своей стране.

Задачи:

  1. Воспитание чувства гражданственности, гордости за исторические свершения нашего народа;

  2. Формирование умений у детей вести поисковую работу, связанную с историей родных и близких, защищавших нашу страну в разные периоды времени;

  3. Организовать беседу .

Предполагаемые результаты:

- создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина;

- формирование активной жизненной позиции;

-формирование чувства гордости за свою страну и людей, живущих рядом с нами;

- умение оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;

- умение организовать познавательную деятельность.

Личностные: воспитание патриотизма и любви к Родине и народу, формирование чувства гордости за свою Родину, историю России.
Метапредметные:  ставить учебную цель, общение в группе, использование устной речи для своих выводов и умозаключений, овладение навыками смыслового чтения текста (эпистолярный жанр), готовность слушать собеседника и вести диалог, определение общей цели, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные: понимания и осознания текста, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.

Форма проведения: беседа с использованием презентации, мастер класс, посещение школьного музея.

Возраст учеников: 6-13 лет.

Подготовительная работа: изучение материалов школьного музея, беседы с родственниками, создание презентации.












Ход урока мужества.

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня особенный день в нашем лагере –День памяти. (слайд 2)Вы знаете , что случилось 22 июня 1941года? Да , действительно, это один из самых страшных дней в нашей истории. Началась Великая Отечественная война. Как вы думаете, почему она называется Отечественной? На защиту страны поднялся весь народ, от мала до велика. Это была одна из самых кровопролитных войн, длившаяся 1418 дней и ночей. Погибли более 20 млн советских людей. Полностью было разрушено 1710 городов и посёлков городского типа, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 миллионов зданий. Остались без крова над головой почти 25 млн человек. Страна потеряла 30% национального богатства.

Пострадала от фашистов и наша школа. Она была полностью сожжена в 1941 году. В музее сохранилась опись сожженного имущества.(слайд 3) После освобождения дети учились в разных местах, ходили из одного дома в другой.

В нашем музее значительное место занимает тематика Великой Отечественной войны, отражены основные её этапы.(слайд 4) . Давайте поговорим о том, что происходило в то далёкое время у нас: в нашей деревне и в г. Торопец (это наш районный центр).

Немцы захватили наш Торопец 29 августа 1941года.(слайд 5) Начался тяжелый период оккупации. Евреев обязали носить на руках белые повязки. В ноябре над ними устроили жестокую расправу, уничтожили 75 человек. В Троицко-Небином монастыре был устроен лагерь для военнопленных, где погибло около 200 человек. На площади появились виселицы. Пятеро торопчан, занимавшихся подпольной и партизанской деятельностью, саботировавших распоряжения оккупантов, были повешены, среди них В.М.Евграфьев,А.П.Ларионов,И.Т.Львов.
На территории района действовал Торопецкий и Плоскошский партизанские отряды. Торопецким партизанским отрядом командовал кадровый военный А.Н.Климов, комиссаром был В.А.Исаков. Но и будучи оккупированным, город не покорился врагу. Было организовано подполье, сформирован партизанский отряд.

21 января 1942г. был освобождён Торопец. Экспозиция «Торопецкая операция» нашего музея схематично рассказывает об этом событии. (слайд 6)

В те памятные дни солдаты складывали пословицы и поговорки, отражающие народный героизм, высмеивающие врагов. Вот некоторые из них: «От ударов Четвертой ударной жизнь фашистов стала кошмарной», «Поторопились фашисты в Торопец, а там им и конец», «По-немецки – капут, по-русски – конец, могилой фашистов стал Торопец», «Сдавайтесь фашистские гады, идут бойцы 39-й бригады!», «Смазывали фашисты пятки, удирая от партизан без оглядки»…

