СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки по теме: "Хоровод муз"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки по теме: "Хоровод муз"»

УРОК 2: «Хоровод муз» - 1 час


Содержание: Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных наро-дов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сход-ство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.

Музыкальный материал: «Во поле берёза стояла» русская народная песня; «Берёза» русский хоровод, обр. Е. Кузнецова; «Хора и Сырба» молдавские народные наигрыши;

«Сиртаки» М. Теодоракиса; «Песня о школе» Д. Кабалевский, В. Викторов

Оборудование: магнитофон, CD-диск, наглядный материал (термины, понятия), разда-точный материал (текст песни).

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с Вами продолжаем путешествие в удивительный мир музыки!

Мы продолжим учиться слушать и слышать музыку.

ЭПИГРАФ:

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поёт волна.

Как дождь в окно твоё стучится,-

Повсюду музыка слышна.

Т. Некрасова

На прошлом уроке мы слушали звуки, которые окружают нас.


- Вспомните, какие бывают звуки? (Нас окружают самые разные звуки: музыкальные и немузыкальные)

- Приведите примеры музыкальных и немузыкальных (шумовых) звуков? (ответы обучающихся)


Правильно. А ещё на прошлый урок приходила чудесная гостья - Муза.

- Как её звали? (Терпсихора)


Терпсихора — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед людьми чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг. Терпсихора подарила нам прекрасную музыку, которую мы с вами охарактеризовали словами:

СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (фрагмент)


- Вспомните название этого музыкального произведения? («Па-де-де» из балета «Щелкунчик»)

- Назовите автора этой музыки? (Пётр Ильич Чайковский)


Правильно, эту музыку сочинил композитор – Пётр Ильич Чайковский.


- Вспомните, кто ещё нужен, чтобы зазвучала музыка? (Композитор – исполнитель-слушатель)


3 этап. Изучение нового материала.

Правильно. В реальной жизни не всем доведётся быть исполнителями музыки или её композиторами. Для этого необходимо обладать природным музыкальным даром, редкими способностями. А чтобы быть внимательным слушателем нужно только желание.

Музыка сопровождает нас с самого рождения.

Сегодня мы будем знакомиться с музыкой, которая звучит в самых различных жизненных обстоятельствах.

Вспомните какой-нибудь праздничный день.

Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким-то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, — музыка становится частью жизни.


Вспомните добрую фею-волшебницу, которая помогает нам путешествовать по музыкальной стране.

- Как её зовут? ( Муза Терпсихора)

Верно. Муза поведет нас из страны в страну, будет раскрывать перед нами - слушателями особенности песен и танцев разных народов мира.

Обратите внимание на доску.

Давайте все вместе почитаем тему нашего урока «Хоровод Муз».


Кто такие Музы мы уже знаем.

- А что означает слово «хоровод»? (ответы обучающихся)


Хоровод – это народная песня-танец, в котором исполнители двигаются по кругу друг за другом.

(Учитель обращает внимание обучающихся на доску).

Посмотрите внимательно на это слово.

ХОР – много певцов; ВОД (водить) – танцевать.

Вот и получается что ХОРОВОД – песня-танец.

Хоровод также древний вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод – это всегда движение, чаще всего по кругу.


ФОНОГРАММА. Звон колокольчика.(вставить в презентацию)


- Вы слышали, как прозвенел колокольчик? (ответы обучающихся)


Это наша фея Терпсихора хочет, чтобы мы отправлялись в путешествие по разным странам. Первая страна, в которую мы попали – РОССИЯ. (На доске открывается табличка)

В РОССИИ существует множество хороводов. Русская народная песня-хоровод с которой мы будем знакомиться сегодня наверняка известна вам. Попытайтесь узнать её.


СЛУШАНИЕ: «Во поле берёза стояла» РНП.


- Узнали? Как называется эта песня? (ответы обучающихся)

- Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)


Попробуем спеть эту песню так же нежно, неторопливо, чисто.


ПЕНИЕ: «Во поле берёза стояла» РНП.


Но ведь «Во поле берёза стояла» не только песня. Это хоровод – песня-танец.


Но снова прозвенел колокольчик, а это значит, Муза перенесла нас в новую страну. Это МОЛДАВИЯ. (На доске открывается табличка)

Там тоже существует известнейшие хороводные пляски с пением. Называются они «Хора и Сырба». Послушаем их.


- Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)

- Какое настроение у вас создаёт? (ответы обучающихся)



Колокольчик снова прозвенел. Мы отправляемся в новую страну, чтобы познакомиться с новым хороводом. Эта страна – ГРЕЦИЯ. (На доске открывается табличка - ГРЕЦИЯ)

Греция известна всему миру танцем-хороводом под названием

«Сиртаки».


СЛУШАНИЕ: «Сиртаки» греческий народный танец.


- Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)

- Какое настроение у вас создаёт? (ответы обучающихся)


Давайте подберём выразительные движения к этому танцу.


Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие интересные встречи приготовила для нас Муза Терпсихора. Она знакомила нас с древний вид искусства - песнями-танцами, в котором исполнители двигаются по кругу друг за другом.


- Как называются такие песни-танцы? (Хоровод)


Правильно. Муза знакомила нас с песнями-танцами разных народов мира.


- Давайте вместе вспомним, по каким странам мы путешествовали? (Россия, Греция, Молдавия)

- Как назывались эти хороводы? (Русский хоровод «Во поле берёза стояла», молдавские хороводные пляски с пением «Хора и Сырба», греческий танец «Сиртаки»)

- Какой из хороводов вам понравился больше всего? (ответы обучающихся)


Сегодня на уроке у нас был целый хоровод муз. Мы слушали разную музыку: неторопливую и подвижную, весёлую и нежную. Вы познакомились с танцевальными движениями греческого «Сиртаки» и русского хоровода «Во поле береза стояла». Мы не знаем молдавского и греческого языка, но музыкальный язык разных стран и народов был вам понятен.

ПОТОМУ ЧТО музыка не требует перевода. Если вы внимательный слушатель – музыка понятна без слов.

Давайте поблагодарим нашу Музу за интересное путешествие.

(Учитель и обучающиеся аплодируют Музе)


4этап. Домашнее задание.

Заполнить таблицу «Хоровод Муз!».


«ХОРОВОД Муз!»

РОССИЯ

Х О Р О В О Д

МОЛДАВИЯ

Х О Р А

С Ы Р Б А

ГРЕЦИЯ

С И Р Т А К И

5этап. Подведение итогов урока.

Завершим наш урок работой над «Песней о школе» Дмитрия Кабалевского на слова В. Викторова.

Перед началом пения вспомним, что музыка возникает из тишины. Поэтому давайте выпрямим спинки, расправим плечи, поднимем голову, послушаем тишину…


Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!