СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки мужества " В жизни всегда есть место подвигу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки мужества посвящены годовщинам "Дебальцевского котла" и выводу войск из Афганистана. Это литературно-исторические мероприятия, которые способствуют  воспитанию патриотизма и любви к своей Родине, учат бережно хранить память о земляках - героях, отдавших свои жизни за мирную жизнь на земле

Просмотр содержимого документа
«Уроки мужества " В жизни всегда есть место подвигу"»

Урок мужества, посвященный дню освобождения Дебальцевского «котла»

« В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ»

Цель:

  • воспитание патриотизма, формирование позитивного образа, который может служить идеалом для подражания. воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях, чувства гордости за свою Республику; 

  • развитие интереса учащихся к творческому наследию военных лет; 

  • активизация творческих способностей и познавательной деятельности; 

  • воспитание культуры общения. 

Задачи:   

  • формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; 

  • вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными людьми в освобождении Дебальцевского «котла»; 

  • показать роль нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту; 

  • развивать интерес к историческим фактам и событиям.

Эпиграфы на доске:                                                                                                                                                «Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь

 счастье видеть славу Родины, и последнюю

каплю крови пожертвую её благосостоянию»                                                                              Пётр Багратион



 « Нет героев от рождения,  они рождаются в боях »

                                                                          Александр Твардовский 

Ход мероприятия:                         

Учитель:

 Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная.
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится,
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.



Беседа.

- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения? А как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным? (ответы учащихся).

Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости. Учитель

Есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени и которые не стираются из памяти людей. Напротив, временной разрыв с возрастающей силой подчеркивает их величие и определяющую роль в истории. История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. Память об этих событиях неподвластна времени, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века: это не просто свойство человеческого сознания сохранять следы минувшего, память – это связующее звено между прошлым и будущим.

В этом году наша Родина будет отмечать одну из важных дат в истории нашей Республики – очередную годовщину  освобождения Дебальцевского котла. 

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграфы урока.

- Ребята, а какие исторические события еще произошли 17 февраля?

(освобождение города Луганска и г.Ровеньки от немецко-фашистских захватчиков в 1943г., празднуется 75 годовщина)

-Какие памятники вы знаете, которые увековечивают память погибших солдат в годы Великой отечественной войны ? ( обелиск Молодой гвардии в Гремучем лесу, где были расстреляны Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Семен Остапенко, Виктор Субботин ,члены подпольной организации; мемориальный комплекс «Слава « в Парке героев, вечный огонь г.Ровеньки; памятник Неизвестному солдату, могила неизвестного солдата, братские могилы по всему ЛНР, мемориальный комплекс « Родина – мать»).

Звучит тихая музыка. 

Ученицы:

Мы здесь не потому, что дата.

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя-

Великой Армии простой солдат. М. Исаковский

1 ученик

Казалось было холодно цветам, 

И от росы они едва поблекли. 

Зарю, что шла по травам и кустам, 

Обшарили украинские бинокли. 

Цветок в росинках весь к цветку приник, 

И пограничник протянул к ним руки, 

А украинцы, кончив кофе пить, в тот миг 

Влезали в танки, закрывая люки. 

Такою все дышало тишиной, 

Что вся земля еще спала, казалось. 

Кто знал, что между миром и войной 

Всего каких-то 5 минут осталось. 



Учитель: Да, нежданно на нашу землю нагрянула война. Донбасс оказался под огнем украинской армии. Шли ожесточенные бои. Одним из городов , который особенно пострадал от военных действий стал Дебальцево.

 (Демонстрация презентации)

Учителя:

Дебальцево. Основано в 1878 году. Крупнейший железнодорожный узел, автотрасса Харьков-Ростов. Находится на стыке двух республик. Стратегический пункт в период боевых действий.

После провозглашения Донецкой Народной Республики Дебальцево перешло под контроль ополчения. Во второй половине июля 2014-го ВСУ предприняли наступление на Дебальцево со стороны Артемовска с целью отсечь ДНР от ЛНР.

Одновременно ВСУ стремится замкнуть кольцо вокруг Луганска.

Дабы лишить республики автомобильного сообщения по трассе Луганск-Донецк, враг перерезает в августе трассу у поселка Белое. Железнодорожное сообщение становится невозможным после взятия Дебальцево.

В августе части ВСУ прорываются на территорию ЛНР в граничащий с ДНР Перевальский район. Захвачен поселок Чернухино.