Нам удалось выяснить, что происходило в1941 году у нас в Скворцове. Станция Скворцово стала стратегическим объектом и оказалась в зоне ведения масштабных военных действий. Линия подвергалась мощным бомбардировкам, испытала на себе все тяготы, связанные с проведением Ржевской битвы и Великолукской операции. Ветераны-паровозники рассказывали, как их бомбили каждую поездку, да еще и по нескольку раз. Была единственная возможность спасти поезд или хотя бы часть его и остаться живым самому – быстро затормозить и встать. Тогда в случае попадания бомбы в состав или разрушения пути перед паровозом могла уцелеть часть поезда. Со стоявшего состава более прицельно вели огонь по самолетам зенитки. Зенитки также стояли на самых высоких точках по обеим сторонам от вокзала.
Тем не менее, в один из таких налетов на станции был разбомблен санитарный поезд. Выжившие раненые были размещены в больнице, а всех погибших захоронили за больницей.
В августе1941-го была оккупирована и деревня Скворцово. Фашисты в здании больницы оборудовали штаб, а на вокзале разместился немецкий гарнизон. Несмотря на крупные боевые действия, значительная часть железнодорожных сооружений уцелела, т. к. в преддверии зимы немцы старались сберечь любые подходящие для жилья здания. Чудом уцелел и деревянный вокзал. Новая школа со всем оборудованием была сожжена. Многие учителя ушли на фронт, в их числе и директор школы.

Об освобождении Скворцова вспоминает наш знаменитый земляк – партизан А.Фёдоров,его фото вы видите на слайде.(слайд 6)

«Вспоминаются морозные январские дни сорок второго года. Я тогда жил в деревне Косыгине, Скворцовского сельсовета. Когда основная масса фашистов отступила от Скворцова, мы, мальчишки, вышли на железную дорогу. Под железнодорожными мостами нашли много трофейного оружия. Вооружившись им, вернулись в деревню. В середине дня мы встретили своих освободителей— отряд лыжников. Советские воины шли со стороны Лужан к железной дороге, чтобы перерезать её.

Мы сообщили им, что на станции Скворцово находится немецкий гарнизон. Лыжники решили внезапным ударом уничтожить немцев в Скворцове. Вечером мужчины деревни подготовили для отряда несколько подвод. В запряженные сани сели ребята постарше и повели отряд. Когда приехали в деревню Звонки, командир лыжников дал команду лошадей оставить в деревне. Он спросил, кто может провести отряд к станции. Вызвался Коля Иванов, наш сверстник. Юный проводник повёл отряд в сторону Скворцова.

Немцы на станции располагались в водонапорной башне, которая была обнесена двойным забором. Под покровом темноты Коля вёл наших воинов в обход посёлка. Отряд вышел туда, где раньше размещалась почта. Внезапным ударом станция была освобождена. Уцелевшие немцы бежали, оставив повозки с различным имуществом. Потом выяснилось, что немцам было дано задание взорвать железнодорожный мост. Ночная атака наших воинов сорвала этот план врагов. Я уверен, что жители Скворцова и округи не знают, какую роль сыграл в их освобождении наш товарищ Коля Иванов. Благодаря ему станция была взята без потерь с нашей стороны, фашисты не смогли уничтожить ни одного здания. Впоследствии Коля Иванов был пулеметчиком в специальном партизанском отряде, в котором воевал и я. Во всех боях он сражался храбро, мужественно.» К сожалению, мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе Коли Иванова, но постараемся узнать. И вы будете.я надеюсь, мне в этом помогать.

На следующем слайде мы видим торопчан Героев Советского Союза. (слайд 7). По окончании нашей беседы мы пойдём в музей и почитаем об их подвигах.

В нашем музее есть экспозиция «Учителя на войне». (слайд 8) Первым в этом ряду находится директор Скворцовской средней школы- Зеленков Карп Сидорович. Он ушел на войну сразу после выпускного вечера и погиб. В его трудовой книжке только одна запись «Директор Скворцовской школы». Вот здесь вы видите документы, которые предоставил его сын.

