2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: сформулировать тему и задачи урока. Воспитательные: формировать положительное отношение к урокам музыки; Развивающие: развивать регулятивные УУД умение осуществлять волевую саморегуляцию; развивать умение ставить цель урока; развивать умение анализировать информацию; развивать умение отвечать на вопросы; развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Словесные: беседа Наглядные методы: демонстрация Практические: упражнение Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение, создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием. | - Ребята, мы снова встретились в музыкальном кабинете, где всегда нас ждет музыка. Она – главная в этом месте, ее все мы любим и всегда ждем с ней встреч. - Скажите, музыка всегда одинаковая или разная? (разная) - А чем одно музыкальное произведение может отличаться от другого? (предположения обучающихся) - Чтобы нам узнать тему сегодняшнего урока, разгадаем анаграмму. Это такое слово, в котором буквы перепутались местами. Вам необходимо выстроить их правильной последовательности и называть слово. (Анаграмма: Т И Р М) - Что у вас получилось? (ритм) - Верно, это и будет темой нашего урока. - Кто сможет сказать, что такое ритм? (предположения обучающихся) - Тогда что мы можем узнать сегодня на уроке? (что такое ритм) - Да, вы правы, но мы не только познакомимся с понятием «ритм», а ещё и будем учиться определять его в музыке. Цель: познакомиться с понятием «ритм» и учиться определять ритм в музыкальных произведениях. | Личностные УУД: демонстрируют положительное отношение к урокам музыки; Проявляют регулятивные УУД: ставят цель урока совместно с учителем; познавательные УУД: (общеучебные): анализируют предложенную информацию; коммуникативные УУД: отвечают на вопросы учителя; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. |
3.Решение проблемы Задача этапа: Решить устную задачу и обсудить ее решение. Воспитательные: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, положительное отношение к урокам музыки, воспитывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. Развивающие: развивать регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя) Познавательные УУД (умение использовать знаково-символические средства представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, умение анализировать информацию). коммуникативные УУД (умение рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, умение отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение взаимодействовать с учителем и сверстниками); 4. Первичное закрепление Задача этапа: Решить типовые задания на новый способ действия Слушание музыки: Задачи: учить определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, регистр, дать представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, учить определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях, учить импровизировать под музыку с использованием маршеобразных движений; знакомить с историей создания музыкального произведения; знакомить с понятиями «ритм», «ритмический рисунок», «длительность». | По источнику получения знаний: Словесные: беседа. Наглядные: демонстрация. По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый. Методы организации учебно-познавательной деятельности: Словесные: беседа, рассказ. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение, создание ситуации успеха. Метод пластического интонирования: приём ритмопластики. Метод интонационно-стилевого постижения. | - Ребята, сегодня предлагаю вам познакомиться с музыкальным произведением Петра Ильича Чайковского. - Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, педагог, дирижёр 19-го века. Пётр Ильич создал множество замечательных произведений, в том числе и для детей. Одним из значимых альбомов композитора был «Детский альбом» - это сборник пьес для детей, посвящённый племяннику композитора Володе Давыдову. Альбом разделён на несколько циклов – утренний, дневной, вечерний, в которых музыкальные пьесы рассказывают о том, как проводит день ребёнок 19 века. - Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением из дневного цикла – «Марш деревянных солдатиков», в котором мы можем представить, как ребёнок 19 века играл в солдатики. - При прослушивании вам нужно быть очень внимательными, не мешать друг-другу. Подумайте, о чём эта музыка. *прослушивание музыкального произведения (первичное)* - Скажите, ребята, какое настроение у вас появилось после прослушивания музыкального произведения? - Что вы почувствовали? - Какие эпизоды и моменты в музыке вам понравились больше всего? Почему? - Эта мелодия звучит плавно или отрывисто? (отрывисто) - А как вы почувствовали, мелодия движется вверх, вниз или как будто скачет? (будто скачет) - Значит, её можно назвать скачкообразной или поступенной, как будто мы поднимаемся по ступеням. - Музыка звучит медленно или быстро? (быстро) - А громко или тихо? (громко) - Можно её назвать торжественной? (да) - Меняется ли она? Становится громче? (да) - Правильно. Сначала солдатики хорошо маршировали, потом, видимо, они остановились и играли на барабанах. А затем снова пошли маршем. - Сколько частей у нас получилось в произведении, если сначала солдатики маршировали, затем остановились, а потом снова маршировали? (3 части) - Предлагаю вам встать между партами и маршировать, как солдатики. Будьте внимательны. *повторное прослушивание произведения* - Мы оказались правы? 3 части получилось? (да) - А получилось ли у вас маршировать, как солдатики? (да) - А что ещё можно делать под эту музыку? (предположения обучающихся) - Мы попробуем под данное произведение хлопать в ладоши. Это называется ритм. Ритм – это чередующаяся последовательность звуков. А сочетание длинных и коротких звуков в определённом порядке – это ритмический рисунок. - В первой и третьей частях преобладают короткие звуки, или длительности. Т.