СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки по теме: "Хоровод муз"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки по теме: "Хоровод муз"»

УРОК 2: «Хоровод муз» - 1 час


Содержание: Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных наро-дов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сход-ство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.

Музыкальный материал: «Во поле берёза стояла» русская народная песня; «Берёза» русский хоровод, обр. Е. Кузнецова; «Хора и Сырба» молдавские народные наигрыши;

«Сиртаки» М. Теодоракиса; «Песня о школе» Д. Кабалевский, В. Викторов

Оборудование: магнитофон, CD-диск, наглядный материал (термины, понятия), разда-точный материал (текст песни).

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с Вами продолжаем путешествие в удивительный мир музыки!

Мы продолжим учиться слушать и слышать музыку.

ЭПИГРАФ:

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поёт волна.

Как дождь в окно твоё стучится,-

Повсюду музыка слышна.

Т. Некрасова

На прошлом уроке мы слушали звуки, которые окружают нас.


- Вспомните, какие бывают звуки? (Нас окружают самые разные звуки: музыкальные и немузыкальные)

- Приведите примеры музыкальных и немузыкальных (шумовых) звуков? (ответы обучающихся)


Правильно. А ещё на прошлый урок приходила чудесная гостья - Муза.

- Как её звали? (Терпсихора)


Терпсихора — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед людьми чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг. Терпсихора подарила нам прекрасную музыку, которую мы с вами охарактеризовали словами:

СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (фрагмент)


- Вспомните название этого музыкального произведения? («Па-де-де» из балета «Щелкунчик»)

- Назовите автора этой музыки? (Пётр Ильич Чайковский)


Правильно, эту музыку сочинил композитор – Пётр Ильич Чайковский.


- Вспомните, кто ещё нужен, чтобы зазвучала музыка? (Композитор – исполнитель-слушатель)


3 этап. Изучение нового материала.

Правильно. В реальной жизни не всем доведётся быть исполнителями музыки или её композиторами. Для этого необходимо обладать природным музыкальным даром, редкими способностями. А чтобы быть внимательным слушателем нужно только желание.

Музыка сопровождает нас с самого рождения.

Сегодня мы будем знакомиться с музыкой, которая звучит в самых различных жизненных обстоятельствах.

Вспомните какой-нибудь праздничный день.

Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким-то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, — музыка становится частью жизни.


Вспомните добрую фею-волшебницу, которая помогает нам путешествовать по музыкальной стране.

- Как её зовут? ( Муза Терпсихора)

Верно. Муза поведет нас из страны в страну, будет раскрывать перед нами - слушателями особенности песен и танцев разных народов мира.

Обратите внимание на доску.

Давайте все вместе почитаем тему нашего урока «Хоровод Муз».


Кто такие Музы мы уже знаем.

- А что означает слово «хоровод»? (ответы обучающихся)


Хоровод – это народная песня-танец, в котором исполнители двигаются по кругу друг за другом.

(Учитель обращает внимание обучающихся на доску).

Посмотрите внимательно на это слово.

ХОР – много певцов; ВОД (водить) – танцевать.

Вот и получается что ХОРОВОД – песня-танец.

Хоровод также древний вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод – это всегда движение, чаще всего по кругу.


ФОНОГРАММА. Звон колокольчика.(вставить в презентацию)


- Вы слышали, как прозвенел колокольчик? (ответы обучающихся)


Это наша фея Терпсихора хочет, чтобы мы отправлялись в путешествие по разным странам. Первая страна, в которую мы попали – РОССИЯ. (На доске открывается табличка)

В РОССИИ существует множество хороводов. Русская народная песня-хоровод с которой мы будем знакомиться сегодня наверняка известна вам. Попытайтесь узнать её.


СЛУШАНИЕ: «Во поле берёза стояла» РНП.


- Узнали? Как называется эта песня? (ответы обучающихся)

- Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)


Попробуем спеть эту песню так же нежно, неторопливо, чисто.


ПЕНИЕ: «Во поле берёза стояла» РНП.


Но ведь «Во поле берёза стояла» не только песня. Это хоровод – песня-танец.


Но снова прозвенел колокольчик, а это значит, Муза перенесла нас в новую страну. Это МОЛДАВИЯ. (На доске открывается табличка)

Там тоже существует известнейшие хороводные пляски с пением. Называются они «Хора и Сырба». Послушаем их.


- Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)

- Какое настроение у вас создаёт? (ответы обучающихся)



Колокольчик снова прозвенел. Мы отправляемся в новую страну, чтобы познакомиться с новым хороводом. Эта страна – ГРЕЦИЯ. (На доске открывается табличка - ГРЕЦИЯ)

Греция известна всему миру танцем-хороводом под названием

«Сиртаки».


СЛУШАНИЕ: «Сиртаки» греческий народный танец.


- Как звучит эта мелодия? (ответы обучающихся)

- Какое настроение у вас создаёт? (ответы обучающихся)


Давайте подберём выразительные движения к этому танцу.


Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие интересные встречи приготовила для нас Муза Терпсихора. Она знакомила нас с древний вид искусства - песнями-танцами, в котором исполнители двигаются по кругу друг за другом.


- Как называются такие песни-танцы? (Хоровод)


Правильно. Муза знакомила нас с песнями-танцами разных народов мира.


- Давайте вместе вспомним, по каким странам мы путешествовали? (Россия, Греция, Молдавия)

- Как назывались эти хороводы? (Русский хоровод «Во поле берёза стояла», молдавские хороводные пляски с пением «Хора и Сырба», греческий танец «Сиртаки»)

- Какой из хороводов вам понравился больше всего? (ответы обучающихся)


Сегодня на уроке у нас был целый хоровод муз. Мы слушали разную музыку: неторопливую и подвижную, весёлую и нежную. Вы познакомились с танцевальными движениями греческого «Сиртаки» и русского хоровода «Во поле береза стояла». Мы не знаем молдавского и греческого языка, но музыкальный язык разных стран и народов был вам понятен.

ПОТОМУ ЧТО музыка не требует перевода. Если вы внимательный слушатель – музыка понятна без слов.

Давайте поблагодарим нашу Музу за интересное путешествие.

(Учитель и обучающиеся аплодируют Музе)


4этап. Домашнее задание.

Заполнить таблицу «Хоровод Муз!».


«ХОРОВОД Муз!»

РОССИЯ

Х О Р О В О Д

МОЛДАВИЯ

Х О Р А

С Ы Р Б А

ГРЕЦИЯ

С И Р Т А К И

5этап. Подведение итогов урока.

Завершим наш урок работой над «Песней о школе» Дмитрия Кабалевского на слова В. Викторова.

Перед началом пения вспомним, что музыка возникает из тишины. Поэтому давайте выпрямим спинки, расправим плечи, поднимем голову, послушаем тишину…


Спасибо за урок!