После захвата Чернухино враг взял село Адрианополь. С его территории обстреливал, в том числе РСЗО, расположенные в окрестностях Перевальска поселки Ящиково, Селезневка...

Со второй половины августа подразделения ЛНР наносят удары по противнику. Деблокирован Луганск, враг выбит с ряда населенных пунктов Лутугинского, Славяносербского, Перевальского районов.

Чернухино, которое Киев, исключив из состава Перевальского района, включил в состав Попаснянского района, освободить не удалось. 5 сентября 2014г. подписано первое соглашение о прекращении огня в г. Минске. Наступило перемирие.

Перемирие не мир. Обстрелы территорий республик продолжались ежедневно. Особенно они активизировались после проведения выборов в ноябре.

Оставалась угроза рассечения республик – Дебальцевский выступ («карман») - почти 30-километровое вклинение украинских войск, создававшее предпосылки для наступления с той же целью, что и летом-14 – рассечь республики и задавить по частям.

Для этого сразу после Минска-1 вплоть до января 2015 года здесь формируется группировка ВСУ примерно в 8 тысяч человек, включавшая в себя не менее 6 дивизионов РСЗО «Град», не менее 6 дивизионов буксируемых и самоходных гаубиц, противотанковую артиллерию, минометы, бронетехнику.

В целом же общая численность ВСУ, Нацгвардии, добровольческих батальонов, МВД и СБУ в районе зоны АТО по разным источникам составляла на январь 2015 года 30 - 40 тысяч человек.

Враг наращивает мощь артударов по Донецку, Горловке…Тяжелая обстановка по аэропорту Донецка. Киев поставил задачу – любой ценой оставить аэропорт за собой. Рождается миф о непобедимых «киборгах».

Противник обстреливает населенные пункты ЛНР – артудары по Луганску, Славяносербску, Стаханову, Первомайску, Кировску… по большим и малым населенным пунктам вдоль линии разграничения. Активизировались диверсионные группы. Практически ежедневно вдоль Бахмутской трассы идут бои за господствующие высоты, номерные блок-посты.

Местами противник предпринимает попытки перехода к действиям наступательного характера. В бой вводятся резервы, подкрепляются пошатнувшиеся участки.

На начало февраля противник достаточно прочно держит позиции в пригородах Дебальцево и отбивает атаки на Чернухино. Потеря Чернухино означала бы откат фронта, уменьшение Дебальцевского выступа.

Бои за Чернухино. Ожесточенные, многодневные. Подразделения ЛНР, в том числе Алексея Мозгового и Павла Дремова, буквально «прогрызая» оборону противника, продвигаются вперед, сжимая Дебальцевский выступ.

И вот, совместными усилиями подразделений ДНР и ЛНР выступ замкнут – «котел». Не сталось у генштаба ВСУ, как планировалось рассечь республики. Не рассекли, а сами угодили в «котел».

Из «котла» ВСУ «планово» бежали, бросая убитых, раненых, технику.

Так благодаря слаженным действиям и отвагой народного ополчения Донбасса была проведена успешная операция по зачистке Дебальцевского котла и освобождению земель Новороссии от украинских оккупантов.

18 февраля 2015 года над Дебальцево поднят флаг Новороссии.

Непосредственно после завершения боевых действий в города оставалось около 5 тысяч человек. До войны проживало свыше 25 тысяч. Разрушено 80 процентов зданий и жилых домов, не работали все учреждения. Сразу после освобождения начались восстановительные работы. Будет установлена мемориальная доска. Надпись гласит:

«Вечная память братьям и сестрам, отдавшим свою жизнь за освобождение

Дебальцево от украинских карателей. 2014-2015».

18 февраля 2015 года Председатель Совета Министров ЛНР Геннадий Цыпкалов заявил, что военные подразделения республики полностью овладели поселком Чернухино, интенсивные бои за который шли последние две недели. В штурме были задействованы силы МВД, Народной Милиции. Над поссоветом флаг ЛНР подняли бойцы 3-го мотострелкового батальона 2-й бригады Народной Милиции.

