2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: сформулировать тему и задачи урока. . | Словесный(беседа); Наглядные методы (демонстрация). Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности создание ситуации успеха, поощрение, . . | Ребята, мы снова встретились в музыкальном кабинете, где всегда нас ждет музыка. Она – главная в этом месте, ее все мы любим и всегда ждем с ней встреч. А знаете ли вы, что может. Что умеет музыка? (Заставляет радоваться, грустить, Может рассмешить, разозлить, успокоить, убаюкать, может рассказывать…) - Действительно, музыка – настоящая волшебница Сегодня к нам на урок музыка пригласила известного русского композитора. А кто такой композитор? (человек который пишет музыку) Известен вам этот композитор? (вывешиваю портрет) Это П.И.Чайковский. Значит тема урока какая? (Великий русский композитор. Петр Ильич Чайковский). Что мы можем узнать сегодня на уроке, если тема звучит - Великий русский композитор. Пер Ильич Чайковский? Цель: узнать о жизни и творчестве П. И. Чайковского. | Проявляют личностные УУД: действие смыслообразования. Проявляют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи. познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Проявляют коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3.Решение проблемы Задача:. Решить устную задачу и обсудить ее решение; узнать биографию П. И. Чайковского, узнать о написании «Детского альбома» | По источнику получения знаний: Словесные: беседа, рассказ Наглядные: демонстрация, оъяснительно-иллюстративный По уровню включения в продуктивную деятельность: Частично-поисковый. Методы организации учебно-познавательной деятельности: Словесные: беседа. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности создание ситуации успеха, поощрение. | Ребята, что вы знаете о композиторе П. И. Чайковском? Сейчас я расскажу вам о П. И. Чайковском, а вы внимательно слушайте и подумайте почему он писал музыку для детей? Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Его знают во всем мире. Написал более 80ти произведений. Это оперы и балеты, симфонии и концерты для фортепиано, сюиты и струнные квартеты. Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье. В доме Чайковского часто звучала музыка. В семье Петра Ильича не было профессиональных музыкантов, но все очень любили музыку: глава семейства играл на флейте, мать – на арфе и фортепиано. Всего в 5 лет он уже умел играть на фортепиано. А в восемь начал записывать свои первые музыкальные впечатления в музыкальных произведениях П. И. Чайковский учился в консерватории и первый стал композитором-профессионалом т. е. стал первым по профессии композитор. Были, конечно, и другие композиторы. Они были любителями. Вот у нас есть учителя, врачи – это их профессия, работа. А вот у П. И. Чайковского работа называлась композитор. Взрослым композитор писал оперы и балеты, симфонии и концерты для фортепиано, сюиты и струнные квартеты. В память о П. И. Чайковском созданы множества музеев, памятников, улицы, город есть такой. Также существует международный музыкальный конкурс в его память. И даже учебные заведения. Вот, например, Московская консерватория, где он учился. Но кроме музыки, П. И. Чайковский очень любил своих племянников. Он подолгу играл и гулял с ними. Умел рассказывать интересные истории о странах, в которых побывал. С вниманием прислушивался к рассказам племянников о проведенном дне или разных событиях из их жизни. Племянники наполняли его дом задорным смехом, веселыми играми. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом». Он посвящен автором своему племяннику, Володе Давыдову. Ответим на вопрос, почему он писал музыку для детей? ( он любил детей, племянников, играл с ними, гулял). Ребята, как вы думаете, что может быть в «Детском альбоме?» (музыка) А о чем эта музыка? (о детях, играх, игрушках…) "Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей". Здесь встречаются картины природы и сказочные персонажи и названия детских игр, танцевальные мелодии Все произведения разнообразные по характеру, с интересными названиями. Мама, Баба-яга, Русская песня, Нянина сказка, Зимнее утро, Марш деревянных солдатиков и другие. Хотите увидеть и услышать что на страницах «Детского альбома»? Бом-бом, бом-бом, Открывается альбом. То веселый, то печальный, Не простой, а музыкальный | Проявляют Личностный: действие смыслообразования. Проявляют Метапредметный:, регулятивные УУД: волевую саморегуляцию, Проявляют познавательные УУД::умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Проявляют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме. |
