СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Надо жить во имя жизни

 за живущих жизнь отдать”.                                                                                                                        Ш.Руставели 

Сделав шаг из второго тысячелетия в третье, мы понимаем, что пришла новая эпоха. Она диктует свои условия жизни, проповедует иные ценности, предъявляет новые требования к человеку. Это эпоха перемен, эпоха инноваций, эпоха нового интеллекта. Наступило время иных жизненных ценностей. Что именно будет главным, определяющим в жизни человека, сказать трудно, но память, истинные ценности и красота человеческих взаимоотношений будут вечны всегда!

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "В жизни всегда есть место подвигу"»

Урок мужества «В жизни всегда есть место подвигу.»

Цели:

  • приобщать учащихся к историческому прошлому нашей страны,

  • познакомить с историей праздника;

  • воспитать чувство гордости за историю своей страны, уважения к людям,

  • совершивших героический поступок.

“Надо жить во имя жизни,
за живущих жизнь отдать”.
Ш.Руставели

ХОД УРОКА

Слайд 3.
Ведущий:
Сделав шаг из второго тысячелетия в третье, мы понимаем, что пришла новая эпоха. Она диктует свои условия жизни, проповедует иные ценности, предъявляет новые требования к человеку. Это эпоха перемен, эпоха инноваций, эпоха нового интеллекта. Наступило время иных жизненных ценностей. Что именно будет главным, определяющим в жизни человека, сказать трудно, но память, истинные ценности и красота человеческих взаимоотношений будут вечны всегда!



Но кто такой герой?

Давайте попытаемся поразмышлять о том:

1. Кто такой герой?

2. Можно ли сейчас в XXI веке стать героем?

3. Какой человек может совершить подвиг?

- Давайте попробуем дать определение слову герой?

(слушаем высказывания учеников, и на экране появляется слайд № 3 с понятиями)

- Если обратимся к толковому словарю:

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

(обратите внимание на взаимосвязь слов - герой, подвиг)

- А как вы объясните значение слова подвиг?

Подвиг - это самоотверженно героический поступок.

Песня с видеоклипом из фильма «Офицеры» «О героях былых времен»

- Поступок имеет большое значение в жизни человека, он может в какой то мере определить человека в целом: его отношение к окружающим людям, к друзьям, самому себе.

- Давайте вместе подумаем над тем, что же такое поступок?

- Нельзя действия и поступки считать одним и тем же.

- Действия и поступки – разные вещи. Действия происходят постоянно, а иногда даже мы их не замечаем.А поступок – это как решающий шаг, это своеобразный выбор, который человек делает наедине с собой. Такой шаг бывает разным по своему значению, он всегда характеризует человека, говорит о его качествах характера. Не зря народная мудрость гласит: “Завтрашний характер в сегодняшнем поступке”. И хотелось бы, чтобы вы, ребята, приняли близко к сердцу, что именно в каждом сегодняшнем поступке, вашем сознательном выборе решения, как поступить – закладывается завтрашний характер, а значит частичка героического самоотверженного поступка. Но совершить любой поступок, а тем более подвиг непросто, нужна воля, упорство человека, совесть.

- Давай те послушаем о героических поступках, которые совершили люди, обладающие такими чертами.

Учитель. (Слайд 4) Дети-герои войны

Война оставила после себя множество имен мальчишек и девчонок, и сегодня давайте вспомним имена и узнаем историю таких «маленьких» героев как: Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Володя Казначеев. Им дали самую высокую награду Родины - звание героев Советского Союза. О всех детях-героях великой Отечественной войны мы сегодня не расскажем, лишь о некоторых из них. Первый рассказ о девочке-Герое Советского Союза.

1 уч. (Слайд 5) Зина Портнова: Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов. В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуя Витебской области. После вторжения гитлеровцев на территорию СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года член Обольской молодежной подпольной организации «Юные мстители». Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива. С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 года расстреляна в тюрьме города Полоцка.

А это рассказы о наших земляках пионерах-героях Крыма

Уч. Володя Дубинин. (Слайд6)

Был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина (Камыш бурун) вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи в результате Керченско-Феодосийской десантной операции 1941-1942 гг. Володя Дубинин вызвался помогать саперам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапер и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Похоронен в партизанской могиле, неподалеку от каменоломен.