Правительство республики приняло решение об отправке в поселок, в котором оставалось около 300 жителей, гуманитарного груза и специалистов по восстановлению электросетей и газопровода. Жители получили продовольствие: хлеб, консервы, муку, крупы…

Видео ДЕБАЛЬЦЕВСКИЙ КОТЕЛ. «ОСВОБОЖДЕНИЕ ДЕБАЛЬЦЕВО». ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

Учитель: 

Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Республики. Представляла смертельную угрозу не только для всех населений нашей Республики, но и для всего человечества. Враги планировали истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы. А вместе с народом города села наших необъятных республик. Те, кто сражался, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом.

6 ученик: 

Нет,

Не до седин. Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле

И в лазури

Февральского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод,

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в снегу!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я — сто лет проживу!

Учитель: 

Всю зиму 2015г. шла битва за Дебальцево. В таком напряжении сил, на священной дебальцевской земле, «где снег замешан был землей, золой и свежей кровью», начиналась победа. И Дебальцево выстояло.

5 ученик:

Вперед на Запад!  Цену этих слов 

Мы поняли, когда в горячем пыле 

Мы штурмовали стены городов 

Ценой нечеловеческих усилий. 

Вперед на Запад!  дерзкая мечта- 

Я знаю, вас никто не остановит. 

Целуют землю русские уста, 

Отбитую ценой солдатской крови. 

Пускай мы не прошли и полпути, 

Пускай звезда уходит в ночь устало. 

Теперь на Запад будем мы идти, 

Вперед идти  во что бы то ни стало.

Звучит фонограмма

Чтец: Война прошла по Республике через каждую семью, через каждую судьбу, чётко разделив время на "довоенное" и "военное", разделив всех на "фронт" и "тыл"

Учитель:

Войн без потерь не бывает. К сожалению, вернулись не все. Мы зачитаем лишь некоторые имена ,павших в ходе Дебальцевской операции:

1)Максим Мартаков – был смертельно ранен в бою под Чернухино;

2)Всеволод Петровский – ранен при артобстреле под поселком Комиссаровка;

3)Валерий Лепицкий – командир 2 танкового батальон, погиб в районе населенного пункта Смелое (31 блокпост);

4)Артем Шарапов и Юрий Стеценко погибли под Смелым;

5)Виктор Коваленко – прапорщик военной комендатуры г.Перевальска, получил осколочное ранение в голову;

6)Геннадий Ширко – военный комендант г.Перевальска, погиб под Чернухино;

7)Михаил Савчини – командир танкового взвода отдельного механизированного батальона народной милиции ЛНР, погиб в бою за высоту 307,9 на юго-западе от села Танжаровка;

8).Оверченко Сергей Алексеевич 11.11.1972г. г.Ровеньки, погиб 17.02.2015г.

9)Тарасюк Сергей Григорьевич 23.03.1966г. г.Ровеньки, погиб 18.02.2015г.

10).Коханов Василий Михайлович пропал в районе г.Дебальцево 14.02.2015 г.

Давайте почтим память погибших воинов (минута молчания)

Учитель:

Забыть войну герои уже не смогут никогда. По сей день в их душе живёт щемящая боль, непонятное для нас чувство вины перед павшими, навсегда оставшимися на полях сражений:

Чтецы:

Дебальцевский котел

Город Дебальцево-слава тебе!
Жил ты спокойно на этой Земле.
Мирно трудился красивый вокзал
Со всех сторон он людей принимал.
Шли поезда и на Север и Юг
Сколько людей проезжало вокруг
Кто ехал на море,а кто по гостям
И кто-то трудился по разным местам.
На площади розы ярко цвели
Фонтан разбрызгивал капли воды.
А голуби,голуби-смело порхали
И дети кормам их угощали.
Город с любовью всех принимал
И ни кому он войны не желал
Ну вот,ворвалась в город война
Разрушила город,сожгла дома,
Людей загнала в подвалы она
Теперь "Котёл" войны здесь кипит
И всему миру он сам говорит:
За что здесь кипеть?
За что людям страдать?
За чем этот город было разбивать?
Что сделал город плохого-кому?
Я,что-то и сам ни как не пойму!
И где мне взять такой воды?
Чтоб потушить очаг этой войны...

Учитель:

Война была жестокой. Но не ожесточалось сердце солдата, не грубело, не черствело. Оно любило и страдало. "Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне"..

Учитель:

А сейчас учащаяся зачитает  письмо героям от благодарных потомков.

Дорогие Герои!

Низкий Вам поклон от всех жителей нашей многострадальной Родины, не познавших горя и лишений военного времени, не видевших последствий артиллерийского налёта и разрывов авиационных бомб, не спасавшихся от смерти в бомбоубежищах и постоянного страха потерять навсегда родных тебе людей.