е. и наши хлопки будут такие же короткие. *показать* - А во второй – длинные звуки, или длительности. Наши хлопки будут протяжнее. - Посмотрите внимательно на доску. Короткие по длительности звуки мы обозначаем вот таким знаком *четвертная нота*. - Они, повторю, встречаются в 1 и 3 частях. - А вот это (на доске) обозначение длинных звуков *половинная нота*. - Звуки этой длительности встречаются во второй части. - В половинную входят две четверных нотки. - В музыке существуют нотки целые *нарисовать*, половинные *нарисовать*, четвертные *нарисовать* и восьмые *нарисовать*. - Самые длинные – целые, а самые короткие – восьмые. Если необходимо с помощью хлопков показать очень короткие по длительности звуки, используют восьмые, чуть длиннее – четвертные, ещё длиннее – половинные и самые длинные – целые. Мы же будем использовать только половинные во второй части и четвертные в первой и третьей частях. - У каждого ряда будет своя часть – у 1 –первая, у 2 – вторая, у 3 – третья. - Давайте потренируемся. Сейчас вновь будет звучать музыка, а мы попробуем прохлопать каждую часть. - Начнём с коротких по длительности звуков – первого ряда. *учитель вместе с детьми создаёт ритм* - А теперь длинные – вторая часть. - И вновь короткие – третья часть. *обучающиеся тренируются воспроизводить ритм* - Теперь попробуйте самостоятельно. - Молодцы, ребята. - Так, всё-таки, что такое ритм? Выберите из предложенных определений верное. Ритм – это… А) чередующаяся последовательность звуков Б) сила звучания музыки В) скорость звучания музыки - Хорошо. А тогда кто сможет ответить, что такое ритмический рисунок? (чередование музыкальных длительностей) - Кто согласен с ответом, поднимает руку. - Вы правильно сказали про длительность. А какие бывают звуки по длительности? (короткие и длинные) - А с помощью каких движений можно передать ритм музыки? (марш, хлопки) - - Да, но существует ещё немало способов. С ними мы познакомимся на следующих уроках. | Проявляют Личностные УУД: демонстрируют эстетические потребности, ценности и чувства, положительное отношение к урокам музыки, проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. Метапредметный: регулятивные УУД: умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя. познавательные УУД: знаково-символические средства представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, умение анализировать информацию. коммуникативные УУД: умение рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, умение отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение взаимодействовать с учителем и сверстниками. Слушание музыки: обучающиеся умеют определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, регистр, имеют представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, определяют жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях, умеют импровизировать под музыку с использованием маршеобразных движений; знакомы с историей создания музыкального произведения; знакомы с понятиями «ритм», «ритмический рисунок», «длительность». |
5.Организация самостоятельной работы Задача этапа: познакомить с песней, начать разучивать и исполнить фрагмент песни. Воспитательные: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, положительное отношение к урокам музыки, воспитывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. регулятивные УУД развивать умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя. познавательные УУД развивать умение сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира, умение использовать знаково-символические средства представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, умение анализировать информацию. коммуникативные УУД: развивать умение рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, умение отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение взаимодействовать с учителем и сверстниками Хоровое пение: Задачи: учить грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием, учить соблюдать при пении певческую установку, использовать в процессе пения правильное певческое дыхание, учить ясно выговаривать слова песни, петь гласные округленным звуком, отчетливо произносить согласные, использовать средства артикуляции для достижения выразительности исполнения. | По источнику получения знаний: словесные: беседа. практические: исполнение песни. Методы формирования умений и навыков, применений знаний: Методы контроля и самоконтроля: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение. Методы вокально-хоровой работы: певческая установка (наблюдение за обучающимися); певческое дыхание (упражнения на дыхание); звукообразование (пояснение педагога о качестве звучания); проговаривание слов по цепочке, пение целого текста песни. | Ребята, сегодня мы начнем разучивать песню Юрия Сергеевича Энтина и Владимира Яковлевича Шаинского – «Антошка». -В каком мультфильме можно услышать эту песню? (в мультфильме «Антошка») - Предлагаю вам ещё раз послушать эту песню. *слушают песню «Антошка»* -Какая музыка по настроению? (весёлая, радостная, забавная) -Какой по характеру Антошка? (ленивый, весёлый, игривый, забавный) -О чём рассказывает эта песня? (о лени Антошки) -Чему учит история про Антошку? (нужно быть трудолюбивым и не лениться) -А как герои мультфильма поют данную песню – все вместе или по очереди? (По очереди. Сначала ребята, а потом Антошка) -Верно. Антошка поет свои песни один, он отвечает в песне на предложения своих друзей, даже спорит с ними. На музыкальном языке такой исполнитель называется солистом. Давайте еще раз послушаем часть песни и попробуем определить, одну и ту же мелодию, одинаковые или разные слова поет