Уч. Витя Коробков (Слайд 7)

Двенадцатилетний Витя был рядом со своим отцом, армейским разведчиком Михаилом Ивановичем Коробковым, действовавшим в Феодосии. Витя, чем мог, помогал отцу, выполнял его боевые поручения. Бывало, и сам проявлял инициативу: расклеивал листовки, добывал сведения о расположении вражеских частей. Его арестовали вместе с отцом 18 февраля 1944 года. До прихода наших войск оставалось совсем чуть-чуть. Коробковых бросили в старокрымскую тюрьму, две недели выбивали из разведчиков показания. Но все усилия гестаповцев оказались напрасными…

Учитель (Слайд 8) 20-ый век богат трагическими событиями. Это и первая мировая война, и Великая Отечественная, и война в Афганистане, и две войны на территории нашей страны – в Чечне. И всегда русская Армия была верной защитницей Родины. Преданные и самоотверженные воины с оружием в руках отстаивали честь и независимость своего государства.

(Слайд 9,10) Восток – это особый мир…
1979 год – год ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

Уч. Приказ ввода был: оказать помощь братскому народу Афганистана. Был даже приказ первыми огня не открывать. И молодые ребята шли туда добровольно: шли защищать афганскую революцию, спасать бедняков, бороться с внешним врагом. В их письмах звучала гордость за то, что они участвуют в этом историческом процессе.
Сегодняшним молодым людям трудно понять, что 18-летние мальчишки заваливали командиров воинских частей рапортами с просьбой отправить их служить в Афганистан. 
Война продолжалась 9 лет. У каждого, кто прошел Афган, была своя война. Для тех, кто входил в числе первых, и кто выходил последним, это была разная война. 18-20 летние мальчишки оказались в Афганистане в сложной ситуации. С одной стороны, обычные тяготы войны: частые боевые выходы, колоссальные физические нагрузки, необустроенность военных городков, сложные климатические условия, ночные обстрелы, засады, ранения и смерть друзей. 
Отмечая вывод советских войск из Афганистана, мы склоняем головы перед павшими и гордимся теми, кто вернулся.


Уч. (Слайд 11,12) Жаль, что история нас ничему не учит. Иначе не было бы Чечни…. 
Новогодняя ночь с 31 декабря 1994 на 1 января 1995 стала началом первой Чеченской войны. В России поднимали бокалы с шампанским, а в Чечне безусые мальчишки получали вместо подарков свинец.
Война в Чечне из гражданской стала превращаться в российско-чеченскую. 18 – 20 летние мальчики порой даже не знали, куда их везут. Родители узнавали о службе сыновей из телепрограммы «Время».
По накалу страстей война в Чечне раз в 10 мощнее, чем Афганская. Мальчики погибали и в первый день войны, в первый месяц. А хоронили некоторых через 3, а то и 7 лет. Государственной медицинской комиссии потребовалось несколько лет для выяснения личностей погибших, для опознания сожженных и расчлененных тел.
Матери не растили героев из своих сыновей. Они воспитывали их честными людьми, патриотами. Российский солдат верен воинской присяги, с честью выполняет свой долг, Служба в армии не сахар, но те, кто отслужил в большинстве своем не сетуют. Как правило, уходят служить незрелые мальчишки, а возвращаются взрослые мужчины, уверенные в себе, знающие цену жизни.



Учитель. (Слайд 13,14) 12 августа 2000 г. всех нас потрясло сообщение: «Атомная подлодка «Курск» залегла на дно Баренцева моря, и всплыть самостоятельно не может».

Крейсер «Курск» спущен на воду в 1994 г., в строю с 20 января 1995 года.

Вооружение: 24 крылатых ракеты комплекса «Гранит», всего 28 торпед. Два атомных реактора. 10 отсеков. Построен в Северодвинске. На борту находилось 118 человек.