Мы не знаем, что такое война,

Мы рисуем ее на листке.

Как жестока бывает она

В черном платье и автоматом в руке.

Как танцует средь выжженных стен,

Упиваясь осколками счастья.

А вокруг небо ждет перемен

И закрывает небосвод от ненастья.

Мы пытаемся понять вашу боль,

Каково потерять очень близких.

Иль увидеть за окнами кровь,

Услышать плач, а не смех детский, чистый.

Вы мужественно и честно выполнили свой долг перед командирами, семьёй, Родиной. Вы думали в первую очередь не о себе, а о нас, о своих потомках. 

Спасибо Вам за подаренную свободу и независимость, за возможность просыпаться каждое утро под щебетание птиц, за возможность радоваться жизни, мирному небу, аромату лесных ягод и шелесту осенних листьев, журчанию ручья и первому снегу, весеннему солнцу и летнему зною с освежающим дождём. Спасибо Вам за добытое ценой огромных потерь счастье жить в окружении тепла и заботы родителей, бабушек и дедушек, счастье любить и беречь свою Родину. Мы постараемся, став взрослыми, не предать Ваши идеалы, постараемся не забыть, какой ценой досталась нашему народу эта Великая Победа.

Сегодня самая главная, самая нужная льгота для Вас - это внимание, чуткость и ласка окружающих, живущих рядом с Вами. Так пусть же Вы никогда не испытаете чёрствости и равнодушия со стороны молодого поколения. Пусть хорошее настроение скрасит Ваши года. Пусть реже дают о себе знать старые раны. 

Здоровья и семейного благополучия желают Вам ученики 9 класса

Звучит фонограмма

Чтец:

Укутайте Донбасс мой в тишину.
Укройте мирным небом, словно пледом.
Пусть отдохнёт он, вопреки всем бедам.
Пусть станет детский плач ему неведом.
Не возвращайте на Донбасс войну.
Зажгите в Храмах тысячи свечей.
За всех, в подвалах стывших до рассвета.
За претерпевших скорби без ответа.
За деток, ставших Ангелами света
И не проклявших нас и палачей.
Всем нам нести и память, и вину.
Сквозь слёзы, пустоту, дымы пожарищ.
Сквозь кладбища, где каждый холм - товарищ.
Сквозь боль, руины, шрамы чёрных сгарищ
За тех, кто не прорвался сквозь войну.



Спасибо за внимание!!!!!!!!































Урок мужества, посвященный дню освобождения Дебальцевского «котла»

« В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ»

ПРОВЕЛА :

Классный руководитель 6 кл

Королева С.М.







Внеклассное мероприятие «Афганистан болит в моей душе »





ПРОВЕЛА:

Королева С.М.,

классный руководитель 6 класса









Цель: формирование патриотизма и глубокого уважения к истории нашей страны, на примере выполнения интернационального долга советскими солдатами и офицерами в Демократической Республике Афганистан в 1979 – 1989 гг.

Задачи:

  • способствовать развитию интереса воспитанниками к истории своей Родины;

  • воспитание чувство долга, патриотизма, любви к Родине, своему народу;

  • формирование представления о воинском долге и верности Отечеству;

  • формирование уважительного отношения к участникам афганской войны;

Ход мероприятия

Ведущий 1:

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь,

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память целый день лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может.

Я зарастаю памятью….

Ведущий 2: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Ведущий1: Южная Азия, где расположен Афганистан, отделена от остальной Азии цепью массивных горных хребтов. По территории Афганистана тянется второй в мире по высоте горный хребет засушливый Гиндукуш. Он идет через Центральный Афганистан .Площадь Афганистана : 649 507 кв.км.

С 1979 по 1989 гг. Афганистан является ближайшим соседом СССР.Исторически с Афганистаном у нас складывались добрые отношения. Южный сосед первым в мире признал Советскую Россию. В последующем по просьбе афганских руководителей на территории дружественного нам государства силами советских специалистов сооружались электростанции, оросительные комплексы, хлебозавод и др. объекты.

Однако по социальным, культурным, правовым проблемам население Афганистана оставалось «на задворках» цивилизации. В стране господствовали феодальные отношения, и большая часть населения оставалась бедной, забитой, неграмотной.

Население страны – свыше 15 миллионов человек.