4. Первичное закрепление Задача: Решить типовые задания на новый способ действия Слушание музыки: узнают изученные музыкальные произведения и называют имя автора; умеют определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: ритм, динамика, регистр. | По источнику получения знаний: Словесные: беседа, . По уровню включения в продуктивную деятельность: Частично-поисковый. Методы организации учебно-познавательной деятельности: Словесные: беседа, Методы самостоятельной работы. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности создание ситуации успеха, поощрение, Метод художественного моделирования Метод пластического интонирования | Итак, сейчас мы послушаем музыкальное произведение из детского альбома. А вы внимательно слушайте и подумайте, как можно назвать эту мелодию? Ребята, вам понравилась мелодия? Как бы назвали это произведение? А можем ли мы назвать ее Вальсом? (да) Какие особенности Вальса вы знаете? Вальсу характерна ритмичная структура в виде «раз, два, три». Давайте вместе проговорим. Давайте попробуем посчитать под музыку. И да, действительно, эту мелодию Чайковский назвал Вальс. Какие чувства вы испытали, когда слушали? Какие эмоции? (грусти, радости…). Какой характер мелодии был, когда мы прослушали композицию? Что вам захотелось сделать под эту музыку ?(танцевать). Значит характер какой? (танцевальный). Как бы вы танцевали под эту мелодию? (нежно, радостно,) А кто может танцевать этот вальс? (дети, игрушки) А как можно танцевать? Какие движения можно выполнять? ( кружение, взмахи рукой, покачивание). Давайте встанем и попробуем станцевать Вальс. Молодцы, а сейчас предлагаю посмотреть, как играет профессиональный музыкант эту мелодию. Поаплодируем исполнителю. Понравилось ли вам, как играл музыкант? А как вы думаете, вот он взрослый, а играет мелодии из Детского альбома? Почему так? (он любит своих детей, чувствует детей, вспоминает свое детство). Ребята, У П. И. Чайковского в детском альбоме было много пьес. Мы с вами послушали пьесу «Вальс». А сейчас узнаем еще одно произведение. Оно называется «Марш деревянных солдатиков». Для начала, представим, что мы с вами все профессиональные композиторы. Как бы мы написали это произведение, давайте разберемся. Посмотрите, у нас есть вот такая таблица. Давайте прочитаем 1й столбик (темп, динамика, регистр). Прочитайте, что написано в 1ой строчке? (наша музыка, Музыка П. И. Чайковского) Сейчас нашей задачей будет заполнить эту таблицу. Сначала заполним Нашу музыку. Посмотрим на название – Марш деревянных солдатиков. Как понять деревянных? Это значит, каких? (игрушечных). А как вы думаете, какой темп может быть у игрушечных солдатиков быстрый, умеренный или медленный? А кто играл или играет в солдатиков? У кого есть такие игрушки? А скажите они сами по себе маленькие или большие? (маленькие) Значит, какой должен быт темп, если солдатики маленькие, им нужно быстро двигаться? (быстрый). Двигаемся дальше. Мы записали в нашу музыку темп. Он быстрый. А какой может быть динамика? Громкая? Тихая? Или не очень громкая? Может ли быть громкая? Почему нет? (это маленькие солдатики, двигаются не громко) Может ли быть тихая? Почему не может? Все таки это у нас что? (марш). А в марше участвуют какие солдаты? (смелые, ловкие). Тихо они не могут маршировать. Может ли быть не очень громкая? (может) Почему?(это игрушечные солдатики, которые двигаются смело, но так как они деревянные и маленькие они не могут двигаться громко). Значит динамика какая? (не очень громкая) Что еще нам как музыкантам, нужно дописать? (регистр). Какой может быть регистр? Высокий? Средний? Или низкий? Высокий. Почему высокий? Солдатики двигаются легко, бесшумно. А почему не может быть низкий? Посмотрите, все ли мы заполнили в нашей музыке? (да). Мы с вами определили свой Марш деревянных солдатиков. А теперь послушаем, как его записал П. И. Чайковский. Но нам нужно заполнить до конца таблицу. 1 ряд – вы внимательно слушайте, в каком темпе быстром или медленном звучит мелодия 2 ряд – вы послушайте, какая динамика в мелодии громкая, тихая или не очень громкая. 3 ряд – а вы послушайте, какой регистр в произведении высокий или низкий. Ребята, вам понравилась мелодия? 1 ряд какой темп вы услышали? Если согласны, поднимите руку. Да, действительно П. И. Чайковский написал Марш в быстром темпе. 2 ряд какую вы динамику услышали? Если согласны, поднимите руку Вы правы, в мелодии была не очень громкая динамика. 3 ряд в каком регистре звучало произведение? Если согласны, поднимите руку Да, это был высокий регистр. Посмотрите на нашу таблицу. Что здесь необычного? (наша музыка и музыка Чаковского совпала). А как вы думаете, почему? Вы дети, недавно играли еще с игрушками, поэтому мы с вами смогли догадаться и понять как могут двигаются деревянные солдатики. А почему, П.И. Чайковский – он взрослый человек. Откуда он знает, как можно было передать в музыке марш деревянных солдатиков? (он профессионал, он играл с детьми, он их понимал) Что вам захотелось делать под эту мелодию? (маршировать). Значит какой характер мелодии? (марш). Как вы услышали, что это игрушки маршировали? (он быстрый…) Как вы думаете, куда и с каким настроением могли шествовать деревянные солдатики? На парад? На новогодний праздник? На войну? Представим, что наши пальчики, это деревянные солдатики, попробуем ими промаршировать, вот так. Посмотрите, какой четкий ритмический рисунок отражает в мелодии композитор. А теперь промаршируем пальчиками под музыку. Молодцы. А сейчас, встанем. Представим, что мы деревянные солдатики и попробуем промаршировать, как эти солдатики. Вспомните, когда мы маршировали пальчиками, слышно ли бы было этот марш? (нет) Сейчас также, как игрушечные солдатики, тихо и бодро промаршируем. Как будем маршировать? Покажите. А теперь попробуем с произведением. Молодцы, вы очень были похожи на солдатиков. Присаживайтесь Ребята, мы с вами прослушали 2 произведения из Детского альбома. Но это лишь малая часть композиций из Детского альбома. Как зовут композитора, который написал эти произведения? (П. И. Чайковский) Как называется