 Ученики

И если пенные объятья

Назад не пустят ни на час

И ты в конверте за печатью

Получишь весточку о нас –

Не плачь, мы жили смело,

Умели храбро умирать

Ты на штабной бумаге белой

Об этом можешь прочитать.

Переживи внезапный холод,

Полгода. Замуж не спеши,

А я останусь вечно молод

Там, в тайниках твоей души.

А если сын родится вскоре

Ему одна стезя и цель,

Ему одна дорога – море,

Моя могила и купель.

 

8, 9-й чтец. Хроника гибели АПЛ «Курск»

День первый. 12 августа 2000г.

     Почти 30 кораблей и подводных лодок Северного флота находились на учениях в Баренцевом море, в их числе «Курск». Он обнаруживает в районе патрулирования учебную цель и ложится на боевой курс, чтобы атаковать ее. После доклада командира подлодки (капитан 1 ранга Геннадий Лячин) руководителю учений о готовности к атаке, Лячин получил «добро», и после этого связь с подлодкой оборвалась. На гидроакустиках кораблей был зафиксирован шум взрыва, его приняли за пуск торпед.

 

День второй. 13 августа 2000г.

Связи с «Курском» по-прежнему нет. На поиски АПЛ направляется группа кораблей во главе с командующим. Учения, задуманные как парадный рапорт президенту о готовности флота возродить боевое патрулирование в Средиземном море, завершились аварией на подводной лодке.

 

День третий. 14 августа 2000 г.

    Кораблям, прибывшим в район бедствия, поступает приказ перейти на режим полного молчания – только по звукам со дна моря удалось установить, где находится подлодка. Осмотрев лежащую на дне субмарину, установили: корпус лодки имеет серьезные разломы, заклинило механизм спасательной катапульты, уровень радиации низкий. От иностранной помощи руководство отказывается.

 

День четвертый. 15 августа 2000 г.

    Первая попытка спасательного глубоководного аппарата состыковаться с АПЛ «Курск» закончилась неудачей из-за сильного шторма в районе аварии. А тем временем группировка военных кораблей, задействованных для спасения экипажа, увеличена с 15 до 22 единиц. Среди них атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли.

     Возникают аварийные ситуации с самими подводными аппаратами и угроза жизней спасателей. Но работы по спасению ни на минуту не прерываются. Оставшиеся в живых члены экипажа дают о себе знать, перестукиваясь в отсеках. В Мурманск со всей страны начинают прибывать родственники матросов и офицеров. Наконец-то российское руководство принимает предложения других стран о помощи.

О сколько подвигов на свете.

Они уже в преданья отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех  материках большой земли.

И будут повторять из уст в уста,

И в каждом это подвиге незрима

Своя и глубина, и высота,

И красота своя неповторима,

Но из всего того, о чем мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

 

День пятый. 16 августа 2000 г.

    Спасательная операция продолжается. К сожалению, все усилия моряков, ни к чему не привели. Погодные условия остаются сложными. Подлодка «Курск» признаков жизни уже не проявляет. Попытки состыковаться с субмариной ни к чему не приводят.

 

День шестой. 17 августа 2000 г.

    Для участия в спасательных работах Норвегия направляет глубоководных водолазов. В Баренцевом море работу на глубине поочередно ведут 4 подводных спасательных снаряда. Попытки пристыковаться к субмарине по-прежнему ни к чему не приводят. Точной информации о том, кто находится на подводной лодке и списков военных до сих пор нет.

 

День седьмой. 18 августа 2000 г.

    Впервые официально сообщают, что на АПЛ «Курск» могут быть жертвы. Большая часть экипажа находилась в зоне аварии. Система регенерации кислорода на подлодке сейчас уже не работает. Опубликованы списки членов экипажа.

 

День восьмой. 19 августа 2000 г.

    Комментарии адмиралов о перспективах спасения экипажа подлодки «Курск» час от часу становятся все более пессимистичными. Начальник штаба вице-адмирал Михаил Моцак от имени Северного флота делает заявление: на борту лодки в живых не осталось никого.

 

  Песня и видеоклип под песню «Там за туманами»

Слово учителя:   Необходимо извлечь определенные уроки из гибели лодки «Курск» и 118 человек ее экипажа в Баренцевом море.