Страну населяют: афганцы (или пуштуны), таджики, узбеки и хазары. Ведущий 2. После государственного переворота, совершенного в апреле 1978 г. в Афганистане разгорелась гражданская война. В 1979 г. правительство Афганистана обратилось к СССР с просьбой ввести в страну войска.

Ведущий 1: 1979год. Холодный декабрь. По радио и телевидению с утра до вечера передают сообщения о том, что, согласно договорённости между двумя странами, по просьбе правительства дружественного Афганистана, на территорию этой страны для защиты порядка и демократии вводится ограниченный контингент советских войск.

Ученик

Там за рекой, есть горный перевал,
За перевалом – серпантин дороги,
Дорогой той, наш полк входил в Афган,
Когда был ночью поднят по тревоге.
И мы тогда, зеленые совсем,
Еще безусые в погонах мальчуганы,
Не понимали для чего – зачем,
Заходим мы на территорию Афгана.

Ведущий 2:    

Афганистан – ты стих души моей

О верности Святой солдатской чести,

О памяти той круговерти дней,

Где всё смешалось: ложь и правда вместе.

Тогда, в 1979 г. родина послала своих солдат на защиту южных рубежей, не подчиниться приказу они не могли.

Ведущий 1: 25 декабря 1979 года в 15.00 часов наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять “интернациональный долг. Официальнопровозглашенная главная цель советского военного присутствия в Афганистане формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости.  Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.

Всего лишь час до вылета нам дан, 
Всего лишь час последней передышки. 
Сказали нам: летим в Афганистан. 
В Кабул летят вчерашние мальчишки



Ученик:

Время выбрало нас,

Закружило в афганской метели….

Нас позвали друзья в грозный час –

Мы особую форму надели,

Ученик:

Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть,

Время выбрало нас.

Ведущий 2: Действуя в суровых и непривычных природно-климатических условиях Афганистана, вдали от Родины, советские военнослужащие и сотрудники силовых ведомств с честью выдержали военные испытания, отстояв геополитические и экономические интересы Отечества, на десятилетия защитив нашу страну и все человечество от религиозных фанатиков, распространения подрывной идеологии и преступной практики ваххабизма, проникновения наркотиков, военного присутствия США в регионе Передней Азии и непосредственной близости от наших государственных границ.

Ведь даже сейчас после распада СССР, границы Таджикистана с Афганистаном охраняют Московский пограничный отряд.

Ведущий 1. Все дальше в историю уходят события, связанные с Афганской войной, той братской помощью, которую наша страна, ее армия и правоохранительные органы оказали народу и правительству Афганистана в проведении демократических реформ. Тогда нам противостояли не только вооруженные бандформирования, поддерживаемые самыми реакционными мусульманскими кругами и империалистическими державами. По сути, именно в те годы СССР впервые столкнулся с радикально настроенным, хорошо подготовленным и вооруженным исламским терроризмом, чья мрачная политика и жестокие методы се осуществления ныне печально известны всему миру и отмечены гибелью тысяч ни в чем не повинных мирных людей.

Ученик

Молитва.

И опять плачут свечи, 
Из воска льётся слеза... 
Опускаются плечи, 
И устала душа. 
Я молюсь днём и ночью 
Неумелой рукой, 
Чтобы Бог дал вам силы, 
Всем вернуться домой. 
Может, эта молитва, 
Что родилась в душе, 
Белой птицей взметнётся, 
К облакам в синеве. 
И услышит Господь наш, 
Те простые слова, 
И вернутся родные, 
С той войны навсегда.

Ведущий 2: Общие потери нашей страны составили около 15 тысяч человек. Нынешнее поколение не должно забывать трагедии афганских событий, мы должны помнить о тех, кто честно исполнил воинский долг, рисковал жизнью ради великой цели – мира на земле.

Ученик.

Афганистан! Ты весь во мне:

Разрывами гранат, осколками свинца,

Ты заревом окутан, весь в огне,

Страданиям и болям нет конца.

Афганистан! Ты наша боль и горе,

Крик матерей доносится сюда,

Горючих слез уж выплакано море,

Пожалуй, хватит их на все года.

И снова поднимаюсь я в атаку,

И снова пули поднимают пыль.

Афган! Зачем же раньше сроку

Суровую всем открываешь быль.

Историю не повернуть вспять,

Сполна мы за Россию заплатили,

Но память возвращает нас опять

В Афганистан – туда, где мы служили.