Антошка. Повторное прослушивание фрагмента песни. -Что вы заметили? Кто поёт разные слова, а кто – одинаковые? (Друзья Антошки поют в песне разные слова, а у Антошки слова периодически повторяются) -Скажите, в какой части песни одинаковые слова – в запев или в припеве? (в припеве) -Верно. А другая часть песни – с разными вариантами слов – это куплет. А какую часть песни поет Антошка, а какую - его друзья? (Друзья поют запев, а Антошка – припев) -Сегодня на уроке мы продолжим разучивать песню «Антошка». Ребята, как нужно правильно сидеть, для хорошего исполнения песни? (Нужно сидеть подтянуто, не напряженно, развернув плечи и держа голову прямо) - Это называется певческая установка. -А как нужно правильно дышать во время пения? (Сначала вдох, задержка дыхания, выдох) -А как необходимо петь? Нужно ли кричать во время пения? (Не крича, петь мягко, протяжно, плавно) -Верно. Но сначала выполним артикуляционную гимнастику. 1. Покусать кончик языка. 2. Высовывать язык вперёд и убирать его назад, при этом покусывая весь язык. 3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами. 4. Провести языком между губами и зубами, как бы очищая зубы. 5. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки. 6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Задание для детей: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие – медленно и низко, маленькие – быстро и высоко.) -А теперь предлагаю выполнить вокально-хоровые упражнения, чтобы голос подготовить к правильному пению. Первое упражнение называется «Вопрос-ответ». Сейчас нам учитель подыграет мелодию на фортепиано, а мы с вами споем упражнения для распевания. “У жирафа есть вопро-ОС Для чего высокий ро-ОСТ Видно с этой высоты-Ы Всех, кто прячется в кусты-Ы” Ребята, начнём разучивать песню. - Будем проговаривать фразы по цепочке, чтобы лучше запомнить их. Не забывайте, читать нужно выразительно. *проговаривают первую фразу* (Антошка, Антошка, пойдём копать картошку) - Произнесём эту фразу шёпотом. - Прочитайте вторую фразу. Похожа ли она на предыдущую? (да) - Но в конце есть долгий звук «о» и мелодия направлена вниз. - В этой песне непростой ритм. Попробуем его прохлопать. *учитель помогает детям воссоздать ритм песни* - Теперь я исполню эти строки под аккомпанемент, а вы послушайте, как они звучат. *дирижировать рукой* - Попробуем исполнить фразу в медленном темпе. - Хорошо. А сейчас в обычном темпе. - Переходим к припеву. Так же прочитаем первую фразу. (Дили-дили, трали-вали) *повторный алгоритм действий: сначала шёпотом, потом ритм хлопками, потом в медленном темпе, затем – в обычном* - Прочитаем следующую строку. (Это мы не проходили, это нам не задавали) *повторный алгоритм действий: сначала шёпотом, потом ритм хлопками, потом в медленном темпе, затем – в обычном* - Что вы необычного заметили в куплете и припеве? Повторяются ли фразы? (да) - И какими словами заканчивается куплет? (Парам-пам-пам, парам-пам-пам) *повторный алгоритм действий: сначала шёпотом, потом ритм хлопками, потом в медленном темпе, затем – в обычном* - Теперь исполним весь куплет под фонограмму. - А теперь – без фонограммы. Давайте оценим себя. Поднимите руку, те кто пел уверенно, выразительно. Поднимите руку, если вы запомнили все слова и пели их правильно А как вы пели эту песню? (с гордостью) Какие трудности у вас возникли в исполнении песни? | Проявляют личностные УУД демонстрируют эстетические потребности, ценности и чувства, положительное отношение к урокам музыки, проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей регулятивные УУД умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя. познавательные УУД умение сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира, умение использовать знаково-символические средства представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, умение анализировать информацию. коммуникативные УУД : умение рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, умение отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение взаимодействовать с учителем и сверстниками. Хоровое пение: грамотно и выразительно исполняют песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием, соблюдают при пении певческую установку, использует в процессе пения правильное певческое дыхание, ясно выговаривают слова песни, поют гласные округленным звуком, отчетливо произносят согласные, используют средства артикуляции для достижения выразительности исполнения. |
7. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты) Задача: Развивающие: развивать умение осуществлять самооценку результатов деятельности; развивать умение сохранять цель на протяжении всего урока; развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; развивать умение взаимодействовать с учителем и сверстниками. | По источнику получения знаний: словесные беседа. | - Наш урок подходит к концу. Посмотрите внимательно на ту цель, что мы установили. Достигли мы её? (да) - Что вы нового узнали? Все ли было понятно? Какие трудности возникли? Сегодня на уроке, хорошо работали и помогали мне…. . - А теперь я вам предлагаю оценить свою деятельность. - Ребята, если сегодня на уроке вы узнали новую для себя информацию, справились со всеми трудностями и были успешны, поднимите зелёный кружок, который лежит у вас на парте. - Если возникали трудности, было где-то непросто, но вы смогли их преодолеть – жёлтый круг. - А если совсем не стравились и у вас осталось плохое настроение после урока – красный. - Спасибо, мне было очень приятно с вами поработать! Спасибо за урок! | Проявляют коммуникативные УУД: умеют отвечать на вопросы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение взаимодействовать с учителем и сверстниками. Проявляют регулятивные УУД: умеют осуществлять самооценку своей деятельности |