Нигде нет такого равенства перед судьбой, как на подводной лодке. Либо все побеждают, либо все умирают.

 

Подвиги юных героев в наше время



Учитель: Есть ли место подвигу в наше время? Давайте послушаем о ваших ровесниках, совершивших поступки с большой буквы.



Рассказы учащихся.



(Слайд 15) Житель Екатеринбурга Владимир Васкевич помогает людям взглянуть на жизнь по-новому. Казалось бы, что такого? Но здесь речь идет о незрячих людях.

 

У Владимира тоже проблемы со зрением, но при этом он нашел в себе силы помочь другим - организовал специальные курсы, где учит закрывать глаза на беды.

 

Еще несколько лет назад Владимир Васкевич сам боялся выходить во двор без провожатого, а сегодня он объясняет другим, как ориентироваться в большом городе.

 

Добраться из точки А в точку Б в незнакомой местности незрячему совсем непросто. Но с помощью занятий по ориентированию незрячие люди чувствуют себя независимыми.

 

Личным примером Владимир доказывает, что слепые способны на многое, даже на занятия спортом.

 

Юноша увлекается голболом два года. Вместе с командой он неоднократно становился победителем международных и всероссийских соревнований. Со своим мощным броском сразу стал лучшим игроком Среднего Урала.

 

«Я путешествовал автостопом по Европе, я прошел шестьсот километров на байдарках по Оби и все это делается не для того, чтобы слепые попали в книгу рекордов Гиннеса, а для того, чтобы инвалиды научились общаться с обществом, а общество повернулось к инвалидам», -  рассказывает Владимир.

 

Во время очередных путешествий этот лауреат премии «Горячее сердце» научился даже управлять яхтой. Капитаном он не стал, но окончательно понял, что при желании можно добиться многого. Осознав, что его возможности безграничны, Владимир поступил в университет на «Бизнес-информатику» и создал молодежный проект, который совершенно бесплатно помогает незрячим найти и освоить интересные профессии.

 

За свое стремление личным примером помочь другим  Владимир стал лауреатом премии «Горячее Сердце».



(Слайд 16)Анастасия Майорова из Ростовской области совершила настоящий подвиг - спасла человеку жизнь. В свои тринадцать Настя профессионально ходит под парусом. Во время первенства России по парусному спорту девочка заметила, как ее соперница упала с яхты и начала тонуть.

 

Анастасия претендовала на призовое место, но как увидела, что нужна помощь, девочка сошла с дистанции и бросилась спасать попавшую в беду соперницу. «Я уже иду на попутном курсе вижу соперницу, у нее глаза напуганные. Она в воде плавала,  а лодки поблизости ее не было», - рассказывает Анастасия Майорова.

 

С тех пор Анастасия и спасенная ею Екатерина лучшие подруги. «Звала всех, тонула, хоть и была в жилете. Все мои соперники из Азова проехали, а Настя одна проехала и спасла меня», - добавляет пострадавшая Екатерина Кобзева. Мать Насти поддерживает решение дочери, ведь спасти жизнь гораздо важнее, чем победить на соревновании.

 

«Не заработала первое место, зато девочку спасла, и я сказала: «доченька, спасти девочку - спасти жизнь  - это намного больше, чем твое первое место», - радуется мать Насти Людмила Швачич. Настю, оставшуюся без спортивной медали, награда нашла в Москве - девушка лауреат премии «Горячее сердце». В своей школе она теперь  настоящий герой.



(Слайд 17) Студенты Искитимского филиала Новосибирского монтажного техникума - 17-летний Никита Миллер и 20-летний Влад Волков - стали настоящими героями сибирского городка. Еще бы: ребята скрутили вооруженного налетчика, пытавшегося ограбить продуктовый киоск.