альбом, в котором находятся эти произведения? (Детский альбом) Молодцы, действительно, композитор, который записал Детский альбом – это П. И. Чайковский. Его мелодии легки, воздушны, мелодичны, динамичны для прослушивания. Посмотрите, мы с вами выполнили поставленную цель? . | Проявляют Личностные УУД интерес размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству;. регулятивные УУД (освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности; волевую саморегуляцию,); познавательные УУД (умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, в процессе интонационно-образного, жанрового и анализа музыкальных произведений; использование различных способов поиска, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и сопровождением; осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования); коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности). |
5.Организация самостоятельной работы Задача: повторить песню, исполнить песню всем, по группам, оценить исполнение песни Создать положительный эмоциональный настрой Хоровое пение: грамотно и выразительно исполняют песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием; знают о способах и приемах выразительного музыкального интонирования; соблюдают при пении певческую установку. Используют в процессе пения правильное певческое дыхание; ясно выговаривают слова песни, пюет гласные округленным звуком, отчетливо произносят согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения. | По источнику получения знаний: словесные (беседа),практические (исполнение песни). Методы формирования умений и навыков, применений знаний. Методы контроля и самоконтроля. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых форм организации обучения. | Ребята, какую песню вы выучили на прошлых уроках? (Россия (у моей России)). Ребята, как нужно правильно сидеть, для хорошего исполнения песни?(варианты детей). -Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь: • Спину выпрями скорей, ноги в пол и пой смелей! • Раз, Два и запел, чистый звук полетел. • Руки, плечи всё свободно, петь приятно и удобно. -Ребята, посмотрите, чтобы посадка у каждого из вас была правильной. -Ребята, первое упражнение, которое мы с вами выполним, называется «Ладошки». Ладушки-ладошки, звонкие хлопушки. Мы ладошки все сжимаем – носом правильно вдыхаем. Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем. -Ребята, как мы с вами вдыхаем (активно, резко). -Как мы с вами выдыхаем? (медленно, спокойно) -Ребята, кому не понятно выполнение задания поднимите руку. (повторяются 4 раза). -Следующее задание у нас будет артикуляционная зарядка, для того чтобы размять наш язык и губы. -Повторяйте движения за мной Губы, просыпайтесь! Ротик, открывайся (вибрируем губами) (очень широко открываем рот)! Язычок, покажись, и зубов не страшись (кусаем кончик своего языка), (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)! Зубам надоело кусать — стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами). Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный! Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами). Не сердитесь, не кусайтесь, а вместе с нами улыбайтесь! (проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся) -Ребята, вот мы с вами размяли наш язычок и губы для хорошего пения и для того чтобы речь и дикция у нас с вами была выразительной, предлагаю выполнить еще одно упражнение. Упражнение называется «Родина моя» -Сейчас нам с вами Любовь Львовна подыграет, а мы с вами выполним последнею распеву. -Сейчас начинаем с первого ряда пропеваем «Родина, Родина моя». -Начинаем с первого ряда. Слушайте внимательно мелодию. (так 3 ряда). -Замечательно, а теперь все вместе пропиваем «Родина, Родина моя» Ребята, вы уже выучили песню Россия. Перед тем как ее исполнить полностью, предлагаю вспомнить 3 куплет. Прослушаем его. Вспомнили? А теперь, пропоем все вместе 3 куплет. Итак, мы вспомнили 3 куплет, а теперь я предлагаю вам исполнить песню полностью со словами. Для этого встанем. Представим, что мы на сцене. Как нужно выглядеть на сцене? Плечи выпрямим. Какой характер в этой песне? (можем ли мы подтанцовывать?). Покажите, какие движения можно сделать (покачаться из стороны в сторону). Хорошо, поем. Молодцы. А сейчас исполним уже эту песню без слов автора. Как нужно петь эту песню? С каким чувством? Посмотрите, на 1 куплет. О чем там поется? (о том, что мы похожи на Россию). Как мы споем этот куплет? (тихо, как будто сами себе говорим) Как мы споем второй куплет? О чем он? ( чуть громче, как будто рассказываем, что Россия похожа на маму). А как споем 3 куплет? Споем уверенно, ярко, выразительно. Почему? (так как в куплете говорится, о том, что мы все вместе) Поем. Молодцы, поаплодируем себе. Присаживайтесь. Давайте оцени себя. Поднимите руку, те кто пел уверенно, выразительно. Поднимите руку, если вы запомнили все слова и пели их правильно А как вы пели эту песню? ( с гордостью) Какие трудности у вас возникли в исполнении песни? | Проявляют личностные УУД обучающиеся проявляют чувства гордости за свою Родину; регулятивные УУД (формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры; волевую саморегуляцию,); познавательные УУД (осознанное построение речевых высказываний, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования); коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; |