Мы живём среди людей, которые, может быть, не были героями в общепринятом смысле этого слова, но защищали нашу страну в годы Великой Отечественной войны, помогли нашей общей победе в той великой войне. Нет в России семьи такой,-

Где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

На протяжении многих лет мы собирали материал о жителях – наших земляках, вернувшихся с фронта. Оформили папку, стенд. (слайд 9).К сожалению, уже никого из них нет в живых. Но они остались в нашей памяти, их помнят дети , внуки, правнуки. На слайде вы видите альбомы, сочинения наших учеников разных лет: в них рассказы детей о родственниках - участниках Великой Отечественной войны. (слайд 10) Я надеюсь, что и ваши работы мы увидим в музее.

Давно отгремела Великая Отечественная война, но в нашем мире неспокойно, поэтому мы рассказываем и о наших выпускниках, выбравших военную профессию. О Зенкове В.А. оформлен альбом.(слайд 11) Здесь же мы видим и фото троих наших выпускников, участвовавших в боевых действиях в горячих точках. (слайд 12)

У бойцов на фронте были короткие минуты отдыха, в эти минуты они вспоминали родной дом, семью, писали письма.

«Треугольничек» заветный ждали с фронта каждый день,

В сотый раз такой листочек перечитывать не лень…

….Эти желтые странички-нам из прошлого привет.

Чтобы помнили потомки через много-много лет.

Посмотрите вот так выглядели эти долгожданные «треугольнички». Они тоже хранятся у нас в музее.(слайд 13)

А сейчас давайте попробуем сделать такой же треугольник.

Возьмем лист бумаги прямоугольной формы, загнем сначала справа налево, а

потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставим внутрь. На наружной стороне напишем адрес назначения и обратный адрес. Молодцы.


Каждый год мы празднуем День Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Время течет, сменяются эпохи, приходят новые поколения. Сейчас мы вступаем период, когда во взрослую жизнь пришли люди, для которых эта война — уже легендарная история, а не факт их собственной жизни или жизни их близких. Люди, которые участвовали в этой войне, уходят из жизни, их осталось совсем мало. Поэтому о ней мы чаще узнаем из книг, кинофильмов. Но жива память человеческая. От слова «память» происходит слово — памятник. В самом центре нашего села находится памятник бойцам, павшим в боях за Скворцово. Мы ухаживаем за ним. (слайд 14)

Мой небольшой рассказ подходит к концу. Я очень надеюсь, что он оставил след в вашем сердце, и вы не остались равнодушными к тому, что сегодня услышали. Желаю вам мира и добра. А сейчас мы пойдем в наш музей и посмотрим всё, о чём я вам рассказала.





Используемые источники :

Экспонаты и экспозиции музея МБОУ ТР Скворцовской СОШ

Фото из личного архива Зенковой Э.Д, Бельской Л.А., Понкратьевой Л.А., Романовой З.Н.

Торопец: прошлое и настоящее. Сборник очерков. Сост-ль Л.Г.Нефедова. Нелидово, 1996 г. Газета «Мой край» 19.11.2019 «Лента времени: Скворцово – станция, населенный пункт, школа».

Коротков Ф. Торопец наш // Знамя труда. - 1967. - 22 янв.

https://static.mk.ru/upload/entities/2019/05/06/12/photoreportsImages/detailPicture/b9/3a/9e/49/9115683_7075610.jpg

https://static.mk.ru/upload/entities/2019/05/06/12/photoreportsImages/detailPicture/35/64/79/77/9073494_9098478.jpg

https://static.mk.ru/upload/entities/2019/05/06/12/photoreportsImages/detailPicture/79/8c/3e/04/9150862_5756873.jpg

https://static.mk.ru/upload/entities/2019/05/06/12/photoreportsImages/detailPicture/a4/2c/6f/08/9245997_8222299.jpg

https://static.mk.ru/upload/entities/2019/05/06/12/photoreportsImages/detailPicture/17/3d/0c/10/9099341_5387520.jpg

http://www.dumoo.ru/photos/big/00a093cb562dc14c36a757844514adc7.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!