Ведущий. 1. Незаживающая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних парней прервалась не одна славянская фамилия…

Ученик

Мальчишка 20-ти неполных лет,
Остался на земле Афганистана.
Мальчишка 20-ти неполных лет,
Мечтал на родину вернуться из Афгана,
Увидеть маму, встретить свой рассвет.
Да не судьба – душманской пулей скошен...
Домой вернулись письма и портрет

Ведущий 2: Страшнее всего было провожать на родину мёртвых. Солдаты предпочитали любое боевое задание, но только не это. Им не забыть «чёрный тюльпан», цинковый ящик, запах сосновых досок, чёрные от крови брезентовые носилки.

Ведущий 1: Что же такое «чёрный тюльпан»? Так называли самолёты, которые таскали через перевалы свой тягостный груз (погибших солдат), унося их тела на родину, чтобы родные смогли оплакать и проститься с ними в последний раз. Армия теряла людей на дорогах, на минных полях, в госпиталях. Но, подчиняясь приказу, она продолжала выполнять приказы.

Ведущий 2: Из Афганистана шли солдатские письма в семьи, друзьям. Письма разные .

Не всегда они доставляли радость – очень часто боль, горе и слёзы. Вот одно из этих писем, письмо Игоря Туринцева.

« Здравствуйте, мои дорогие мама, папа и братик Лёня! Пишет вам сын и брат, которого сейчас нет с вами, но который постоянно думает о вас. Сразу хочу поздравить вас всех с наступающим Новым годом, пусть этот год принесёт всем нам счастье! Служу я всё так же, на старом месте, служу нормально… . Я уже представлен к медали «За отвагу» … . Всё мечтаю о гражданской жизни, о встречи с вами. Пока всё идет нормально, надеюсь через четыре месяца быть дома. До свидания!» ( Через несколько дней Игоря Туринцева не стало)

Ведущий 1: Валерий Звонков. Мы зачитаем письмо, которое пришло родителям Валерия.

«Уважаемые Михаил Иванович и Людмила Григорьевна! С глубоким прискорбием сообщаем вам, что 30 июня 1987 года погиб ваш сын, наш боевой товарищ и друг Звонков Валерий Михайлович.

… Честность, добросовестность, исключительная человеческая добропорядочность, которую вы привили сыну за время его жизни под родительским кровом, позволили завоевать уважение у командиров и товарищей. В бою Валерий никогда не прятался за спину товарища, он был смел и честен. Такими, как Валерий, мы будем гордиться, они составляют силу нашей армии, её гордость и красу. Героический поступок Валерия спас многие жизни товарищей, но, к сожалению, он не успел спасти своей.»

Ученик:

Прости. Нам было только двадцать.

Нам жизнь не обещали.

Сынок, не надо плакать,

Мы правду защищали.

Не сбылись наши планы.

Война прожгла сердца

Звериный вой душмана

Ворвался в сон бойца.

Сгорали вертолеты,

В крови стальной клинок.

Взрывались мы на взлете.

Не плачь, терпи, сынок!

Нас солнце выжигало.

Рукой манил мираж.

И смерть в руках сжимала.

Могилы - весь пейзаж.

Я так хотел победы!

Я знаю слово ДОЛГ!

Но на гробах - береты.

И плачь гитары смолк.

В песках моя могила.

Потупился клинок,

Да смерть глядит уныло.

Не плачь, терпи сынок!

Медали не надеты.

Страна отводит взор.

Простреляны береты.

В глазах - немой укор.

Ушел - не оглянулся.

Не жизнь. Один рывок.

Прости, что не вернулся!

Прости. Не плачь, сынок!

Ведущий 2: Подвиги в Афганистане сродни подвигам воинов Великой отечественной войны. Да разве могло быть иначе – одна армия, преемственность поколений, а главное – войсковая дружба, где жизнь товарищей дороже своей.

Ученик :

Птицы ниже летят,

Тучи ниже плывут.

Мир прекрасен, солдат,

Да не легок твой труд.

Ты пройдешь до конца,

Свет над миром спасешь –

Ты похож на отца,

Ты на деда похож…

Ученик:

К бессмертному подвигу,

Высшему из вдохновений,

Не как на вершину,

Идут от ступени к ступени,

К бессмертью взлетают,

Подобно пылающим птицам, -

Себя целиком отдавая,

А не по частицам

Ученик:

Мужество – это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество – суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная

Ведущий 1: 15 февраля 1989 года генерал Громов, командующий ограниченным контингентом советских войск в Афганистане, доложил, что выход советских войск из этой страны закончен и ….на многострадальной земле Афганистана не осталось ни одного советского солдата.