(Слайд 18) В Башкирии первоклассник спас трехлетнего ребенка из ледяной воды.
Когда Никита Баранов из села Ташкиново Краснокамского района совершил свой подвиг, ему было всего семь. Как-то раз, играя с друзьями на улице, первоклассник услышал детский плач, доносившийся из траншеи. В деревне проводили газ: выкопанные ямы залило водой, в одну из которых и угодил трехлетний Дима. Ни строителей, ни других взрослых рядом не оказалось, поэтому Никита сам тянул захлебывающегося мальчишку на поверхность



(Слайд 19) Школьники из Краснодарского края Роман Витков и Михаил Сердюк спасли пожилую женщину из горящего дома. Направляясь домой, они увидели горящее здание. Забежав во двор, школьники увидели, что веранда практически полностью охвачена огнем. Роман и Михаил бросились в сарай за инструментом. Схватив кувалду и топор, выбив окно, Роман залез в оконный проем. Пожилая женщина спала в задымленной комнате. Вынести пострадавшую удалось только после взлома двери.

(Слайд 20) А в селе Ильинка-1 Тульской области школьники Андрей Ибронов, Никита Сабитов, Андрей Навруз, Владислав Козырев и Артем Воронин вытащили пенсионерку из колодца. 78-летняя Валентина Никитина упала в колодец и выбраться самостоятельно не смогла. Крики о помощи услышали Андрей Ибронов и Никита Сабитов и тут же бросились спасать пожилую женщину. Однако на подмогу пришлось позвать еще троих ребят — Андрея Навруза, Владислава Козырева и Артема Воронина. Вместе ребятам удалось вытащить пожилую пенсионерку из колодца.
“Я пыталась выкарабкаться, колодец неглубокий — я даже доставала рукой до края. А когда я поднимала руки, ледяная вода заливалась в рукава. Я кричала, звала на помощь, но колодец находится далеко от жилых домов и дорог, поэтому меня никто не слышал. Сколько это продолжалось, я даже не знаю… Вскоре меня стало клонить в сон, я из последних сил подняла голову и вдруг увидела двух мальчишек, заглянувших в колодец!” – рассказала пострадавшая.

(Слайд 21) Закрыла брата от пуль. История произошла в завершение священного для мусульман месяца Рамадан. В Ингушетии принято, чтобы в это время дети поздравляли знакомых и родственников в их домах. Залина Арсанова с младшим братом выходили из подъезда, когда раздались выстрелы. В соседнем дворе на одного из сотрудников ФСБ было совершено покушение.Когда первая пуля пробила фасад ближайшего дома, девочка поняла, что это стрельба, а младший брат находится на линии огня, и прикрыла его собой.Девочка с огнестрельным ранением была доставлена в Малгобекскую клиническую больницу № 1, где ей была проведена операция. Внутренние органы 12-летнего ребенка хирургам пришлось собирать буквально по частям.К счастью все выжили

(Слайд 22) Героический поступок совершил и шестиклассник, Данил Гарбузов, из города Макеевки, Донецкой области.Произошло это летом, 2012 года. Но о том, что случилось, мальчик рассказал совсем недавно. В поселке, возле станции Криничная, есть водоем. Глубина его достигает 2-3 метров. Купаться в нем запрещено. Но на запрещающую табличку редко кто обращает внимание. Вот и тогда, друзья Артем и Данил решили поплавать в пруду. Никого из взрослых рядом не было.Шестиклассник Данил вышел из воды раньше и сидел на берегу, грелся на солнце. Вдруг он увидел, что его друг Тёма стал махать рукой, кричать. Данил сразу понял, что Артем тонет. Не раздумывая, мальчик прыгнул в воду, поплыл и вытащил друга на берег. Оказывается, у Темы начались судороги…

(Слайд 23) Самылин Анатолий Александрович, 21 год.

Парень стоял недалеко от дамбы, когда вода начала прорывать преграду и хлынула на поселок Анненский, сметая дома и заборы. Анатолий вспомнил, что на пути стихии есть дом, где живет одинокий старик и бросился к нему. Оказавшись в доме, парень разбудил дедушку, собрал  вещи и документы и помог ему добраться в безопасное место.



Учитель (Слайд 24) Какой из прослушанных вами сегодня рассказов произвел на вас наибольшее впечатление?



Обсуждение учащихся



Какой вывод вы сделали после сегодняшнего урока? Высказывание учащихся.



Вывод: В жизни Всегда есть место подвигу.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!