Ведущий 2

До свиданья, Афган, этот призрачный мир.
Не пристало добром поминать тебя вроде,
Но о чем-то грустит боевой командир,
Мы уходим, уходим, уходим…

Когда закончилась война, солдаты и офицеры с чувством выполненного долга вернулись на родную землю.

Ведущий 1

Наш народ ждал этого дня целых девять лет. И вот 15 февраля 1989 года стал днем- символом, днем Памяти.

Мы, повстречавшись на родной земле,

Уйдя в круговорот воспоминаний,

Помянем не вернувшихся парней

Единственной минутою молчанья.

Ведущий 2. За мужество и героизм, за с честью выполненный долг орденами и медалями СССР награждено 200 тысяч военнослужащих, в том числе посмертно – 10900. Удостоены звания Героя Советского Союза 66 военнослужащих, из них – 23 посмертно.

Ученик:

За наградами мы не гонялись

Просто делали то, что могли. 
Мы с душманами яростно дрались 
За свободу афганской земли. 
Не забыть фронтовые нам будни, 
Марш-броски и засады в горах. 
И палящее солнце к полудню, 
И скрипящий песок на зубах. 
А когда возвратились обратно, 
На российской родимой земле 
Поминали друзей многократно, 
Что погибли на этой войне. 
До сих пор ноют раны средь ночи, 
И скупая мужская слеза 
Застилает усталые очи - 
Что ж ты сделала с нами, война

Ведущий 1.Познакомимся с Героями Советского Союза, звание которым присвоено посмертно, вот некоторые из них:

Задорожный Владимир Владимирович, 30 лет, старший лейтенант, родился в 1955 г., в 1972 г. после окончания суворовского военного училища был призван на службу в Советскую армию. В Афганистане с 1979 года, 28 мая 1985 года во время боя, спасая жизнь командования, накрыл собой гранату, упавшую в расположение командного пункта.Владимир Задорожный удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.

Ведущий2. Демченко Георгий Александрович, 24 года, лейтенант, родился в 1959 году, в 1977 году призван на службу в Вооруженные Силы СССР. В Афганистане с 1983 года; в мае 1983 года взвод, которым командовал Георгий Демченко, был окружен в ущелье Ганджал отрядом боевиков, в неравном бою взвод был уничтожен врагом. Демченко подорвал себя и врагов последней гранатой, за этот подвиг лейтенанту Демченко был посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий 1. А я бы хотела рассказать о герое Советского Союза, который родился и живет у нас в Бутурлиновке, в микрорайоне нашей школы.

Игольченко Сергей Викторович - старший механик-водитель танка одного из подразделений Сухопутных войск в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), рядовой.
Родился 4 июля 1966 года в деревне Берёзовка Бутурлиновского района Воронежской области (ныне в черте города Бутурлиновка) в крестьянской семье. Русский. Окончил 8 классов Берёзовской восьмилетней школы и профтехучилище. Работал в колхозе «Березовский».
В Советской Армии с ноября 1985 года. Службу проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Старший механик-водитель танка комсомолец рядовой Сергей Игольченко, боевая машина которого за период участия в боевых действиях шесть раз подрывалась на вражеских минах и фугасах, был дважды ранен, шесть раз контужен, но каждый раз оставался в строю.
Указом Президиума Верховного Совета от 3 марта 1988 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан рядовому Игольченко Сергею Викторовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Ведущий 2.Все трудности ребята переносили стойко, мужественно, героически. На горных заставах, в воздухе и на земле, в Герате и Кандагаре, Кундузе и Джелалабаде выполняли они свой воинский долг. Полистайте Книгу Памяти:…геройски погиб в ночном бою; вступил в бой с превосходящими силами противника и погиб; руководил боем, будучи смертельно раненым, до последнего дыхания; погиб в рукопашной схватке…

Ведущий 1:

Перевернем истории страницу,

Затихнет вьюга тех горячих дней.

Кто был в Афганистане, пусть гордится,

Кто не бывал, об этом не жалей.

Ведущий 2: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Именно такой трагедией для нашего народа и была афганская война.


На этом торжественное мероприятие, посвященное Дню вывода советских войск из Афганистана, закончено.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!